Ирэн. 43

  Мария остановилась перед искомой квартирой, отдышалась и решительно позвонила . Из-за двери послышался женский голос,-
  -  Хозяина нет дома. Что Вам угодно?
  - Я старая подруга мадмуазель Ирэн, хотела бы её видеть.
 За дверью послышались шаги, тихие голоса, наконец, дверь открыли. На пороге  Марию встретили две женщины, разрешили войти.
   - Ого! Охраняют как узницу!
В голове Марии всплыли страницы романа Дюма, о несчастном узнике замка Иф.
 - Пойдёмте, я доложу о Вашем приходе. Как Вас представить?
 - Скажите, старая подруга Мария Базылкевич желает видеть мадемуазель Ирэн.
  Мария прошла в гостиную и непринуждённо расположилась на диване,  с любопытством оглядываясь вокруг.  Через несколько минут вышла Ирэн. Она была бледна, серьёзна и не очень рада визиту Марии.
   Мария, почувствовав  скрытую неприязнь, постаралась как можно радостней приветствовать  Ирэн, тут же вывалив на неё кучу сплетен, кто из их общих знакомых вышел замуж, кто уехал за границу,-
 - Ты помнишь Нину Литвиненко? Ту, с золотой медалью?
 - Да, помню. Очень умная девушка.
 - Ты не поверишь! Она поступила на Высшие женские курсы, будущая медичка.  Решительно переменилась! Курсистка, суфражистка, курит! Представляешь?
  Ирэн попыталась представить маленькую робкую Нину курящей суфражисткой, выходило комично и нелепо, Ирэн улыбнулась.  Мария, заметив её улыбку, с жаром принялась рассказывать о романах их одноклассниц и  об их   замужествах, о пышности  торжеств и кто куда уехал в свадебное путешествие. Ирэн слушала её болтовню, не вникая, лишь изредка вежливо кивая и думая,-
  - Когда же ты, наконец, уйдёшь?
  Мария обиженная её равнодушием и тем, что,  несмотря на жаркий день, ей даже чаю не предложили, собралась уж было уходить, как в гостиную вошла Екатерина Павловна и, пододвинув столик, помогла горничной накрыть его и выставить перед девушками холодный лимонад и мороженое. Мария после порции мороженого и бокала лимонада, который она не спеша потягивала, приободрилась и затараторила с новой силой. Исчерпав запас сплетен об одноклассницах, она перешла к своей семье,-
  - Представляешь, мой брат, Витюшка, - ты его знаешь, жениться!
При этих словах Мария заметила, как гримаса исказила лицо Ирэн, а руки сжались в кулаки.
 - Эге, а здесь дело нечисто! Что-то их связывает, Ирэн и моего брата. Попробую зайти с другой стороны!
Мария продолжала,-
- Торопятся со свадьбой по наущению папеньки. За Оленькой  в приданое дают амбары в порту, а папеньке они нужны для хранения зерна, чтобы цены поднять, а во время погрома амбары сгорели, но брат их застраховал в страховом обществе и отец получил хорошую компенсацию, а нераспределённое зерно перепродал г-ну Палеологу, дешевле, конечно, но зато он не в накладе.
 А кстати, г-н Палеолог кем Вам приходиться? Он Ваш родственник? Он о Вас так заботиться! Я видела Ваш старый дом! Ужас ужасный! Там жить нельзя, вот-вот рухнет! Хорошо, что Вы оттуда съехали! А чем ты занимаешься в свободное время? Мы можем вместе поехать в парк или прокатиться по бульварам, сходить в синематограф или в Оперу. Нас мог бы сопровождать мой брат или г-н Палеолог! А приезжай к нам в гости, запросто, я тебя с Оленькой познакомлю. Она хоть и глуповата, но добрая душа. Можем втроём пойти в кафе Фанкони, на женскую половину.
  И опять Мария видела, что  упоминание о брате вызывает  у Ирэн болезненную реакцию, что ей стоит труда держать себя в рамках приличия. Мария, не дождавшись ответов на заданные вопросы, засобиралась уходить, ещё раз повторив свои приглашения, Ирэн вежливо отказалась, сославшись на то, что у неё нет времени.
   -Интересно, чем же ты все дни занимаешься сидя взаперти? И почему такая реакция при упоминании Витюшки? Что натворил мой братец? Или она, как Оленька, безответно влюбилась в первого водителя Одессы?
   Одни вопросы, кто же даст на них ответы?


    Вернулась повеселевшая Анна Васильевна, Ирэн, едва пережившая словоизлияния Марии, хотела скрыться в своей комнате, но мать не дала ей,-
  - Постой, душа моя, мне с тобой поговорить надобно!
Ирэн подчинилась.
 - Ирэн, мы не можем пользоваться гостеприимством и благотворительностью  господина Палеолога всё время, пора уж и честь знать! Что о нас люди скажут? Твоя репутация…
Одним словом, либо мы съезжаем отсюда, ищем квартиру по карману, а ты начинаешь работать, либо он официально просит твоей руки и мы объявляем о Вашей помолвке и назначаем день свадьбы.  Что скажешь, душа моя?
  Она замолчала, ожидая ответа. Ирэн думала, подбирая слова и пытаясь разобраться в своих чувствах,-
  -То, что положение у них двусмысленное, очевидно. Вот уже и Мария добралась до неё со своим любопытством. Уйти из этой квартиры, где она чувствует себя в безопасности, и она и мать живут в полном комфорте, снова вернуться в трущобы,  и жить в страхе перед ростом квартплаты, ветхостью жилища и визитами Панеяд,-
  её передёрнуло.
  - А где она найдёт работу? Кто примет её учительницей, если за ней потянется шлейф сплетен о её связи с Палеологом? Один путь – на Привоз к тёте Розе или к Панеяд.
 Страх снова сдавил ей горло.
   -Выхода нет, вернее есть – замужество. Этим она обеспечит себе и матери нормальную жизнь, прекратит все сплетни и обезопасит себя от поползновений Витюшки и сводни. К госпоже Палеолог они не посмеют приблизиться,  муж защитит её и сотрёт их в порошок. Что она потеряет? Свободу? Так нет её без денег, без положения в обществе. Она не любит Димитриоса, но он же ей не противен, напротив, вызывает симпатию и благодарность. Он спас её от позора, он благородный человек и любит её. Надо решиться, сделать над собой усилие, сказать «Да»!
- Так какой твой ответ, Ирэн?
- Я приму предложение господина Палеолога и стану его женой.
- Вот и хорошо, вот и умница!
  Анна Васильевна поцеловала и перекрестила дочь, Ирэн почувствовала облегчение, оцепенение покинуло её.


  На следущий день, Димитриос как обычно прибыл к обеду с цветами, конфетами и мороженым.
Анна Васильевна успела шепнуть ему, принимая конфеты,-
  - Поговорите с ней. Она согласна!
Ирэн была спокойна, отвечала на вопросы Димитриоса, пыталась поддержать разговор. Он заметил в ней перемену и ободрённый словами Анны Васильевны решился ещё раз объясниться с ней.
  После обеда они прошли в гостиную, Анна Васильевна тактично осталась в столовой.
Новый букет Екатерина Павловна поставила в вазу в гостиной.
  - Какие красивые цветы, моя спальня похожа на оранжерею. Хорошо, что этот букет поставили сюда. Я буду им любоваться.
  - Ирэн, благодарю Вас, любые цветы не достойны Вас! Ничто и никто не сравниться с Вами!
Он взял её за руку,-
 - Могу ли я надеяться, что Вы приняли решение?
Она просто ответила,-
 -Да!
- И Вы принимаете моё предложение? Станете моей женой?
- Да! Я подумала, Вы - лучший, кого я знаю. Вы спасли меня и матушку, оказали покровительство, приютили. Не буду кривить душой, я не люблю Вас, но Вы вызываете у меня чувство искренней благодарности и восхищения Вашим благородством. Я обещаю Вам свою верность и уважение, и как знать, возможно, придёт и любовь.
 - Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы Вы полюбили меня и никогда не пожалели, связав свою жизнь с моею.
   Она взяла его под руку и они  вышли к Анне Васильевне. Та не стала ни о чём спрашивать, и так было всё ясно – Димитриос сиял, его счастье коснулось и Ирэн, она улыбалась, просто благословила их и поцеловала.
   Димитриос послал за шампанским марки Родедер, его немедленно принесли в серебряном ведёрке со льдом. Официант ловко открыл бутылку и разлил по бокалам.
  Анна Васильевна пригласила и Екатерину Павловну, а потом провозгласила тост,-
   - За Вашу счастливую жизнь, дорогие мои!-
обращаясь к Ирэн и Димитриосу, и давая Екатерине Павловне, а через неё и остальной прислуге, понять, что Ирэн- их будущая хозяйка. Екатерина Павловна поздравила Димитриоса и Ирэн и вежливо удалилась на кухню, делиться новостью и инструктировать прислугу.
     Ирэн никогда не пила шампанское, оно ударило ей в голову. Холодный пузырящийся напиток, оставивший во рту приятное послевкусие, закружил голову и наполнил тело приятной слабостью.
 Она опустилась в кресло, перед глазами поплыла лёгкая дымка, стало радостно и захотелось смеяться. Брак больше не пугал её, Димитриос казался милым и таким домашним.
   Димитриос обещал поговорить со своими родителями и объявить им о своём решении. Стали планировать помолвку, Димитриос  сказал, что даст объявление в «Одесских новостях», помолвку проведут узким кругом здесь, в его квартире. Анна Васильевна намекнула, что на помолвку невесте нужно платье и всё остальное соответственно, и сразу же нужно заказывать свадебное платье, чтоб успеть к венчанию. Димитриос не понимавший ничего в дамских штучках, сказал, что откроет кредитную линию в банке на имя Анны Васильевны. Раз она в этом разбирается, пусть тратит сколько нужно и заказывает всё, что необходимо. Он поделился с ней своими планами о поездке в Ниццу и был горячо поддержан ею. Он собрался уезжать, подошёл к Ирэн, поцеловал ей руку, посмотрел в глаза,-
 - Это самый счастливый день в моей жизни! Благодарю Вас!
Был расцелован по-родственному Анной Васильевной и уехал в контору.
   


 


 


Рецензии