Хроники Городского Леса. Лиловый июль

Сердце спит и сладко плачет,
И, замолкнув в должный срок,
Колокольчик тихо спрячет
Свой лиловый язычок

Лев Эллис

   Хотели бы вы, читатель, быть «как все»? Позиция может быть не слишком престижная, но безопасная. Инакомыслие преследовалось у нас во все времена, особенно инакомыслие политическое.  И все-таки всегда были инакомыслящие писатели, художники и даже … колокольчики. Герой Городского Леса в июле именно колокольчик, но колокольчик особенный, сборный.

   Впрочем,  колокольчики всегда были «не как все».  Со школьных лет мы помним о тычинках и пестиках. Каждый орган цветка выполняет свою роль. У колокольчиков не так. Главные действующие лица в  пьесах, что разыгрываю цветы и насекомые,  у колокольчиков оказались тычинки. Они созревают еще в бутонах и затем выносятся к опылителям растущим пестиком. И только в конце пьесы раскрывается рыльце. Впервые эту пьесу проследил в природе школьный учитель, типичный инакомыслящий Христиан Шпренгель в 1793 году.  Все нормальные ботаники в те времена считали высшим наслаждением работу с гербарием в тишине  университетских кафедр. Шпренгель работал исключительно с живыми растениями в поле и в лесу. Он изучал половую жизнь растений. Половой вопрос и сегодня  пуритане в обществе воспринимают с недоверием. Ну и что,  если  мужское начало у цветков преобладает в начале над женским?  Гораздо интереснее войны и революции.  И Суворов штурмовал Альпы, во Франции рубили головы, а Гумбольдт метался по Европе в надежде отправиться в путешествие.  Как и положено великому ученому, Шпренгель  был современниками высмеян, умер в безвестности и могила его не известна. Оценил открытие Шпренгеля через много лет Чарльз Дарвин, он разгадал, используя свою теорию отбора, секреты взаимоотношений насекомых и цветов и значение перекрестного опыления. Подумать только, тысячи лет до Шпренгеля люди смотрели на пчелу в цветке и не понимали сущности происходящего. Но кто помнит Шпренгеля? Помнят Чертов мост.

   Так что, читатель, если встретите колокольчик в природе, не думайте, что это маленькая копия большого колокола с  единственным подвешенным языком.  Жизнь колокольчика необычайно сложна и двести лет после Шпренгеля ботаники совершают открытия в его глубинах.  Но чем же наш  инакомыслящий герой в Городском Лесу отличается от других колокольчиков? Цветы его вовсе не качаются безвольно на стебельках, опустив взор к земле. Сборный колокольчик заглядывает вам в лицо,  демонстрируя все тычинки пестики. Цветы собраны вместе на верхушке и направлены вверх. А как же дождь? Дождь наш герой игнорирует. Цветки его так плотно смыкают лепестки, что внутрь не попадает ни капли дождя. Такое расположение цветов помогает бороться с недобросовестными опылителями. Часто ленивые шмели просто прогрызают стенку венчика , сбоку, чтобы добраться до нектара. Сомкнув ряды,  цветы нашего героя, дают таким шмелям решительный отпор. Но вряд ли все любители цветов будут вдаваться в такие тонкости опыления. Что приведет нас в Городской Лес на встречу с героем.  Конечно его цвет. Какого цвета колокольчики? Неуловимого. На ярком солнце они могут быть лиловыми, фиолетовыми, в тени  темно-синими, а у Толстого даже голубыми.  Именно цвет колокольчика привлекает сегодня людей. Но так было не всегда.

 Тысячу лет назад Диоскорид изучал   растения,  чтобы использовать их как лекарства. Во времена Возрождения художники рисовали с упоением не только человека, но и растения. У Леонардо да Винчи, кроме Джоконды,  было множество портретов растений. В девятнадцатом веке художники-импрессионисты начали осваивать цвет. В России они ушли от унылых передвижников на пленэр, в природу, как это завещал Шпренгель. Как ни странно,  поисками цвета занялись и скульпторы. Анна Голубкина, огородница из Зарайска, ученица великого Родена, каждый день отправлялась в поля, чтобы набрать букеты цветов, а потом зарисовать их в мастерской. Таких рисунков накопилось много сотен и сегодня акварельный рисунок сборного колокольчика вы можете увидеть в Третьяковской галерее.  Именно дикие цветы, считала Голубкина, дают нам возможность овладеть многими оттенками цвета. Культурные растения слишком яркие и однообразные в оттенках. Именно благодаря такому подходу к цвету Голубкина создавала необычные скульптуры. Их, конечно, не принимали и не понимали академики от живописи. К тому же Голубкина не замыкалась в скульптуре. Вела активную общественную жизнь и за свое инакомыслие пострадала, сидела в тюрьме и была отчислена из художественного училища. Валентин Серов считал такой подход несправедливым. Нельзя отчислять студентов за политические взгляды. В знак протеста он ушел их училища вместе со своей ученицей. Не правда ли  и сегодня такой поступок был бы актуальным.

    Надеюсь, читатель, что попав Городской Лес в лиловом июле, вы получите удовольствие от общения с инакомыслящим сборным колокольчиком, может быть,  вспомните Шпренгеля, а, может быть,  зарисуете колокольчик по фотографии, как это делала Голубкина. А, может, вы купите эстамп, гравюру колокольчика? Они входят в моду и, право,  достойны красить наши квартиры. Успехов.


Рецензии
Знакомые цветы и полезная информация. Спасибо!

Вадим Светашов   18.07.2021 02:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим Кузьмич

Юрий Панов 2   20.07.2021 02:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.