Путь от Каспия до Африки МЫ собОй себе укрАсили

  (Сказ ТиминАт ЯкшИевой из ГрибоЕдовского "Трактата" АлефЫ Аббассиди)
  (Часьб 11 квази-новеллки "Персидские красотки"
   их СЕРии "Пикантные эпизоды истории РУСИ")

                И случАйност  бывают НЕ случАйны,
                а подВЛАСтны ФАТуму СудьбЫ.
                НЕ  впадАйте  а пАНику, отчАянье -
                Когда люди случАются -
                экс-СЕКСы получАются,
                ФОНЖ Жизни удлиннЯется
                И Жизнь людей проДЛЯется!

                НЕ бОйтесь телЕсной любвИ-
                ведь  в НЕЙ = "Се ля ВИ =
                И Жизни = ВСЯ ГЛАВная СУТЬ -
                когда ВЫ вошЛИ, в вас войдУт!

                И Это проДЛЯет вам Жизнь -
                теснЕе с подрУжклй            дружИсь,
                теснЕе се за за ДРУГа держИсь!
                ПродЛЯЙте - дрг  дргу вы Жизнь -
                приЯтнейшим ДЕЛом любвИ -
                ведь в НЁМ "се дя ВИ, се ля  ВИ!"

                И невероЯтное случАется -
                ЧТО б - казАлось = НЕ быть никогдА!
                НевозмОжно ж, а вель получАется -
                ИЗ огнЯ - из плАмени = вода!


Поздняя Осень холодадла,
а кагалА наша гуляла.
Ходили мы гурьбОй весёлою,
не водинОчку - нет = нельзЯ.
ВооруЖЁННые - до пят.

Собаки с нами = евчирпРжк,
чуть что -  они сразу ж рычАт?
""- СНАМи = поВЕЖливей, пострОже!
С нами  шутИть плОхо нельщЯ!""

Вот каретнный ряд -
делают и продают аретны.
8-МЕСяцная Миля у меня на руках и спрашивает !!- Ма, а ЦЁ Эта?""
А я ЕЙ:
""- Это аретны  = домики на колёсах!
В них люди ездят далеко и  близко!""

А мастер в годАх уже - к нам:
""- СалАм алЕйкум - миленькие землячечки!
Давненько я не слыхАл родную речь -
с той порЫ - как уплыл из Тырляна с грузом желЕза!""
 А я еМУ: ""- И МЫ рОдом из Тырляна!
ВЫ шамАнку СогБОл ЯкшИ помните - Это  Бабушка мне!""
- Да КАК же мне ЕЁ не помнить - коль ОНА  спасАла мне Жизнь  и здоровье - не РАЗ!""

И МайлИ-акА стал лучшим дрУгом всем нам.
ОН обитал тут же - возле  каретницы -  в будочке дла инструмента и ТэПэ.
Жена была убита разинцами 9 лет назад,
а детей с ней не получилося. А новая жена слишком дорого стОит -
не для его доходов! И Бабушка моя ему вполне подошла: ЕЙ = 30, ему 60.

И ОН хорошо знал условия Персии - делая кареты - именно для них:
жарА  летом в низинах, холод и мнегА в горах даже летом.


А к дате 9 месяцев моей доченьки - когда уже начал удлиняться день, -
нашей ГоспожЕ принеслт свето-ГРАММу от ЕЁ сына АслАна - для нау:
""- Через 60 дней будьте в портУ Усть-ДарА."""

Мне МайлИ-акА казался Человеком добрым. Да ж и земляк!
Да ж и карету ему заказала сделать для нас. А условий я не знала,
а путь длинный = 2 тысячи вёрст да по горам. А ОН знал = как Мастер!
Да ж и спросил = как у приятельки: "- А зачем ВАМ туда?"
А я неосторожно сказала!


А ОН - в отлИчие от ГоспожИ ПиррунИ -(которая считада затЕю сына своегО = ДУРЬю -
воспринял  = по-деловому, задал дополнительные вопросы , подумал и сказал: 

""- КАин - убИв Авеля - из Эдэма в Порт-Нод
(переименованный потом в "Енод") - д ехал в карете -
запряженной волами. И охраняли его вооруженные рабЫ с собаками -
ВО-время предупреждавшими про приближение опасных  зверей - каковых и ныне там немало!
А собаки ваши вас от стАда голодных львов НЕ спасут!
Нужна прочная карета - -
которую поТЯнут - тамошние волЫ -
которых наши купцы покупают в том же городке Енод -               8куда вас доставит кар.
И тот же кар привезёт карету.
А за персидские товары вы кУпите себе  полДЮЖины тамошних  волОв,
да ж и поГОНщика наймЁте!
Да ж и менЯ с собОй возьмёте -= как землякА, как друга, как  спецА по каретам, как МУЖа ВАШей Бабушки!"
И БЕНег Я с ВАС = НЕ возьму - ни за карету, ни за слУжбу, ни за ДРУЖбу, ни за ПРОЧее ВСЁ!""


              ***
Свою каретную мастерскую  и нашу лодочку акА поручил приятелю.
И уже через две недели МЫ ехали на Юг через  заСНЕГанные ГОРы Персии = горной странЫ.
 
5 кроватей в 2 яруса да люлечка для малышки - в заду  кареты.
Под ними - - оружие , одежда и прочее подрукное.
Металлическая печка, стол-шкафчик, прочая всячина - в передУ. .
ПАРы для лежанияи любования:
Фан + АлефА, Артур + МарафА, Вася + Я, МайлИ + Бабушка, Мама + Кот  и проч народ.
А кот бывал и у малышки нда заднейй кроватью.
А между боковыми был  проход. .
Окно возле  люлечкипо сторонам у столА и в верхУ впередИ - -
на уровне головЫ возчика - у которого там была и постель.

Каркас из железных прутьев дал карете прочность.
Железные ободв  и Оси - дали надёжность.

Караван-сарАи с интервалом 50...60 вёрст - в зависимостях от удобства местности, наличия водЫ, дров и ТэДэ.
Там мы кушали вечером и утром,
а на обед  покупали иди глтовили на печке нашей в карете.

  волов кормили в караван-сарАях.
на подъём тянули медленно, а на спусках поживЕе. .
Всюду  ГОРы, , склОны, брОды, мостЫ -
среди безЛЕСных каменИстых пустынь.
Да ж рек и ручьёв немало.
На северных склонах снег, на Югных - протАлины.
Виды часто меняются - глаз  не скучает.
День короткий. ВЫезд  и приЕзд - во тьме!
12...14 часов в пути.
Фонарь  с отражателем светит наплохоН в нафту добавлено  снадобье = делающее плАмя Ярче!

 
Возчик - мужик под 50, крепенький.
Я  уже на  вторую ночь  в пути - когда Вася мне  стяхнул и уснул,
а мне ещЁ бы, -
тихонечко ушла на передОк!
И возчик неплОх!
И к нему начали ходить Мама и   Бабуля -
когда в САМи оставАлись, а МайлИ ж их менял попереМЕНно.

А возчик весьма рад!
Ведь в Персие на Этот счёт стрОго,  а жена стОит дОрого - не каждому достаётся!
И возчик нашу ТРОицу (я, Мама и Баба) искренне полюбил.
ЖЕВы  бы тоже неПРОЧЬ,
да ж зАняты = в кАждую ночь...


К гпм дюжина книг. И их возле окОшек читают -
кто персИдис понимает.
А МилЯ слушает сказки ВСЕХ - каждый что-то знает своЁ - в 4 речи!
Жаже возчик ДыбтАн держит ЕЁ на лЯжках 
и расскАзывает прот разные истОрии тех мест - где мы едем.
И мне тожк меикпксер:
МилЯ у меня на лЯжках,
Я - у Дыбтана на лЯжках,
а "ОН" - во "МНЕ".
Карету трясёт,
ИЗ менЯ течЁи,
а "ОН" стрУйку  "стуйнЁт" - "туДА",
а мне ж = такая благоДВВТЬ.
И я "кОнчу" дюжину раз,
а ж хОчется ЕЩЁ "продолжАть"!
А ДыбтАн изнемогАет.
А ТРЯСКа каретная - "ДЕЛо" наше продолжАет.
У нас же ПОД халАтами - НЕТ НИ чеГО - 
только ЛИПкость да ароМАТ любвИ -
как франки бАют: "- Се ля ВИ!"

Возчик остановит карету возле частых ручьЁв, обМОет плоды любвИ, возьмёт у меня МилЮ,
тогдв ж м я ардМОю ВСЕ ТЕ месТА -
где три  часа подряд тряслАся "трясоТА"...

Как ниКАК - а ощущЕния инЫе - нЕжели при  лежАние  в постЕле =
и в местАх "ТЕХ",
и ж во ВСЁМ ТЕЛе...

             ***


     ..............

На этой главной хозяйственной дорОге  странЫ нас изредка останавливали и проверяли
патрульные группы всадников на лошадях -
воооруженные ружьями, пистолями, саблями, пиками, алебардами и ТэДэ. 
Их назначение - унистожать разбойников на дороге -
чтобы они не отпугивали купцов своих и иностранных.
И для роланоет уводили на часочек  нашу ТРОиуц молодую - в свои кибитки -
где каждую из  нас "проверяли" по десятку  патрульных.
Благо - НЕ забирали наше оружие.
   ...........

А разбОйники встретили нас один раз - уже в долине Великой РекИ -
ща неделю до конца пути.
Моросило, МилЯ занята с бабушками,
а я на ляжках возчик. Псы наши чёрные бегут в сотне шагов впереди кареты -
и в стороне от мостовой дорОги ловят зазевавшихся перпёлок и зайчАт,
и несут нас угощать - людей и кота. Дорога пошла на спук к мосту через ручей,
а псы кинулися  к карете. Дорога перед мостом перегороднга бревном.
А к нам из кустов бежит дюжина мужиков с пиками, саблями, пистолями в руках. .
Я - НЕ вствАя с "игрУшки"  возчика - сняла два-ствольное ружьё
(стволЫ  к концам расширяются рАструбом), нажала курок, щёлкнул кремень, , сноп белого дыма,
пламя, оглушающее баббАх, воли раненых чугУнной дрОбью! 
ВСЕЙ дюжине досталося и все кинулися в кусты! Дробь мелкая = не смертельная -
до свадьбы заживёт. Я  ж ружьё за плечо,
соскочила с "игрушки", развернула бревно ,
псы поГАВкали на кусты,
я сЕла на любимое место и мы поЕхали дальше...

                ***

ВСЁ это длилося пол-минуты,  но дало  милый мне результат:
когда я уСЕЛася на своё = ещё не успЕвшее остыть место -
возчик спросил меня:
"- Куда да зачем ыв едете?"
П я НЕ утаила и сказала!
А ОН спросил: "- А меня возьмёте?"
А я: "- С РАДостью!"

И ОН продал своих волОв- сказав: "- ДОМа я в два раза дешевле куплю!"

            ***
Карета поместилася на палубе - не особенно мешая матросам в ихних работах.
А нашп десятка предпочла продолдать спатть и бытовать -
не в душных каютах кАра, а в проветриваемой ветром карете.

Здесь уже была весна. Миля отказадася одеваться и стремглав носилася 
по всему кАру. Особенно ЕЙ понравилоося лазить по вантам мачты и сидеть в бочке на верху мачты -
куда частенько забирАлася и я - по лотманским делАм:
 С ВЕРху лучше различимы мЕли, подводные камни, скАлы и прочие опасности для кара и для нас.

Мой муж  Трифан и я поСМЕНно анлт епо рл ГН хОженным нами местам и морям -
дополняя старого лотмана .
               
На этом каре не бвлр маршевых вёсел  и гребцов -  только маневровые.
Кар двигали только парусА.
И Миля - глядя на матросов - неудержимо  лезла по оснастке на всочЕнные мачты,
доползала до концА рЕи и прыгала в море с высоты 5 и 10 сажень,
доплывала до кормовОй лесенки и по не - на палубу.
И поймать ЕЁ было не просто, да ж и опасно для НЕЁ и ловцОв!

А ужЕ в Индийском океАне  за НЕЙ погналася акула =
небольшая = в сажень длинЫ. Миля ловко уворАчивалася от зубАстой ПАСТи,
но Острые шипЫ кОжи акУлы - каждый раз обдиАли кОжуиц  малышки.
ХвалА МарафЕ - она  схватила в карете  арбалет .
Тяжёлая стрелА  шдуюлкЛ влгзИлася в спину акулы
и мы вЫтащили акУлу за шёлковый шнур на палубу.
Был штиль  - и это  спаслО МилЮ. А ШРАМы осталися . И это образумило
 ужЕ как-раз =  годовАлую МилЮ - на Жизнь ЕЁ - покА ещё = НЕ ВСЮ!

                ***
Персидский залив прошли споро =  с поПУТным ветром м Мнаноп.
А ЮГ Арабии задержао  на два месяца.
И там на нас напали два британских кара.
Спасла нас  длинно-СТВОЛьная пУшечка и ЕЁ зажигАющие ЯДРа -
начиненные самовоспламенЯющейся нафтой  -
источников которой много  и на  Каспие, и в Заливе.
ОТ удАра чурУнное ядро разбрЫзгивает  нафту и  воспламенЯет Искрами -
высекАемыми оскОлками ядра!
И вся оснАстка каров брИттов сгорела -
лишив их способности двигаться 
пока навесят новую  снасть...

             ***

А мы успели уйтИ - пока дул аньноле.
А у концА Арабии штиль шыл дОлгий и мы успЕли сходИть на  снЕгные  ГОры -
что не удалОся у Каспия.
А вскоре показалася и  Африка!

                ***

                Я ж - прОшу пробАчення - за моЕ нэбАчення,
        та помылкЫ-ошИбки - малЭньки та шИбки!
        Бо ж я не мОжу текст СВIЙ переВIРити -
        наОщупь, навпомаыкЫ!
        Та й неМА людНй - щоб менI допомогтИ!
        А в гОлову ж - ЛIЗуть думкЫ - та ще й такI-сякI!
        А дУмкАми ж - трЭба пожилЫтысь -
        бо ж - НИКуды мэнИ дИтЫтысь:
        бо ж ДУМКу мэнИ - нэ просто навивАють та всэлЯють, -
        ДУМКИ ж мэнI ЦI (та i не тIлькы ЦI - усI) -
       в гОлову, в мозОк встомлЯють, всiллЯють, СИЛою  всиллЯють,
       в ТIЛо - в уСЭ ж TIЛo ТЭ - втiлЯють!
      В,И.Крыленко: ДонЕцьк:  13.07.2021-го -
       для ДонЕцька - ВСЕ ЩЕ бойовОго й больовОго...


Рецензии