Кардиограмма. Часть 4

Записи на клочках

Часть четвёртая. ПРЯМАЯ РЕЧЬ

***
Быстротекущее время позволяет одним научиться трезво понимать прошлое и предвидеть будущее, другим — транжирить достигнутое в прошлом, лишая наследников будущего.

***
Прошлое — это завтра, забытое ещё вчера.

***
C годами пришло понимание, что в споре не рождается истина, в споре рождается скандал и конфликт. Зачастую оба спорящих твёрдо уверены, что есть одна правильная точка зрения — его, и неверная — собеседника. Истина рождается в диалоге и компромиссе. Потому что любой разговор, спор и дискуссия состоят из слов, а почти каждое слово имеет многоуровневый смысловой ряд. Спорят тогда, когда говорят о разном, заложенном в одном и том же слове. Как меня учили мои учителя: сначала надо договориться о терминах. Но, если честно, способных и готовых на диалог и согласных на компромисс явное меньшинство.
P. S. Применительно к литературе критика — это варианты прочтения одного и того же текста. Применительно к действительности история — это варианты прочтения одних и тех же фактов.

***
История пишется властью и потому зависит от политики. Политика же — штука тёмная, непрозрачная, сплошь и рядом, как говорится, состоящая из дел подковёрных. Отсюда многое в истории строится на предположениях, вариантах, допущениях, на возможных логических построениях и размышлениях.

***
Кому-кому, а историкам хорошо ведомо, что свидетели нередко врут, как очевидцы, или предпочитают молчать «в тряпочку». При обращении к прошлому слову верить не приходится. И документы — те же слова, только на бумаге, цена им грош: среди них немало подложных, а сколько из них остаётся скрытыми за семью замками, а то и вовсе были уничтожены.

***
История — всегда гипотеза, устраивающая власть, по сути, легенда, внедрённая пропагандой в умы людей. История — это взгляд на события прошлого, истолкованного на потребу дня нынешнего.

***
История может помочь обрести трезвый мужественный взгляд на драматизм человеческого существования и может искушать иллюзорными мифологическими картинами мира.

***
История — неотъемлемая часть настоящего и будущего.

***
История даёт возможность познать то, как до нас люди трудились, веселились, жили и действовали, что они ели, пили, говорили и где были.
Но история не прибавляет знаний того, зачем нам трудиться, веселиться, жить и действовать, что есть, пить, говорить и где мы будем сегодня и завтра.

***
История не ведает страха, её ни в чём нельзя упрекнуть.
Без страха и упрёка бывают люди, именно их обычно и упрекают.

***
У истории не бывает перекосов, они случаются у людей.

***
История не умеет благодарить, и сама благодарности не принимает.

***
История — дама привередливая, она часто мстит тем, кто легкомысленно ею пренебрегает.

***
История не может быть справедливой или несправедливой, но она всегда заслуженная.

***
История в лицах — это те, кто были, и те, кто слыли.

***
Историю не переделаешь, её в своё время делать надобно.

***
История может:
взволновать и оставить равнодушной, спросить с кого угодно и пройти мимо;
выстраивать и ломать судьбы; напоминать и повторяться;
заинтересовать и заинтриговать, заставить задуматься, а иной раз и одуматься;
быть занимательной и занятной, поучительной и скандальной, аморальной и заретушированной.
быть низкой и высокой, бытовой и рафинированной, модной и глубокой, примитивной и серьёзной, банальной и неприглядной.

***
Время бывает суетливым, равнодушным, крутым, благостным, циничным, суровым, хмурым, потерянным, замечательным, холодным, скверным, ч;дным и чудным… И лишь история не знает примесей и заслуживает одно определение — «вечная».

Исторические падежи
Об историю можно споткнуться, но нельзя от неё отмахнуться.
Историю можно впитать в себя.
Историей можно жить и можно заболеть ею.
В историю можно вникнуть, попасть, вчитаться, углубиться, влипнуть вляпаться..
К истории можно прикоснуться.
Историю можно придумывать, забывать, творить, сохранять, записывать, рассказывать, изучать, осмыслять, помнить, постигать.
В истории можно остаться и запутаться.
Из истории можно выбраться, выпутаться.
Историей можно гордиться.
В историю можно вписать имя, можно быть её неотъемлемой частью.

***
Многие полагают, что история – это область знакий. Если бы!
История – это то, что человек находит и признаёт в прошлом.
И не более того!

***
История человека начинается задолго до его рождения.

***
В каждом из нас живёт прошлое, но не в каждом — будущее.

***
Обращаясь к истории, понимаешь: действительность, какая бы она ни была — не больше, чем действительность. Миф — не больше, чем миф. Но и не меньше, даже если он шутовской колпак на себя нахлобучил. Со временем он начинает сказываться на восприятии действительности. А в иных случаях и заменять собой действительность.
Мемуарная проза — слуга двух господ. Она и про действительность при случае вспоминает, но и про миф не забывает, когда надо почитает и в пояс ему кланяется.

***
Мы странно, надо признать, смотрим на свою историю. Сначала высокомерно обвиняем Николая II за вступление в войну с Германией, как бы не понимая, что сотворил бы, не вступи Россия в войну, кайзер с Францией, после чего непременно свершил бы дранг нах остен (буквально «натиск на Восток»), как это позже случится в 41-ом.
А потом столь же высокомерно ставим в вину Сталину его предвоенную «дружбу с Гитлером», делая наивный вид, будто не понимая, что СССР должен был выигрывать время любой ценой. Получается, для нас и так (вступление в войну без попыток умиротворения Германии), и этак (реализации такой попытки умиротворения) — всё едино, всё плохо. В обоих случаях без крови не получилось.

***
Нам выпало то время, когда одни неуклюжие и нетерпеливые само слово «левые» превратили в постыдное, другие слово «правые» — в бранное.
Как жить?
Соединяться и действовать, спорить, но договариваться, вести за собой, но вперёд, а не водить по кругу, говоря при этом, что зовёшь на круги своя, управлять, а не сохранять правление.

***
Трудно порой объяснить, что в истории страны случайность, а что закономерность, что исходит только из личности конкретного человека, а что перестало уже быть индивидуальностью. И как сказал один умный человек, «дело тут не в каких-то врождённых качествах народа, а в состоянии народа в ту или иную эпоху».

***
Тема истории всегда имеет незавидную судьбу. Редко кто воспринимает её как восхитительный учебник жизни. Куда чаще находятся критики, которые дружно бранят автора, затеявшего разговор о том, что было и ушло в небытие.
Для одних всё сказанное о прошлом опоздало и потому не заслуживает внимания, ведь мир шагнул вперёд.
Другие находят в нём чрезмерную смелость воображения, разрушающую хрупкое единство нынешних дней.


Рецензии