ПО ту сторону смерти

- Привет, внучек. Как у тебя дела? Чего нового на работе?
Экран светился теплым мягким светом. Пожилая женщина по ту его сторону с любовью смотрела на собеседника – внука, взрослого уже мужчину.
- Всё хорошо, бабуль. Может быть, скоро буду работать на новом месте. Позвали в одну крупную фирму.
- Ну хорошо. Давно надо было уйти оттуда! Десять лет работаешь, а всё денег платят как будто ты их не зарабатываешь, а клянчишь. Как семья? Как Викуся? А Артёмка всё такой же шебутной?
- Вика в садик пошла. Артём на прошлой неделе пятёрку получил по математике, так прыгал от радости потом так, что чуть люстру не сбил.
- Эх, не обняла даже их. – Женщина расстроилась. – Вот такая жизнь, Арсений, внуки есть, а обнять не могу.
- Ну, что теперь поделаешь. – Арсений Вениаминович нахмурился. – Поторопилась ты. Подождала бы пару-тройку лет, так бы и обняла, и понянчилась.
- Эх.
- У тебя как дела? – Арсений Вениаминович прервал возникшую небольшую паузу.
- Да как у меня дела? Как могут быть дела у стариков? Сижу книжки пишу. Научилась по интернету лазить, смотрю сериалы и фильмы разные. На днях виртуальные путешествия освоила. До чего прогресс дошел, можно никуда не уезжая побывать любой точке мира!
- Это да. А у нас даже на такие путешествия времени нет. – Арсений Вениаминович неудачно отодрал заусеницу с пальца, пошла кровь. – Соскучился по тебе очень. Так иногда хочется, как раньше, сесть на диван, посмотреть какую-нибудь передачу. Последнее время часто вспоминаю те времена, когда помогал тебе по кухне. Ты звала, а я огрызался. Не охота было – жуть. Всё казалось чем-то важным занят, а сейчас, вот, захотелось, да время ушло.
- А ты жене помогай.
- Дак, она не ты.
- А ты представляй, что мне помогаешь. Мне твой дед, царство ему небесное, всегда помогал. И не отломилось ничего!
- Попробую.
- Оставшееся время диалога две минуты. Пожалуйста, скажите главные слова и завершайте диалог. – Строгий женский голос прозвучал из динамиков как всегда внезапно.
- Ладно, бабуль, надо заканчивать разговор. Прямую линию скоро завершат. –С нескрываемой грустью в голосе проговорил Арсений Вениаминович.
- Пока, внучек. Не забывай про меня. Скучно здесь. Если бы ты не звонил, время от времени, совсем бы со скуки загнулась.
- Хорошо, бабуль. В следующий раз с детьми придем и времени больше закажу. Пообщаетесь хоть. Пока, я отключаюсь.

Экран погас. Арсений Вениаминович сидел, глядя в него пустым не мигающим взглядом. В пятый раз он здесь. Пятый раз необъяснимая опустошенность проникает в душу, ледяными щупальцами, пронизывает ее, разъедает, разрывает на части. Совсем не так он себе представлял. Тогда, когда она умерла, ему казалось, что это классная идея, оставить ее личность в памяти машины, не стирать из памяти, а, создав виртуальную комнату, поместить туда. Это позиционировалось как бесконечное продление жизни.
- Будь на связи всегда! – Гласила рекламная вывеска.
- Вы всегда сможете пообщаться с усопшим, мы дадим вам этот шанс! – Утверждали менеджеры центра ритуальных услуг.

Арсений Вениаминович пытался разобраться в своих чувствах: чего ему еще надо? Десять лет назад смерть человека означала, конец, полное его выключение из этого мира. Человек уходил, оставляя по себе только воспоминания, да обрывочные следы, в виде фотографий, видео и аккаунта в соц. Сети.

Арсений вспомнил, с каким отчаянием он представлял, как будет заходить на ее страницу, смотреть фотографии, листать репосты на стене, читать ее сообщения. Как они будут постоянным живым напоминанием того, что больше не появится новых рецептов блинчиков на стене и в личку не придет: одевай шарф, сегодня холодно. При мысли, что она так и не смогла понянчить правнуков, он начинал ерзать на стуле и озираться по сторонам, как бы никто не заметил влаги в его глазах.

Десять лет назад смерть была неотвратимой и безапелляционной. Трансвитальные сети дали возможность сохранить общение. Ты не обнимешь родного человека, не прикоснешься к нему, но ты можешь с ним поговорить. Ты можешь сказать, как рад его видеть, что соскучился, что очень хочешь «как тогда..». И он тебе ответит, ответит так, как ответил бы при жизни. Как если бы ничего и не произошло.

Но вот она перед ним, такая любимая и почти живая, будто говоришь с ней по видеосвязи. Всё как обещала компания. Врачи считали ее личность и полностью воссоздали в виртуальной среде, и, если не думать о том, что разговариваешь с копией, то создается ощущение, что бабушка просто живет в другой стране. Что можно взять билеты на самолёт, оформить визу, и рвануть туда к ней.

Это и угнетало мужчину. Ощущение того, что всё можно вернуть, сделать как раньше, не факт, что будешь, просто можно. Что всё это репетиция перед премьерой, но прошло уже семь лет, а генеральный прогон – это максимум, на который можно рассчитывать. А ещё смущала эта с каждым разом всё более заметная тоска в её глазах.
- Кто знает, что там происходит в компьютерной памяти. – подумал Арсений Вениаминович и крамольная мысль вспыхнула яркой вспышкой:
- А что, если ей там плохо? Что если для нее прошел не один год, как у нас здесь, а сто, двести, тысяча лет? Тысяча лет одиночества и пустоты ничем на заполненной виртуальной комнаты! Что если так? Тогда нужно отключить ее от системы!
- Но как отключать, ведь, это всё равно, что убийство! – рассуждал Арсений. – С другой стороны, если бы не компания, она бы всё равно уже была мертва. Но, сейчас-то она жива, и мыслит, и разговаривает.

Сложные вопросы не всегда имеют сложное решение, но в данной ситуации, решения не было никакого. Так и не найдя ответа на свой вопрос, Арсений Вениаминович приехал домой.


Рецензии
О жизни в ином мире ничего не известно. Почти. Некоторая информация есть в книгах Секлитовой Л.А. Стрельниковой Л.Л. Можно найти на сайте "Золотая Раса" или в книжных магазинах.
С уважением.

Аркадьевич 2   14.07.2021 05:46     Заявить о нарушении