Памяти Режиссёра

05 июля пришло печальное сообщение об уходе из жизни великого советского и российского режиссёра Владимира Валентиновича Меньшова (1939 - 2021). Как это принято, СМИ и особенно ТВ напомнили всем об его наградах и творчестве, прежде всего о кинофильме «Москва слезам не верит» (1979), за что его творец был удостоен премии Американской киноакадемии «Оскар». И это послужило (должно или могло послужить) поводом обратиться к более обширной теме: Роли советской кинематографии в тех общественно-политических процессах, которые привели к известным всем последствиям. Вопрос, была ли она только зеркалом советской действительности или чем-то большим, родился не сегодня, даже не вчера... 

Всё же мало тех, кому известны научные или публицистические исследования роли советской культуры, прежде всего – советской кинематографии, в развале СССР посредством идеологического разложения советского общества изнутри. Хотя, возможно, они есть. И вряд ли автору под силу их осуществить, если до сих пор их нет. Но если бы пришлось взяться за это огромный труд, то хотелось бы в первую очередь  обсудить именно великий кинофильм «Москва слезам не верит». Почему хотелось бы заострить внимание на этом, безусловно, талантливом фильме, удостоенном «Оскара»? Потому что он был, на наш взгляд, в каком-то смысле – эпохальным явлением. Именно этот фильм, запущенный в прокат в 1979 г., т.е. во времена, которые позже назвали Застоем, ознаменовал собой смену вектора общественных умонастроений в СССР...

Да именно в этом фильме чётко отслеживаются признаки глубинного идеологического разложения советского общества, победы мелкобуржуазного мещанства над революционным энтузиазмом. И недаром фильм удостоили премии Голливуда. Хотя в этом конкуренцию ему мог бы составить  «Ирония судьбы...» (1975) и даже «Служебный роман» (1977) другого великого советского и российского Эльдара Александровича Рязанова (1927 - 2015). Или «Курьер» здравствующего и мудрствующего Карена Георгиевича Шахназарова (1952 г.р.). Список можно было бы продолжить другими именами и кинофильмами. Но все эти кинофильмы и их создатели не были отмечены престижной американской наградой. А потом пришла Перестройка, и на советских ещё кинозрителей обрушился поток антисоветских упаднических кинокартин, не говоря уже об эстраде...

Такие вот мысли породило скорбное сообщение. С учётом того, что всё вышесказанное не чернит (не должно чернить) памяти великих режиссёров и не препятствует (не должно препятствовать) зрительскому наслаждению от просмотра их великих творений...   

15 октября 2019 г., 11 февраля, 30 июня 2020 г.


© Валентин Поляков 2021


Рецензии