Попытка. Проще о сложном

     Было время, нам выносили мозг по поводу низкой эффективности социализма по сравнению с красиво загнивающим Западом. Называли много причин низкой эффективности социалистической экономики.

     И одной из главных причин недостаточной эффективности называли низкую скорость внедрения новшеств. Разных новшеств. Не только производственных, технологических, экономических, но и новшеств в культуре, политике, социальной сфере.

     Стали говорить, что статья В.И. Ленина "Великий почин" - это как раз о новшестве и нововведении в социальную сферу, в сферу отношений между людьми. Субботники-совместный бесплатный труд на благо Родины и , одновременно, проявление нового человека. А потом появились младореформаторы!

     Кто-то из младореформаторов, то ли Е. Гайдар, то ли Гена Бурбулис, то ли Толик Чубайс, но может быть и не из них, произнёс жуткое сочетание, - инновационный менеджмент.

     Инновационный менеджмент! Бр-р-р! Жуткое сочетание иностранных слов! А речь идет лишь о руководстве, об управлении или даже о лидерстве во внедрении новшеств. Согласен рувненов, или увненов или ливненов, звучит некрасиво, но сокращения наши, - русские. Но нас так и заставили говорить, - инновационный менеджмент!

     Мы очень любим заимствовать иностранные слова и их сочетания, и делаем это, то есть заимствуем иностранщину, очень быстро! А некоторых из нас, в том числе и тех, у кого не было экономического образования, даже заставили эту штуку, не рувненов, а инновационный менеджмент, - преподавать.

    Выходил вот такой подневольный человек к слушателям, и говорил:
     - Инновационный менеджмент есть управление внедрением новшеств, осуществляемое на всех его этапах. Зачем осуществлять такое управление внедрением новшеств? Для увеличения объёмов производства, повышения производительности труда и качества обслуживания, для обеспечения конкурентоспособности и получения роялти (денежных отчислений за использование запатентованного новшества).

     Те, что занимаются не внедрением новшеств, а организацией создания произведений искусства, выделяют четыре этапа: подготовительный; организационно-творческий; собственно производственный и этап после производства или пост-продакшен.

    В искусстве подготовительный этап мог, когда-то, тянуться не годами даже, а десятилетиями. Те, кто внедряют новшества, а не обеспечивают создание произведений  искусства, не могут быть довольными, когда подготовительный этап внедрения одного или сразу нескольких новшеств будет тянуться десятилетиями, но тоже выделяют четыре этапа: подготовительный, проектирования; собственно внедрения и использования.

     Если копаться в подготовительном этапе внедрения одного или сразу нескольких новшеств, то можно накопать и автора той идеи, которая ложится в основу внедряемого нововведения. Несколько десятилетий подряд ливненовом, - лидером во внедрении новшеств была Япония.

     Теперь во внедрении новшеств лидируют Китай и Индия. Китайцам всё-равно, кто придумал перспективное, реализуемое, результативное или ценное новшество, для них главное, - - быстрее получить его в свои руки и как можно быстрее начать его внедрение, быстрее начать его практическое использование.

     Американцы просто бесятся от китайского, то есть коммунистического отношения отношения к авторскому праву на новшества, как к объектам интеллектуальной собственности.

     И они, американцы, - несчастные люди не потому только, что их авторов новшеств обижают китайцы, а ещё и потому, что коты и кошки средней пушистости рождаются сами, а, например, кроликов нужно выращивать в поте лица своего!

     Беда той стране, которая становится интеллектуально отсталой из-за того, что в ней всё больше средств нужно вкладывать в стимулирование выработки (генерирования) идей разнообразных новшеств.

     Россия пока относится к тем странам, где идеи новшеств рождаются бех значительных затрат на стимулирование их рождения, поэтому в нашей стране, на подготовительном этапе внедрения новшества или нескольких новшеств, инновационные менеджеры могу осуществлять только одно действие:
     1.1. Выявлять среди вращающихся во всё ещё интеллектуально богатом российском обществе те идеи новшеств, которые наиболее перспективные, реалистичные, результативные.

    Долгое время инновационный процесс, тоо есть процесс внедрения новшеств, включал в себя четыре основных составляющих: 1)научные открытия или, хотя бы, научные достижения; 2) пребывание открытий, достижений в форме научной информации, - в рукописях учёных, в архивах, книгах, журнальных статьях, что могло тянуться не только годами, но и десятилетиями, а иногда, - столетиями;
3)преобразование научной информации в технологии духовного, материального производства и технологии оказания услуг; 4) применение инновационных технологий в духовном, материальном производстве и в оказании услуг.

      Научно-технический прогресс, а точнее, - научно-технические революции сократили число компонентов процесса внедрения до трёх. Научные открытия или, хотя бы достижения науки, уже не хранятся долго в виде научной информации, а быстро преобразуются в технологии производства и оказания услуг.

     Чем быстрее заканчивается подготовительный этап внедрения новшества, тем быстрее начинается этап ПРОЕКТИРОВАНИЯ, на котором ливненовы или рувненовы, руководители внедрением новшеств, осуществляют следующие действия:

     2.1. Подбор участников команды разработчиков инновационного проекта.
     2.2. Организация процесса проектирования и разработки технико-экономического обоснования проекта (ТЭО). Видим, как заскучали лица тех, которые любят слушать, говорить и писать о финансировании разных проектов, поэтому заметим, в эпоху господства бабла, что смета затрат или расходов на внедрение инноваций включает в себя расходы на организацию проектирования внедрения одного или сразу нескольких новшеств.
     2.3. Осуществление оценки перспективности, реалистичности и результативности (величины выхода) проекта. Заметим, что это не тот этап внедрения новшеств, на котором возможны вбросы (заносы), откаты и распилы за определённое мнение о каком-то проекте. Здесь инновационный проект оценивают сами его разработчики и их руководитель.

     Есть наивные преподаватели, которые начинают занятия по инновационному менеджменту с того, что выходят к обычной, не интерактивной, не цифровой доске, и мелом на ней рисуют таблицу с пятью графами (столбцами): 1)номер по порядку; 2)требования; 3) проект первый; 4) проект второй; 5) проект третий и девятью строками, включая заголовки граф (столбцов", строку "Итого" и строки с требованиями:

     1. ИННОВАЦИОННОСТИ или НОВАТОРСТВА проекта внедрения одного или сразу нескольких новшеств. ИННОВАЦИОННОСТЬ есть та высокая степень, в которой предлагаемые проектом новшества отличаются от всего того, что было сделано раньше в рассматриваемом, как область внедрения, виде человеческой деятельности. Чем выше отличия от всего сделанного раньше, тем выше оценка инновационности проекта.

     2. НАУКОЁМКОСТИ проекта, означающая, что чем больше в проекте используется последних достижений науки, тем выше она, наукоёмкость, проекта внедрения новшеств. Раньше последними достижениями науки считались те, что были сделаны за последние десять лет. Научно-технические революции этот срок сократили до пяти лет. И есть наивные или прекрасно сумасшедшие люди, которые говорят, что последними или крайними достижениями науки могут считаться лишь те, которым не больше трёх лет от рождения.

     Мы уже боимся сказать, что цифровизация экономики может сократить время от появления научного достижения до его внедрения, в качестве технологии, в духовное, материальное производство, и в оказание услуг, до одного года или даже до нескольких месяцев!

     3. СТОИМОСТИ (С) осуществления проекта, которая чем выше, тем меньшую оценку, например, по пятибалльной систем должен получить определённый инновационный проект. Бывает, что самый недорогой, из трёх или другого количества рассматриваемых проектов, может получить  максимальную итоговую оценку, отставая от других проектов в наукоёмкости, экологичности и даже экономической результативности. В обществе, в котором выше всего ценят бабло, чем дешевле инновационный проект, тем он ценнее.

     4. РЕАЛИСТИЧНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (РО) инновационного проекта, которая должна быть оценена тем выше, чем быстрее и больше квалифицированных участников проекта можно привлечь к началу его осуществления.

     5. ЭКОЛОГИЧНОСТИ, то есть требования, чтобы выбросы, выхлопы, сбросы, предельно допустимые концентрации вредных веществ, гибель животных и растений, угрозы жизни  и здоровью людей, от инновационного проекта, были как можно ниже.

     6. СКОРОСТИ ОКУПАЕМОСТИ (СО) инновационного проекта, то есть чем быстрее внедряемое новшество или несколько новшеств выходят на проектную мощность, тем выше должен быть оценён проект.

     7. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ инновационного проекта, то есть числителя в формуле, знаменателем в которой является сумма затрат на осуществление конкретного внедрения одного или сразу нескольких новшеств. Приведём копеечный, для современных дельцов, пример: если на каждый из трёх проектов придётся потратить миллион рублей, а один проект возможно даст миллион восемьсот  рублей (экономическая результативность восемьсот тысяч рублей), второй, - миллион пятьсот тысяч рублей (экономический результат всего пятьсот тысяч рублей), а третий, - миллион шестьсот тысяч рублей (экономическая результативность шестьсот тысяч рублей), то победить должен первый проект, потому что при его результативности его эффективность составляет восемьдесят процентов. У второго проекта экономическая эффективность всего пятьдесят процентов, что крайне мало для любителей бабла, а эффективность третьего - шестьдесят процентов.

     Оценка не оканчивается действием 2.3, потому что на этапе проектирования осуществляется ещё и:

     2.4. Представление, презентация, старт-ап, всех рассматриваемых инновационных проектов, в бумажной форме или с помощью зрелищного, специального мероприятия или акции. На этом этапе возможно то, что совсем не учитывает западный инновационный менеджмент, - предоставление вброса (заноса), то есть вознаграждения, якобы независимым, объективным экспертам-приёмщикам.

     Когда эксперт-приёмщик не дождался вознаграждения за свои оценки или оказался честным, он прибегает к математическим ухищрениям, чтобы понять, почему тот проект, который набрал максимальное количество баллов ему не нравится. Этот проект может оказаться менее экономически результативным, его баллы за экологичность, например, могут составить гораздо меньший процент от общей суммы оценки, чем у какого-то проекта, который набрал меньшую общую сумму баллов, но оказался более экологичным.

     Скучно? Нам тоже! Но я утешу, когда появится искусственный интеллект или АСПНИТ (автоматизированные системы преобразования научной информации в технологии), они будут осуществлять сравнительную оценку разных, представленных инновационных проектов, и а сам процесс внедрения одного или сразу нескольких новшеств будет состоять всего из двух компонентов: научных достижений, представленных в виде инновационных проектов и применения инновационных технологий производства (духовного, материального) и оказания услуг, соединённых в действенное, эффективное целое АСПНИТ или искусственным интеллектом.

    Хотели объяснить проще, и если у нас не получилось так объяснить, то советуем прочитать пятьдесят четыре, изданных в 1995 году, страниц Марка Бойкова об обществе новаторов и инноваторов"ОТВЕРГНУТЫЙ КОММУНИЗМ или Манифест Коммунистической партии Советского Союза. Проект программы".

     Особенно интересующиеся внедрением новшеств могут следить за деятельностью резидентов технограда "Сколково" и за строительством, совместно с "Росатомом", инновационного научно-технического центра МГУ "Воробьёвы горы".

     И еще: какими бы ценными ни казались такие требования к внедрению новшеств, как инновационность, наукоёмкость, стоимость, реалистичность осуществления, экологичность, скорость окупаемости, всё-равно будут в обществе, даже социалистическом, щепетильные нытики, которые больше всего боятся отрицательной экономической эффективности инновационных проектов.

     Отрицательная экономическая эффективность - это когда результат внедрения одного или сразу нескольких новшеств оказался ощутимо, даже значительно меньше затрат, расходов на осуществление внедрения.

     Может быть, путь к лидерству, во внедрении новшеств, среди других государств, пролегает через недопущение к реализации инновационных проектов с отрицательной экономической эффективность.

     Вполне возможно, что социализм не рухнул бы или снова поднялся бы, если бы мы научились не разбазаривать свой интеллектуальный потенциал и деньги на внедрение новшеств с отрицательной эффективностью, не обязательно только экономической, но и культурной, нравственной, политической,  социальной и художественной.            

   

 

   


Рецензии