Хроники Городского Леса. Лиловый июль
И, замолкнув в должный срок,
Колокольчик тихо спрячет
Свой лиловый язычок
Лев Эллис
Хотели бы вы, читатель, быть «как все»? Позиция может быть не слишком престижная, но безопасная. Инакомыслие преследовалось у нас во все времена, особенно инакомыслие политическое. И все-таки всегда были инакомыслящие писатели, художники и даже … колокольчики. Герой Городского Леса в июле именно колокольчик, но колокольчик особенный, сборный.
Впрочем, колокольчики всегда были «не как все». Со школьных лет мы помним о тычинках и пестиках. Каждый орган цветка выполняет свою роль. У колокольчиков не так. Главные действующие лица в пьесах, что разыгрываю цветы и насекомые, у колокольчиков оказались тычинки. Они созревают еще в бутонах и затем выносятся к опылителям растущим пестиком. И только в конце пьесы раскрывается рыльце. Впервые эту пьесу проследил в природе школьный учитель, типичный инакомыслящий Христиан Шпренгель в 1793 году. Все нормальные ботаники в те времена считали высшим наслаждением работу с гербарием в тишине университетских кафедр. Шпренгель работал исключительно с живыми растениями в поле и в лесу. Он изучал половую жизнь растений. Половой вопрос и сегодня пуритане в обществе воспринимают с недоверием. Ну и что, если мужское начало у цветков преобладает в начале над женским? Гораздо интереснее войны и революции. И Суворов штурмовал Альпы, во Франции рубили головы, а Гумбольдт метался по Европе в надежде отправиться в путешествие. Как и положено великому ученому, Шпренгель был современниками высмеян, умер в безвестности и могила его не известна. Оценил открытие Шпренгеля через много лет Чарльз Дарвин, он разгадал, используя свою теорию отбора, секреты взаимоотношений насекомых и цветов и значение перекрестного опыления. Подумать только, тысячи лет до Шпренгеля люди смотрели на пчелу в цветке и не понимали сущности происходящего. Но кто помнит Шпренгеля? Помнят Чертов мост.
Так что, читатель, если встретите колокольчик в природе, не думайте, что это маленькая копия большого колокола с единственным подвешенным языком. Жизнь колокольчика необычайно сложна и двести лет после Шпренгеля ботаники совершают открытия в его глубинах. Но чем же наш инакомыслящий герой в Городском Лесу отличается от других колокольчиков? Цветы его вовсе не качаются безвольно на стебельках, опустив взор к земле. Сборный колокольчик заглядывает вам в лицо, демонстрируя все тычинки пестики. Цветы собраны вместе на верхушке и направлены вверх. А как же дождь? Дождь наш герой игнорирует. Цветки его так плотно смыкают лепестки, что внутрь не попадает ни капли дождя. Такое расположение цветов помогает бороться с недобросовестными опылителями. Часто ленивые шмели просто прогрызают стенку венчика , сбоку, чтобы добраться до нектара. Сомкнув ряды, цветы нашего героя, дают таким шмелям решительный отпор. Но вряд ли все любители цветов будут вдаваться в такие тонкости опыления. Что приведет нас в Городской Лес на встречу с героем. Конечно его цвет. Какого цвета колокольчики? Неуловимого. На ярком солнце они могут быть лиловыми, фиолетовыми, в тени темно-синими, а у Толстого даже голубыми. Именно цвет колокольчика привлекает сегодня людей. Но так было не всегда.
Тысячу лет назад Диоскорид изучал растения, чтобы использовать их как лекарства. Во времена Возрождения художники рисовали с упоением не только человека, но и растения. У Леонардо да Винчи, кроме Джоконды, было множество портретов растений. В девятнадцатом веке художники-импрессионисты начали осваивать цвет. В России они ушли от унылых передвижников на пленэр, в природу, как это завещал Шпренгель. Как ни странно, поисками цвета занялись и скульпторы. Анна Голубкина, огородница из Зарайска, ученица великого Родена, каждый день отправлялась в поля, чтобы набрать букеты цветов, а потом зарисовать их в мастерской. Таких рисунков накопилось много сотен и сегодня акварельный рисунок сборного колокольчика вы можете увидеть в Третьяковской галерее. Именно дикие цветы, считала Голубкина, дают нам возможность овладеть многими оттенками цвета. Культурные растения слишком яркие и однообразные в оттенках. Именно благодаря такому подходу к цвету Голубкина создавала необычные скульптуры. Их, конечно, не принимали и не понимали академики от живописи. К тому же Голубкина не замыкалась в скульптуре. Вела активную общественную жизнь и за свое инакомыслие пострадала, сидела в тюрьме и была отчислена из художественного училища. Валентин Серов считал такой подход несправедливым. Нельзя отчислять студентов за политические взгляды. В знак протеста он ушел их училища вместе со своей ученицей. Не правда ли и сегодня такой поступок был бы актуальным.
Надеюсь, читатель, что попав Городской Лес в лиловом июле, вы получите удовольствие от общения с инакомыслящим сборным колокольчиком, может быть, вспомните Шпренгеля, а, может быть, зарисуете колокольчик по фотографии, как это делала Голубкина. А, может, вы купите эстамп, гравюру колокольчика? Они входят в моду и, право, достойны красить наши квартиры. Успехов.
Свидетельство о публикации №221071301374
Вадим Светашов 18.07.2021 02:32 Заявить о нарушении