Мехмед аш-Ширвани - учёный, философ и врач

Ал-Хаджжи Мехмед (Мухаммад) Шукр Аллах б. Ахмад аш-Ширвани* (1386–после 1485) — лезгинский учёный, историк, философ и врач. Имя при рождении — «Мухаммад». Известен также как «Шукр Аллах б. имам Шихаб ад-дин Ахмад б. имам Зайн ад-дин Зекидир» и «аш-шайх Мехмед ибн Ибрахим и тебиб аш-Ширвани». Влиятельный государственный деятель в Османской Турции, служил при дворе османского султана Мехмеда II Фатиха (1432–1481), прозванного «Завоеватель». Автор двух сочинений «Behcet;'t Tev;r;h» («Славная история», 1459 г.) и «Ravzatul Umum» («Общий Сад»). Кроме родного, владел персидским, османским и арабскими языками. Сын известного в Османской империи придворного врача Ахмада аш-Ширвани (XV в.). По мнению немецкого историка и лингвиста Франца Бабингера (1891–1967), известного своими трудами по истории Османской империи, Мехмед аш-Ширвани родился в 1386 году.


Мухаммад аш-Ширвани (тур. ;;krullah ;irvani) был родом из лезгинской области Ширван (ныне часть этой области входит в состав современного Азербайджана). Различные источники указывали, на то что его отец был одним из «физиков», переехавших в Османскую империю во время правления султана Османской империи Мурада II (1404–1451). По словам Османа Шевки, отца Мухаммада аш-Ширвани звали «Ахмад». Он работал в Амасья (ныне, город и район на севере Турции) Дарушшафе (больнице), где расширил свои знания и стал придворным врачом султана Мурада II. Мухаммад аш-Ширвани написал на фарси историческое сочинение под названием «Behcet;'t Tev;r;h» («Славная история», начал её писать в 1456, а завершил в 1459 г.). На османский язык данное сочинение было переведено в 1530 году, уже во время правления султана Сулаймана I Кануни (1494–1566). Сочинение «Behcet;'t Tev;r;h» состоит из тринадцати частей. Последняя часть об османах была переведена на турецкий язык и издана дважды в 1939 и 1949 гг.


В дополнение к медицине Мухаммад аш-Ширвани преуспел в других областях наук, таких как хадисы, толкование Корана и грамматика арабского языка. После совершения паломничества, Мухаммад аш-Ширвани некоторое время жил в Египте. За это время он выучил арабский язык, а затем науку хадиса у известного исламского учёного шайха Шамс ад-дина ас-Сахави (1428–1497). Мухаммад аш-Ширвани также был автором книги под названием «Ravzatul Umum» («Общий Сад»). Ныне, эта книга хранится в стамбульской библиотеке. Данная книга содержит информацию о нумерации, астрологии, логике, поэзии и мистицизме. Таким образом, автор также был сведущ в математике, геометрии, астрономии, литературе и философии того периода. Несмотря на то, что Мухаммад аш-Ширвани был достаточно известным врачом своего времени, на сегодняшний день, пока ещё не было найдено никакой информации о его работах в области медицины.


Мухаммад аш-Ширвани был также известен как филантроп и педагог. Согласно некоторым источникам, он построил школу в г. Стамбул за свой счёт и пожертвовал свой доход от сельскохозяйственных угодий в районе Силиври этой школе. По одним источникам, Мухаммад аш-Ширвани скончался в период правления султана Фатиха (ум. 1481), а по мнению историка Мехди, Мухаммад аш-Ширвани застал времена султана Османской империи Баязида II (1481–1512). Данное предположение историка основывается на документе где указана дата основания школы, которую спонсировал Мухаммад аш-Ширвани. В этом документе, датированном 890 г. х. (1485 г. в х. л.), упоминается имя человека, основавшего эту школу, который был записан как «аш-шайх Мехмед ибн Ибрахим и тебиб («врач») аш-Ширвани», а имя человека, заверившего этот документ, было указано как «гази-аскер Ибрахим ибн Халил паша». Про Ибрахим-паша известно, что он некоторое время работал гази (судьей) Эдирне (тур. Edirne, ныне город и район в северо-западной Турции) во время правления султана Фатиха (ум. 1481), а затем был назначен на должность газиаскера Румелии во время правления султана Баязида II (вступил на престол в мае 1481 года). Таким образом можно предположить, что Мухаммад аш-Ширвани умер не раньше 1481 года, а после 1485 года. Его тело было похоронено на кладбище «Шайха Вефа» в г. Стамбул (Турция).


Следует также отметить, что в XV веке в отношениях между Османской империей и Ширваном усилились культурные связи. Османская империя привлекла большое количество учёных из соседних мусульманских стран, среди которых было много лезгинских врачей, удовлетворявших их потребности в точных науках, таких как математика, геометрия, астрономия и медицина. Османские источники также упоминали, что врачи из Ширвана пользовались особым уважением и почётом.



Автор: ‘Али Албанви

На фото (фрагмент): Ширван на карте 1804 года // Johann Christoph Matthias Reinecke – Biblioth;que nationale de France. Charte von Laender am Caucasus nach den besten vorhand Charten, Reisen und Astronomischen Ortsbestimmungen / gegeichnet von I.C.M. Reinecke.


*ПРИМЕЧАНИЕ: АШ-ШИРВАНИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к дагестанскому Ширвану; историческая область и государство в Закавказье, на западном побережье Каспийского моря, простиралась от г. Дербент (Южный Дагестан) на севере до дельты реки Кура на юге. Одно из крупных государств Закавказья, просуществовавшее около тысячи лет, начиная с VI века. Ширван занимал значительную территорию современной Республики Азербайджан. Наиболее крупные города Ширвана в раннем средневековье — Кабала, Партав, Баку, Шемаха, Байлакан, Шабран, Шеки. До XV–XVI вв. название — Шарван.



Литература


1. Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания — Лезгистан. С. 167. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/VsGVU, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.07.2021). — Яз. рус.

2. Агаев А. Татарские внуки лезгинского шейха [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/VsGWf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.07.2021). — Яз. рус.

3. Аликберли Ф. Ширванская фармакопея в Ватиканском архиве [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/VsGWs, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.07.2021). — Яз. рус.

4. Алишаев М. Мавлид и лезгинская мысль. Возродить тысячелетнюю духовную традицию [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/VsGUu, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.07.2021). — Яз. рус.

5. Балтаджы Джахид. Акшемседдин и его воспитанное интеллектуальное окружение. Анкара: Акчак Яй, 1990. 140 с.

6. Велиляев А.Э. Жизнь и научная деятельность крымского ученого, филолога, поэта Сейида Ахмеда бин Абдуллах Кырымий [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/VsGYM, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.07.2021). — Яз. рус.

7. Каджар Чингиз. Выдающиеся сыны древнего и средневекового Азербайджана. — Баку, издательство «Азербайджан», 1995. С. 144.

8. Azerbaijani Physicians in the Ottoman Empire in the 15-16th Centuries [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/VsGVA, свободный. — Загл. с
экрана (дата обращения: 03.07.2021). — Яз. анг.

9. Fatih Devri Tarih Yazicili;i Ve Literat;r; [Электронный ресурс] Режим доступа: https://inlnk.ru/rJ8aR, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.07.2021). — Яз. тур.


Рецензии