Малхолланд Драйв объяснение. Дама, любившая молнию

Малхолланд Драйв: объяснение. Дама, любившая молнию. К числу наиболее интригующих загадок фильма относится появление на экране в последних кадрах женщины с синими волосами и экстравагантной причёской. Кто она? Образ синеволосой леди - бронезащищённая цель; этот секрет успешно выдержал многократные стирки на фанатских форумах. Ранее зритель видел её на балконе в клубе «Silencio». Её нависающая, как бы доминирующая над сценой позиция, вызывающая ассоциации с наблюдательным пунктом полководца, и уверенный, властный облик дают основания предполагать, что это хозяйка клуба или автор постановки; или даже некто гораздо более значимый и могущественный (дух, божество?) – всё-таки синеволосой леди предоставлено право произнести последнюю в фильме реплику «Silencio», подводящую итог истории Дианы Селвин.

Alan Shaw, один из наиболее проницательных критиков, писавших о фильме (сайт https://www.mulholland-drive.net/), предполагает, что Дама из Клуба изображает Камиллу в её загробной жизни, поскольку: 1) помимо неё «silencio» произносит только один человек – Рита; 2) исключая персонаж Ребекки дель Рио, только Рита и Дама из Клуба говорят по-испански; 3) Рита и Дама из Клуба обе носят парик - белый и синий соответственно; 4) Камилла мертва, поэтому она сидит на балконе, глядя на сцену и зрительный зал сверху, как бы с небес; 5) как на воплощение Камиллы на Даму из Клуба указывает сияющая в её ухе серьга, напоминающая о пропавшей после аварии и обнаруженной в машине детективами серьге Риты; 6) фантазия Дианы начинается с попытки убийства Риты, а лимузин, в котором ехала Рита по Малхолланд-драйв, был «Линкольном» и именно поэтому Женщина с синими волосами находится в старом театре с ложей, которая нависает над сценой – в подобной ложе, в подобном театре был убит Авраам Линкольн, а его крупная родинка располагалась в том же месте на правой щеке, что и у Женщины с синими волосами.

Эти весьма убедительные соображения не свободны, однако, от недостатков, свойственных всякому боковому освещению, оставляющему половину лица в тени. Прежде всего, универсум МД не плюралистичен, не похож на веер параллельных миров, а строго централизован; различные уровни реальности в МД неравноправны, имеют разный онтологический статус и иерархически подчинены один другому по принципу «матрёшки». Действие в клубе «Silencio» происходит во сне Дианы, испанская песня Ребекки дель Рио звучит в сознании Дианы, следовательно, не только Камилла, но и Диана знает испанский язык. Рита не является клоном Камиллы; в лучшем случае она отражение отдельных черт Камиллы в сознании Дианы, если не неотъемлемая часть личности самой Дианы, и перечисленные совпадения (шёпот «silencio», серьга, «Линкольн») могут быть с равным, или даже с большим основанием адресованы многоязычковой Диане – ведь она и есть сновидец, сотворивший и кукольный клуб «Silencio» (духовой оркестр её души), и тех, кто выступает на его подмостках, включая Мага, загадочно исчезнувшего в театральном люке. А парик – символ суверенитета Дианы над собственным сном. Но зачем, казалось бы, Диане обряжаться в Камиллу и занимать её место? Что за странный маскарад? Как говорил герой Тарковского: «Это не безумие… здесь что-то с совестью». Есть над чем подумать.

Но Диана в МД не последняя инстанция - её решения подлежат обжалованию.

Женщина с синими волосами – это сам Дэвид Линч (в закодированном виде, конечно). Доказательства. Впервые Женщину с синими волосами мы видим во время выступления Мага, конкретно в тот момент, когда сверкает молния. Синеволосая леди выглядит удовлетворённой - эта дама любит молнии. Бетти же так сильно напугана вспышками, что вся дрожит и Рите приходится её успокаивать. Что ж, Бетти не дама и не любит молний. Попридержим на минуту скучные сексуальные подтексты, которые, скучившись, уже рвутся из рук санитаров нравственности к микрофону с толкованиями. Интересней другое. Женщина с синими волосами и Бетти – это парный образ, прикочевавший, по всей видимости, из «Лолиты» Набокова; муза Линча часто пасётся около набоковского колодца.

В романе упоминается пьеса «Дама, любившая молнию», написанная Клэром Куильти в соавторстве с его наперсницей Вивиан Дамор-Блок (Вивиан Даркблум в английской версии); Гумберт и Лолита присутствуют на изобилующем световыми эффектами спектакле, поставленном по этой пьесе, во время пребывания в курортном городке Уэйсе. Немного ранее во время грозы Лолита говорит Гумберту «Я не дама и не люблю молнии». Похоже, не только в «Твин Пикс», но и в «Малхолланд Драйв» линчевские кулисы декорированы фигурками набоковских героинь: Вивиан Даркблум соответствует Женщина с синими волосами, а Лолите – Бетти. О даме, любившей молнии, Линч имел возможность узнать напрямую из «Лолиты» Кубрика. У Кубрика про пьесу «Дама, любившая молнию» вспоминает Шарлотта во время танцевальной вечеринки в Рамздэльской школе, Шарлотта признаётся, что обожает эту пьесу; присутствует на вечеринке и сама Вивиан Даркблум (чего, что любопытно, не было в набоковском сценарии). Т.о., образ дамы, любившей молнию, имеется в наличии непосредственно в кубриковском бутике, за ним не нужно ехать на склад, т.е. обращаться к тексту романа. Но зачем клубу «Silencio» набоковский декор? Известно, что Вивиан Дарблум – это анаграмма имени «Владимир Набоков», это знак авторского присутствия в тексте, авторского контроля над сюжетом и персонажами. Если следовать данной аналогии, то и в МД дама, любившая молнию, также должна символизировать автора – самого Дэвида Линча; это вполне согласуется и с возвышающейся, властвующей над сценой позицией, которую Синеволосая леди занимает в клубе, и с её появлением в финале для завершающей, ставящей точку в истории Дианы реплики.

Конечно, есть вероятность, что указанные совпадения являются случайными; в поиске аналогий полезная работа всегда меньше затраченной. Но в данном случае сходство лежит на поверхности и его не нужно вытягивать из сюжета клещами нумерологии, астральной символики, индуистской премудрости и прочим реквизитом инквизитора. Сравним ещё раз: 1) Вивиан Даркблум совместно с Куильти сочинила пьесу «Дама, любившая молнию»/Женщину с синими волосами показывают в тот момент, когда световые эффекты имитируют молнию, и выглядит она как автор представления; 2) Лолита говорит, что она не дама, и не любит молний/Бетти сильно пугается сценической грозы; 3) Вивиан Даркблум представляет собой анаграмму имени «Владимир Набоков»/Женщина с синими волосами появляется в финале фильма, что напоминает подпись автора. Сколько случайных совпадений с «Лолитой» может вынести линчевский Боливар?

Что у Набокова, что у Линча молния является знаком авторского присутствия. Почему? В индоевропейском пантеоне громовник был верховным божеством, о важности юпитерианской символики у Линча кинокритиками написано предостаточно (можно вспомнить хотя бы сцену из эп.8 ТП3, в которой Лора рождается из головы Пожарного совсем как Афина из головы Зевса).

Но помимо общефилософского, молния в клубе «Silencio» имеет и конкретный сюжетный смысл - это сверкает пистолетный выстрел; Диана репетирует своё самоубийство. Через пару часов она покончит с собой, естественно, она должна быть поглощена мыслями о суициде, а не мечтами о карьере кинозвезды. Потому-то Бетти дрожит во время вспышек: Диане очень страшно, она не хочет умирать. А Маг, конечно, вовсе не является символом отца-абьюзера, и не воплощает генерализованный образ сутенёра; Маг - это сама Диана, которая изнасиловала собственную душу (занимаясь сексом с Камиллой, Диана располагается сверху и ведёт себя агрессивно, по-мужски). Самоубийство Дианы (а отнюдь не убийство Камиллы) предвосхищает и покушение на Риту в "Линкольне", и расправа киллера Джо над Эдом (можно было бы подумать, что тёмные длинные волосы Эда намекают на Камиллу, но это не так): Джо стреляет в Эда, находясь справа от него, точно также Диана выстрелит в себя.

Но разве Женщина с синими волосами может одновременно быть и Дэвидом Линчем, и Дианой Селвин? Да. Нельзя забывать, что МД устроен как матрёшка: Бетти и Рита существуют во сне Дианы, но сама Диана является частью сна Дэвида Линча. Флобер говорил: "Госпожа Бовари — это я!". Линч подобно ему мог бы сказать: "Диана Селвин - это я!". Ничего нового или слишком необычного.

О чём же в итоге фильм? О спасении души. Жизнь Дианы закончилась полным крахом, жизнь ей уже не спасти и никто Диане в этом помочь не сможет. Но свою бессмертную душу Диана ещё способна сберечь. Она раскаивается в убийстве Камиллы, кончает с собой и преподносит Творцу свою исповедь, и свою жизнь. Поскольку покаяние истинно, Отец принимает эту искупительную жертву и прощает свою блудную дочь. Но разве Диана не пытается даже после смерти преступно присвоить себе личность Камиллы, напялив на неё белый парик? Если бы это было так, самоубийство Дианы не имело бы смысла. Но ведь в финале мы видим не Диану и Камиллу, а Бетти и Риту: это две половинки души Дианы, эмоциональная и рассудительная соответственно. Девушка в белом парике - это Рита, а не Камилла. Разбитая надвое душа Дианы наконец обрела единство.


Рецензии