Форма высказывания

                "Quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est."
                Vincentius Lerinensis vel Lirinensis, de CDL.

I. Формы построения письменной и устной речи:

а) слова;
б) словосочетания;
в) фразы, фразеологизмы;
г) предложения;
д) сложноподчиненные предложения, причастные, деепричастные обороты;
е) абзацы;
ж) тематические блоки текста;
з) разделы;
и) главы;
к) книги.

Для слов, словосочетаний, фраз и фразеологизмов первостепенное значение имеют фонетика и морфология, лексика и фразеология.

Для предложений, сложноподчиненных предложений, причастных, деепричастных оборотов и абзацев - сущностное значение, помимо синтаксиса и грамматики имеют пунктуация и орфография.

Для тематических блоков, разделов и глав важность приобретают смысловые выделения, логическая упорядоченность и эмоциональная наполненность суждений, стилистика и культура языка.

Книги имеют главные и второстепенные целевые направления изложения.

II. Нравственно-идеологические формы построения письменной и устной речи.

При построении речи слова, словосочетания и фразы - подбираются из соображений смыслового синтаксического и понятийного соответствия речи, руководствуясь культурно-языковыми шаблонами Образа. Источником служит Личное и Коллективное Бессознательное поля сознания, т.е. Эмкана.

Следующие иерархические формы, необходимо имеют в себе две составляющих описания Образа:

а) ядро высказывания;
б) контекстная обвязка высказывания.

Первое (ядро) служит для выражения конкретной, сущностной составляющей обсуждаемого, либо представляемого, либо предоставляемого Вниманию явления, Объекта, либо абстрактного понятия.

Второе (контекстная обвязка) служит для уточнения, смыслового выделения, подчеркивания, лучшего понимания контекста обсуждаемого предмета обсуждения, т.е. явления, Объекта либо абстрактного понятия - представленного ядром высказывания.

Таким образом структурно формы подачи информации, либо построения письменной и устной речи условно можно представить формулой:

{Форма высказывания} = {ядро высказывания} + {контекстная обвязка высказывания}.

При этом грамматико-синтаксические, пунктуационные конструкции могут быть самыми разнообразными.

Теперь проанализируем сущностно-смысловые аспекты ядра и контекстной обвязки высказывания. В простейшем понимании - и ядро и обвязка могут либо соответствовать, либо не соответствовать действительному, реально существующему положению вещей. Нужно понимать, что и те и другие формы подачи информации - широко используются в культурно-языковой среде общества, как то:

а) констатация факта, правдивое предоставление информации;
б) преувеличение, либо соответственно преуменьшение значимости;
в) недоговоренности, недосказанности, намеренные либо ненамеренные умалчивания сущностной составляющей явления, объекта либо абстрактного понятия;
г) ненамеренное, либо намеренное искажение сущностного значения предмета обсуждения, представления, либо предоставления Вниманию окружения*;
д) намеренный либо ненамеренный обман, ввод в заблуждение и т.п.;
е) откровенная ложь.

Возможно, существуют и другие формы подачи информации, но существенным для нас в культурно-нравственном отношении является разная доля, либо соотношение правды - лжи в обсуждаемых высказываниях.

Итак, намеренно упростив спектр культурно нравственных различий до обычной дихотомии Правда - Ложь - рассмотрим следующие формы высказываний, при этом дав им краткие групповые характеристики:

1. Научная:

{ФВ}={ядро(ПРАВДА(n))}+{к.обвязка(ПРАВДА(n))}**

Научная форма высказывания предполагает объективность и соответствие обсуждаемого предмета - объективному, реальному положению вещей. Другими словами - в научном сообществе принято обсуждать "факты, и только факты". Любая форма манипуляций, недоговорок либо недосказанностей - воспринимается окружением как "недружественная" к самому окружению акция.

2. Религиозная:

{ФВ}={ядро(ПРАВДА(n))}+{к.обвязка(ЛОЖЬ(n))}

Религиозная форма высказывания - предполагает создание правдивой, качественной Картины Мира у окружения, т.е. сущностная составляющая ядра - в обязательном случае должна быть информацией правдивой, либо максимально правдивой, направленной на формирование качественного взгляда на Мир у окружения.

При этом - контекстная обвязка высказывания - не всегда, а чаще зачастую - является в той или иной степени ложной, не соответствующей действительности. Формой сказки, иносказания, преувеличения (либо преуменьшения) - в зависимости от нужд и необходимости настоящего (соответствующего ядру высказывания) момента.

3. Мифологическая:

{ФВ}={ядро(ЛОЖЬ(n))}+{к.обвязка(ПРАВДА(n))}

Мифологическая форма выражения - напротив формирует качественно иную (в отличии от научных и религиозных форм) Картину Мира у Окружения. Ядро высказывания при этом может иметь любую, не соответствующую действительности форму, с целью выработки таких форм взаимодействия, общения в обществе - которые отличаются либо особой долговечностью, либо другими качественными характеристиками, свойственными мифу, иносказанию, примитивизации и т.п.

При этом контекстная обвязка высказывания - всегда правдива и соответствует тому контексту действительности, который фактически или реально имеет место (имел, либо будет иметь место) быть. Связано это с тем, что мифологическая форма выражений предназначена не для обмана и манипуляций окружением, а для иных целей: передачи культурно-нравственных шаблонов поведения общества, будущих поколений, Знаний.

4. Манипулятивная:

{ФВ}={ядро(ЛОЖЬ(n))}+{к.обвязка(ЛОЖЬ(n))}

Последняя, манипулятивная форма высказываний - часто имеет Ложную составляющую в обеих структурных частях.

Ложное представление в ядре высказывания - чаще всего соответствует целям пропаганды, редко считается с реальной действительностью и предназначена для явного либо неявного изменения Картины Мира у окружения.

Контекстная обвязка также всегда (или очень часто) используется для усиления манипулятивного эффекта ядра высказывания. В соответствии с этим ее назначением - соответствие контекстной обвязки правде, или объективной действительности, фактам и реальным явлениям - мягко говоря необязательно, а зачастую и невозможно, т.к. "правда" - не соответствует манипулятивным целям ядра высказывания.

III. Динамика форм высказывания.

Все формы высказываний в динамике представляют собой процессы распространения информации в обществе, процессы формирования либо деформации Картины Мира у окружения, процессы корректировки, либо формирования определенных шаблонов поведения окружения в обществе.

III.I. Динамика манипулятивной формы высказывания.

Для анализа динамики процессов, происходящих в среде окружения рассмотрим последовательно ряд высказываний, близких по своей сути, высказываемых через СМИ каналы, теле-радиопередачи, различные блоги и целое множество площадок, где данные высказывания постулируются.

1. {ФВ}={ядро(ЛОЖЬ(1))}

Видим, что эта, первая форма высказывания - является открытой и откровенной ЛОЖЬЮ. Распространенное мнение о том, что лживая информация не является достоверной, а равно малозначимой и, соответственно ничтожной по своей сути - является заблуждением.

Аксиомой следует считать то утверждение, что ЛЮБАЯ информация, независимо от степени ее правдивости - ложности - является значимой. Более  того: значимость этой информации, а равно и форм, ее высказывающих - растет пропорционально количеству и времени ее трансляции через площадки*** ее донесения.

Итак, открытая, неприкрытая ложь в высказывании - встречает бурную, эмоциональную реакцию окружения по ее опроверганию. Нет ничего сложного в том, чтобы это ложное во всех отношениях высказывание опровергнуть, найти и высказать веские контр-аргументы. Убедить окружение в недостоверности этого высказывания и т.д.

Однако важным здесь является не само ложное утверждение, и тем более не сама "наглость" этих : эти выражения утверждающих, а сама постановка подобного взгляда или утверждения, т.е. ядра высказывания - в очередь "на обработку", открытие окна Овертона. Также важно то, что подобная "обработка", деятельность по "дисквалификации", усердия на опровержения, споры и т.д. - занимает как Внимание всего окружения, так и Энергию, необходимую на эту деятельность.

Энергия эта невелика - разумеется при абсурдных формах высказываний, однако куммулятивный эффект при необходимости отвергать все последующие подобные манипулятивные формы высказываний приводит соответственно к росту этой Энергии, затрачиваемой по сути "вхолостую".

Излишние потери Энергии в этом процессе приводят во-первых к энергетическому истощению окружения, и во-вторых, как следствие - потере Внимания окружения с тех процессов, которые объективно этого внимания требуют.


2. {ФВ}={ядро(ЛОЖЬ(2))}+{к.обвязка(ЛОЖЬ(1))}

Далее, практически одновременно с первым высказыванием - утверждается второе, не менее абсурдное по своему содержанию и сути, однако имеющим не менее, а во многом и более важное значение.

Здесь в ядре высказывания также утверждается Ложь(2), но уже не имеющая отношения к высказыванию первому, т.е. ко ЛЖИ(1). Одновремено с этим в контекстной обвязке утверждается ЛОЖЬ(1), которая, казалось бы - уже и обсуждена и отвергнута при обсуждении первого высказывания.

Однако здесь видим, что невзирая ни на какие логические доводы, сопротивление и прочее - ЛОЖЬ(1) - вновь и снова опять утверждается, но не в ядре высказывания, в в контекстной обвязке.

Важным здесь следует считать, что и ЛОЖЬ(2) и ЛОЖЬ(1) также как и в первом случае - встречает бурную и эмоциональную реакцию окружения по отвержению, опровержению и сопротивлению сказанному и в ядре высказывания, и в контекстной обвязке.

При этом Внимание окружения распределяется практически поровну, и в случае ЛЖИ(1) - Внимание это даже более энергичное.  Однако это и является очередным этапом окна Овертона. Затрачиваемая на процесс Энергия растет.

3. {ФВ}={ядро(ЛОЖЬ(3))}+{к.обвязка(ЛОЖЬ(1))}

Следующая итерация окна Овертона - не менее энергозатратна. Здесь Внимание окружения также приковано и к ядру и к обвязке. Но, так как постулируемая до этого ЛОЖЬ(2) - вполне опровергнута и более, так сказать не утверждается, то Окружение с энтузиазмом «борется» с ЛОЖЬЮ(3).

При этом ЛОЖЬ(1) - вновь утверждается в контекстной обвязке ядра уже 3-го выражения, невзирая ни на какую критику и контр-аргументы предыдущих обсуждений. В данном случае хорошо, если и в этот раз ЛОЖЬ(1) - не обходится Вниманием все того же окружения, однако интенсивность контр-аргументации и энергичность несогласия начинает падать.


4.  {ФВ}={ядро(ЛОЖЬ(4))}+{к.обвязка(ЛОЖЬ(1))}

На следующем за 3-им, 4-м этапе окна Овертона - цикл повторяется. Утверждения ядра, т.е. следующая абсурдная, не связанная с предыдущими ЛОЖЬ(4) - также интенсивно опровергается. Внимание и энергичность в данном случае не снижаются, т.к. видимая эффективность предыдущих бесед налицо: ЛОЖЬ(2) и ЛОЖЬ(3) - уже никем не постулируются и не утверждаются.

Однако в контекстной обвязке, уже очевидно и злонамеренно утверждается все та же ЛОЖЬ(1). Окружение уже понимает, что новые доводы и эмоции, какими бы они ни были, уже заканчиваются. А повторение уже старых контр-доводов мягко говоря - непродуктивно.

В данном случае - в лучшем случае окружение делает отсылку "несогласных" к предыдущим обсуждениям. При этом делается упор, мол: "Вы неглупые, и сами разберетесь!". Таким образом происходит экономия Энергии окружения, однако желаемый результат по переубеждению "несогласных" - уже не достигается.


5.  {ФВ}={ядро(ЛОЖЬ(5))}+{к.обвязка(ЛОЖЬ(1))}

Здесь, как и прежде - в ядре выражения утверждается следующая, заведомо недоказуемая ЛОЖЬ(5). Окружение, уже привыкшее к подобному - считает своим долгом и далее переубеждать "несогласных", которых, по мнению того же окружения с каждым разом становится все меньше и меньше...

Но в части, касающейся контекстной обвязки - ситуация вновь повторяется. Как и прежде ЛОЖЬ(1) все также звучит и утверждается. Окружению становится ясным безперспективность дальнейших "бесед", контр-аргументы и доводы уже не постулируются, не обсуждаются и не звучат. По поводу всех "несогласных" - возникает некоторая психологическая напряженность, недоумение, раздраженность и даже злость. В лучшем случае - окружение проявляет сарказм и вслед "несогласным" "крутит у виска".

Энергия противодействия окружения в очередной раз снижается, что и является целью очередного этапа окна Овертона.

6. {ФВ}={ядро(ЛОЖЬ(6))}+{к.обвязка(ЛОЖЬ(1))}

С этого момента ЛОЖЬ(6) из ядра высказывания приобретает гротескные формы. Окружение ошибочно полагает, что "уже скоро их аргументация закончится"...

И одновременно с этим в контекстной обвязке - уже без видимого противодействия в сознании окружения закрепляется ЛОЖЬ(1). С этого момента - Окружение уже никак не реагирует на контекстную обвязку, несправедливо полагая, что "умные и сами понимают"... Как раз это упущение со стороны окружения и является очередной целью окна Овертона.

С этого времени ЛОЖЬ(1) всем окружением воспринимается некритично - и всем "вновь прибывшим" навязывается ложное ощущение Нормальности подобных утверждений.


7. {ФВ}={ядро(ЛОЖЬ(7))}+{к.обвязка(ЛОЖЬ(1))}

На этом, заключительном этапе окна Овертона, споры окружения с заведомо ложными утверждениями из ядра высказывания - становятся безперспективными. Со стороны окружения сначала наблюдается привыкание к подобным дискурсам и дискуссиям, затем усталость и нежелание дальнейших споров. Все "несогланые" с этих пор считаются "безвозвратно утерянными для здравого смысла". И лишь по инерции окружение продолжает отстаивать свои первоначальные убеждения.

Энергия противодействия падает, энергичность снижается до минимума. Внимания и Энергии на ЛОЖЬ(1) попросту не остается.

Таким образом по окну Овертона ложные утверждения из контекстной обвязки со временем становятся допустимыми, затем возможными, еще далее вполне возможными и вероятными, и в итоге вполне Нормальными.

Далее, через некоторое число N подобных этапов окна Овертона : Нормальность становится допустимостью, затем Нормой, а затем ЛОЖЬ(1) трансформируется в ПРАВДУ(1) - и в дальнейшем может использоваться как в ядре, так и обвязке дальнейших выражений. Дальнейшее использование утверждения ЛОЖЬ(1), посредством окна Овертона преобразованного в ПРАВДУ(1), становится возможным и для других форм высказываний: научной, религиозной и мифологической. Наступает следующий этап дальнейшей манипулятивной коррекции Картины Мира у окружения.

Главное, что здесь следует отметить, наряду с классическим представлением о работе высказывания, это то, что в манипулятивной форме высказывания часто ядро высказывания используется как заведомое отвлечение Внимания окружения от контекстной обвязки.

А Целевое высказывание, ради которого собственно и "ломаются копья" в заведомо проигрышных спорах - скрыто под эгидой контекстной обвязки, малозначимой на первый взгляд окружения.

___

*) Окружение - здесь используется как синоним той части общества, социума, которая подвержена влиянию форм высказывания.

**) Здесь аргумент n - представляет собой порядковый номер явления, Объкта, либо абстрактного понятия - предоставляемого Вниманию Эмкана.

***) СМИ, теле-радио передачи, блоги и т.д.


Рецензии