Усталость Черностенцы и...

Вернусь к мысли об иллюзии постоянства и конечном различии  на примере двух событий, которые отделяют друг от друга чуть больше столетия.
Революция 1905 года, в ходе которой вооруженные выступления рабочих в обеих столицах были подавлены регулярными войсками, в том числе гвардейскими полками и артиллерией, в декабре  завершилась. Наступило время реакции, причем надо говорить не только об экзекуциях по отношению к бунтовщикам и организаторам восстания, но и о реакции части российского общества на произошедшие события.
Да - в советской политологии слово «реакционный» всегда применялось в отрицательном смысле. Как будто сами руководители страны реагировали на события, которые их не устраивали даже по идеологическим соображениям, гуманно! В Афганистане этот гуманизм не забывают до сих пор!
Вернемся в начало века. Здесь много интересных подробностей. Скажем, в «Финансовом манифесте», выпущенном 3 декабря 1905 года Петербургский Совет призывает население отказаться от уплаты налогов и податей, требовать возвращения вкладов из сберегательных касс, выплаты зарплаты золотом. Как мы видим, революция творилась не только с помощью оружия, но вполне выверенными экономическими мерами. В тот же день весь состав Совета был арестован. Последовало закрытие ряда левых газет, в том числе популярной «Новой газеты», издатели которой сумели выпустить аж 28 номеров, в каждом из которых были статьи видных большевиков.
Безусловно, нужен был противовес набравшим популярность революционерам и он достаточно быстро возник. В том же декабре родился  Союз Русского Народа (СРН), лидером которого стал Александр Иванович Дубровин, врач по профессии и политик по темпераменту. Молодая структура быстро обрела признание, некую политическую респектабельность, популярность, деньги  и дурную славу.
Но всё по порядку.
Вначале об идейном наполнении СРН: это был своеобразный трезубец, образованный по уваровскому типу – «Монархизм, православие, национализм». В последнем присутствовала огромная доза антисемитизма. Можно себе представить, чем были заполнены полосы главной газеты «Русское знамя» и издававшегося позже «Колокола».
Первый же публичный митинг СРН, состоявшийся в Санкт – Петербурге 21.12.1905г., собрал около 20 тыс. человек.
После тщательной подготовки был принят в 1906 г. Устав СРН; по отзывам современных юристов – отменно отработанный документ. Ещё до утверждения Устава депутацию СРН принял Николай II, доброжелательно относившийся  к новой политорганизации и помогавшей ей финансово. 
Членский билет номер один получил известнейший священник Иоанн Кронштадтский.
Вообще статистика первого периода впечатляет: к моменту принятия Устава в СРН было уже порядка 60 отделов, называвшихся «Черная сотня», по аналогии с названием сельских и посадских податных общин. Не вина основателей СРН в том, что название стало нарицательным – угадать, какое прозвище приживется и как откликнется в народе невозможно. 
Ещё цифры: Главный Совет СРН насчитывал 12 членов (одинаково с составом Политбюро ЦК КПСС, но это просто совпадение). В период расцвета количество членов СРН доходило до 400 тыс – это куда больше, чем в июле 1917 года, когда большевики вновь решились на вооруженное восстание.  СРН отличался многосторонним представительством слоев общества. Ядро составляли врачи, инженеры, юристы, рабочие, ремесленники. Дворян было мало; не приветствовались и военные. Что удивительно: большое количество членов СРН составляли украинцы, белорусы, грузины и молдаване. А деятельность и судьба врача из Слуцка «черносотенца» и, одновременно, виднейшего белорусского националиста Павлюкевича Арсения Васильевича так и просится в телевизионный сериал.
Доктор А.Дубровин сумел удержаться в лидерах организации до 1910г., когда в результате раскола и интриг его сменил Н.Марков. Характерно, что решение созрело и оформилось в тот момент, когда сам А.Дубровин находился на лечении в Ялте (опять – таки совпадение). К октябрю 1917 года бывший лидер СРН отошел от дел, вернувшись к врачебной практике в Москве, но большевики не оставили его без внимания: в ноябре 1920г. он был арестован ЧК и, после длительного следствия, приговорен к расстрелу. А вот о том, был ли приведен приговор в исполнение, история умалчивает.
В 1906 – 07г. активисты СРН совершили ряд убийств видных государственных деятелей, в том числе депутатов Госдумы М.Герценштецна, Г.Йоллоса и А Караваева. Покушались и на С.Ю.Витте, по отзывам которого «Союз – организация обычных воров и хулиганов. Цели «Черной сотни» эгоистичны и имеют самую низкую природу. Их стремления диктуют желудок и карман».      
В 1917г. деятельность союза закончилась по воле большевиков. Это и понятно.
 


Рецензии