Толкование на сказку о курочке Рябе курам на смех

Толкование на сказку о курочке Рябе курам на смех
Снесла курочка яичко, не простое, а золотое. Дед бил, бил, не разбил. Баба била, била, не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет. Баба плачет. А курочка кудахчет и говорит: «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое.»
Мы и во взрослой жизни не можем понять значения этой сказки, не можем обратить на него внимания из-за сюсюкающих интонаций ее передачи по цепочке передатчиков. А в Тибете, я думаю, на такую сказку написали бы толкование в ста восьми томах.
Что означает яичко простое и яичко золотое? Почему дед и баба не могли разбить яичко золотое? Почему так легко разбила его мышка, всего только махнув хвостиком, и почему она так некстати очутилась рядом в самый неподходящий момент, и почему этого нельзя было предотвратить? Почему это принесло такое страдание бедным деду и бабе? И почему Курочка Ряба так быстро утешила своих подопечных простым обещанием снести им яичко не золотое, а простое и почему это действительно помогло?
Однажды осознав значение этой сказки, я предложила своему учителю, Сергею Анатольевичу Базарову, подать эту сказку своим ученикам в театре-школе "Образ" в России в виде коана. Коаном, согласно словарю избранных эзотерических терминов Лобсанга Рампы «Мудрость Древних», называется в дзэн-буддизме определенное высказывание, которое, на первый взгляд, лишено всякой логики и разумного содержания. Однако ученику дают его с тем, чтобы он медитировал на нем и дал на него ответ. Никакой простой ответ не подходит, поэтому ученик долго думает над ним, и когда подлинный ответ, в конце концов, возникает, его появление подобно внезапному удару грома, откровению с небес, как писал Лобсанг Рампа.
Простое яичко, судя по фабуле сказки, – это неприхотливость, все простое и самое надежное. Когда у тебя фарфоровая тарелка-гжель, из которой ты кушаешь, еще не проходило ни минуты, когда бы ты не боялся ее разбить, не так ли? Если кушать из простой железной или деревянной тарелки, у тебя больше возможности сосредоточить внимание на более возвышенных предметах. Если фарфоровую тарелку-гжель роняет ребенок, он не останется без подзатыльника и злого слова. Ему этого никогда не забудут, сколько бы времени ни проходило. Если ребенок уронит железную миску, он ее быстро поднимет, помоет и отправится восвояси, и останется здоров как ментально, так и физически. Не так ли?
Если у нас большой четырехэтажный дом-особняк, и мы никак не можем определиться, как можно задрать свой нос, находящийся на уровне четвертого этажа особняка, еще чуток повыше, так чтобы тебя в этом не мог перещеголять больше никто, мы можем забыться и в аффекте гордыни и тщеславия начать уничижать наших работников, помощников, родных, сходить с ума от подозрительности. Мы лишены покоя. И опять-таки лишены возможности сосредоточить свое внимание на более возвышенных предметах. А когда приходит наводнение, любой природный катаклизм, и дом рушится, нет конца нашему вою и горю, и не только потому, что мы лишились крова, но в основном из-за того, что потеряли «лицо», «престиж», нос теперь так высоко не задерешь, а очень хочется. Обидно теперь показаться нищим перед своим собственным работником, которого ты так блистательно уничижал еще вчера, пытаясь показать над ним свое превосходство и власть.
Сегодня ты кичишься положением, преимуществом, превосходством, а завтра тебя гоняют как скотину по коридору в психиатрической больнице, запрещая подходить близко к входной двери. Сегодня ты хвастал, что знаешь больше всех, а завтра тебя постигла амнезия. Сегодня ты думаешь, что самая красивая, а завтра попала в автокатастрофу и потеряла все. Не прилепляйтесь ни к чему земному, чтобы не страдать из-за этого, потерявши это или не удосужившись приобрести. Не пытайтесь приобрести в этом мире ничего или сохранить что бы то ни было: пока человек стремится, он не может быть свободен, он не может быть счастлив и спокоен, он будет страдать, не получая или теряя это. Подобные вещи уже многие тысячелетия знают буддисты. Недаром в таких странах, как Индия, Тибет, никто никогда не замечал такого уж сильного стремления к материальному обогащению, какое всю жизнь было у нас, но многие восточные народы до сих пор, когда в мире стерты все духовные ценности и позабыта половина религиозных заповедей, все еще являются примером отрешенности, нестяжания, неприхотливости и смирения, примером стяжания в жизни в первую очередь духовного совершенства, терпения, стойкости, богатства духовного. Иисус Христос тоже всему этому учил народы Запада. Он постоянно напоминал о богатстве земном и небесном: не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Матфей 6:19-21). Самое большое сокровище - это помощь другу. Если ты сегодня не оставил нуждающегося, то и завтра, когда настанет твой черед нуждаться, не оставят тебя. Только это может быть гарантией хорошего будущего. Самое большое сокровище - исполнение своего долга, своего природного предназначения, в результате чего ты возвышаешься сам и постигаешь смысл жизни. Самое главное Сокровище – это Любовь, понимание, прощение, и чем меньше наши мирские обретения, чем меньше мы отвлекаем внимание на бесполезные счёты с ближними, тем больше у нас возможности заняться истинно важными делами: самопознанием и самопожертвованием, служением ближнему, самообразованием . В свое время на землю приходило много мудрецов, чтобы напомнить нам эти заповеди, показать пример разумной жизни. Но люди все еще не вняли, и каждое новое поколение нуждается во все более строгом и точном воспитании. Мы сейчас делаем ставку на всем "золотом", пренебрегая всем простым и неприхотливым. Но поэтому же мы все время страдаем и, привязанные к нашим вещам, не можем свободно взглянуть на ситуацию и гибко и на корню разрешить наши проблемы.
В монастырях Тибета было такое правило: каждый, независимо от занимаемого положения, обязан был делать черную работу в определенное время. Согласно книге Лобсанга Рампы «Ты вечен», не было ничего удивительного в том, как высокого ранга лама мыл полы, очищая от мусора помещения для низших монахов. Цель этого заключалась не в том, чтобы обучить «грязной» работе ламу, но в понимании, что вещи здесь, на Земле, являются вещами временного назначения, и что нищий сегодня может стать принцем завтра, а сегодняшний принц — нищим. Будда Гаутама учит: «Нужно избегать такого счастья, которое требует проявления плохих качеств и забвения хороших. Настоящее счастье достигается тогда, когда на смену плохим качествам приходят хорошие». (Лобсанг Рампа «Шафранная Мантия») Наша душа сама не согласится принять счастье, в котором есть чьи-то слезы, по своей природе. Народный Лекарь и Учитель Бифатима Даулетова (пос. Унгиртас, Казахстан) напоминает современному человеку о таком позабытом понятии как «довольство малым». Она предостерегает нас от гонки за материальными ценностями, что может быть ловушкой, но, довольствуясь в жизни самым необходимым, тем, что есть, иметь благодаря этому возможность посвятить себя друг другу, чтобы обрести счастье любить и быть любимым. Внимание сразу на двух противоположных вещах не удержишь. Нельзя служить двум богам. Поэтому сознательное довольство малым открывает путь нашему сердцу к богатствам милосердия и сострадания.
Любовь и внимание, забота, проявленные к брошенным детям или брошенным родителям, намного дороже тех вульгарных и дорогостоящих подарков, которыми мы хотим «откупиться» от них, появляясь раз в полгода пред их очи и даже никогда не справляясь, каковы же их настоящие нужды.
Почему в народе принято говорить: «курам на смех»? Почему куриное яйцо для нас всех всегда являлось символом простоты и гениальности?
По-моему, это потому, что курица является самым мудрым и простым существом, какими бы глупыми мы их ни называли. Несколько лет назад меня пригласила в гости в поселок Бостери в Киргизии у Иссык-Куля подружка Женя. И мне посчастливилось ответить на предложение и приехать. Женя живет в своем доме, у нее с родителями огромное хозяйство, за которым они так хорошо смотрят. Садовые деревья клонились от огромного количества плодов, хозяева не успевали все собирать. Во дворике бегало восемь уже взрослых цыплят и ходила одна матушка-наседка. Я убедилась, как прост и гениален уклад у этих птиц. Женя переживала, что у них пересыхают кусты черной смородины, так как у них никак не хватало времени на полив. И я решила помочь подруге. Я принесла воды и вылила на один куст два ведра. К растекшейся воде подбежал цыпленок, а потом еще один. Они начали жадно глотать воду. Вода впиталась. Когда я пришла еще с двумя ведрами воды, под кустами сидели уже все восемь цыплят, они сгрудились кучкой и ждали воды. Они были дружны как дети и все понимали и принимали просто. Я заметила Жене потом, что в человеческом обществе было бы все по-другому. Место, где внезапно появляется вода или другие ресурсы, уже давно огородили бы, обложили бы налогами, приставили бы к нему злых собак и людей. А цыплята все до единого собрались, как и положено братьям, хотя вылитая в первый черед вода впиталась, еще когда я отходила от кустов, а откуда цыплята знали, что я принесу еще?! Они собрались на всякий случай! Курица – самая мудрая матушка и хозяюшка. Она никогда не бросит своих цыплят, ведь от нее зависит их развитие! А петухи тоже в куриной семье самые ментально здоровые существа. Они гордятся мудростью своих хозяек и пытаются завоевывать внимание своих мудрых партнерш добрыми поступками и подвигами, что вполне естественно. В человеческом обществе современный герой пытается завоевать обычно не сердце и ум, но тело дамы. А своих цыплят человеческая мать бросает на полдороге, чтобы сколотить себе средства на пенсию, хотя знает, что дети в старости не оставят ее, только если она сама всю жизнь будет рядом с ними.
Вот поэтому и говорят «курам на смех». Уж если куры подняли тебя на смех, тебе уже трудно будет снискать уважение хоть в каком обществе, хоть в курином, хоть в утином, хоть в человеческом. Куры понимают простые естественные законы жизни! Поэтому, я думаю, что не случайно такой персонаж как курочка Ряба в одноименной сказке был именно курицей.
Если бы какие-нибудь мудрые люди узнали, что у людей бывшего СССР есть такая сказка, как «Курочка Ряба», которую каждому ребенку прививают с младых ногтей, но проблемы у этого народа не кончаются никогда, они подняли бы нас на такой смех, а это было бы для нас даже еще хуже, чем просто курам на смех, потому что они мудрые люди, а над нами и куры смеются. Не хотели, чтобы яйца курицу учили? Теперь будем учиться у яиц Курицы!

Предметный указатель к толкованию:
Фарфоровая тарелка – то, что может разбиться, ради чего ребенку дают подзатыльник и никогда не забывают ему этого. А ребенок тоже этого не может забыть всю свою жизнь, он понял, что его не любят, что маме тарелка была нужней и дороже, чем он сам.
Предметы временного назначения – это предметы, которые даются нам во временное пользование на Земле, дабы мы могли использовать их в своем труде во благо других и возвышать свой дух.
Сиюминутные удовольствия – удовольствия, удовлетворение от которых быстро проходит, поэтому они не приносят успокоения.
Истинное счастье – такое счастье, которое приносит глубокое удовлетворение, полностью освобождает душу от беспокойства. Требует проявления только хороших качеств согласно учению Будды.
Имущество - то, что можно потерять за один раз и поэтому к нему не стоит прилепляться, дабы при потере его не потерять от стресса и самый разум.
Земное богатство само по себе – это, конечно же, не грех. Это то, что в процессе развития становится желанным не ради него самого, но ради того добра, которое мы с его помощью можем сделать другим, коль скоро мы становимся на Духовный Путь и приучаемся правильно понимать жизнь (согласно книге Лобсанга Рампы «Главы Жизни»). Только неправильное употребление богатства создает привязанность к нему, но в этом принципиально важно, что именно честно заработанное и не зарытое от других богатство всегда служит благу, а богатство, сколоченное и нажитое впопыхах вразрез с правами и интересами других живых существ, обычно и расторгает самого человека.
Жизнь – то, что можно отдать ради других и приобрести духовное богатство и перестать страдать из-за всей подобной ерунды. Жизнь – это работа. Оказание помощи другим и есть радость самого бытия, и понимать это начинаешь лучше, когда все меньше жалеешь ради других самой жизни своей.


Рецензии