Наследие, или воспоминания из будущего

 

Это было недавно, это было давно…

 Из песни к кинофильму “Друзья и годы” 1965 .
 Муз.В.Баснер, сл. М.Матусовский.

                ***********************************
  Да. Это было совсем недавно. Я вдруг стал вспоминать то, что было давно. Не знаю, почему так получилось. Посмотрев на летящий высоко в небе самолет, я неожиданно вспомнил рассказы бабушки о начале войны. Рядом с деревней Пружки, что близ городка Опочка, был большой полевой аэродром. Именно на этот аэродром в июле 1941 года прилетели наши штурмовики, чудом избежавшие уничтожения на аэродроме под Ригой.
  А потом потянулась ниточка воспоминаний. Клубок памяти стал разматываться. Я вспоминал себя, от двухлетнего возраста и далее по жизни,  вспоминал рассказы , свои впечатления. И вдруг сказал себе:
- Парень, ты прожил больше полувека, а ни разу не бывал в деревеньке Пружки, где предки твои жили несколько столетий! Государственного имущества крестьяне. Свободные люди, жившие своим умом и трудом. И я поехал туда. И увидел там двор и дом прадеда своего Петра. И то поле, где был аэродром.
  Когда я ходил по деревне, в которой теперь осталось лишь шесть нежилых домов, показалось мне, будто смотрят на меня откуда-то сверху предки мои. Шепчут друг другу:
- Смотри! Это же потомок наш приехал! Он из нашего будущего!

  А ведь точно – я и есть их будущее. Вспоминаю о них.
  Воспоминания из будущего! Мое Наследие!

  И наказали мне предки мои писать обо всем, что вспомню. С той поры и пишу.

  Когда-то давным-давно, еще при матушке Екатерине II, мой родной городок Опочка, что ныне располагается в центре Псковской области, вдруг обрел статус губернского города. Новая губерния  была образована и вошли  в ее состав  западные земли.  Всего пять лет город имел такой статус, а как много произошло изменений!  Развились торговля и ремесла, стали строить каменные здания. На обширной Соборной площади были воздвигнуты монументальный Спасо-Преображенский Собор ( к нему были приписаны все мои предки из Пружков) и два огромных корпуса, в одном из которых некоторое время квартировался гусарский полк, а в советские годы здесь ковались офицерские кадры для ПВО страны. 
    В 1937 году Собор взорвали. И те опочане, что родились после войны, уже ничего не знали о нем. В шестидесятые укрыли асфальтом старую булыжную брусчатку площади. Из лучших побуждений.
   В 2020 году на площадь пришли бульдозеры и разрезали ее пополам. Теперь там просто кусок дороги с уродливыми мачтами освещения. А некогда величественные здания постепенно разрушаются.  Нож бульдозера резал площадь, выковыривая камни  мостовой, сердце мое резал нож чужого беспамятства. Почему мы так относимся к нашему наследию? Откуда в нас это желание разрушать и забывать? Разрушим, а затем…. Останемся ни с чем.

   Вспомнилось, как в раннем детстве я заинтересовался бабушкиным трюмо. Это был интересный экземпляр, сотворенный местным мастером. Натуральное дерево, большое зеркало, обрамленное рамой. Стало интересно и я, кряхтя и сопя , с трудом приоткрыл тяжелую дверцу. Там было много всего и всякого, но мой взгляд сразу выделил один  керамический предмет, по форме и размеру точно соответствующий куриному яйцу.

  В этот же момент в комнату вошла бабушка и погрозила пальцем, мол, чего лазаешь везде без разрешения!

  Но я был заворожен необычным предметом и указав пальчиком спросил:
- Бабуля, а что это такое?
- А это Боженька! Видишь, на картинке Боженька нарисован?
- А откуда это? А зачем это? –проснулся во мне почемучка.
- Это яичко из большой-большой церквы, что была раньше на площади! Эту церкву…

  Бабушка не договорила. В комнату заглянул дед и тихо сказал:
- Не говори лишнего! 

   Меня отвлекли от темы. И тема забылась. И уже через десятилетия я узнал о Спасо-Преображенском Соборе, о его уничтожении и о том, что невзирая на ряды оцепления, люди пробирались на развалины и брали себе то, что осталось. Иконки, прочие предметы. Чтобы сохранить. Однажды нашли позолоченную трость.
                ************************
   Я подошел к шкафчику и, открыв дверцу,  достал маленькую картонную коробочку. Открыл ее и аккуратно вынул содержимое. Керамическое яйцо с ликом святого. Да. То самое.

   Наследие мое. И мои воспоминания. Из будущего. Для своих предков я – это их будущее.

                Июль 2021.

  На прилагаемых фотографиях:
1 Вид на Спасо-Преображенский Собор ( освящен в 1795 году) . Мы можем знать, как он выглядел, благодаря сохранившимся снимкам псковского фотографа Герасимова. Каким был Собор внутри? Видимо, этого мы никогда не узнаем.

2  Предмет, доставшийся мне в наследство от бабушки.
 


Рецензии
"А ведь точно – я и есть их будущее. Вспоминаю о них.
Воспоминания из будущего! Мое Наследие!"

Благодарю, Валерий! Прикоснулась душой к Вашему Наследию и к Спасо-Преображенскому Собору!

С добром и теплотой душевной, Нина.

Нина Косякова   26.10.2021 22:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.