Учитель сказал... Часть 9, глава 6

6

     А через сутки известный в старинном городе и южном крае живописец Пётр Владимирович Липский встревоженно и кратко условился по мобильному телефону о своём визите ночью на уютную и просторную дачу к опытному, но хворому юристу... Казимир Александрович Потоцкий ещё бодрился, однако солнечные лучи уже разонравились ему... Художник в траурной, но удобной одежде – без галстука и шляпы – приехал в собственной машине. И механическая калитка из воронёной стали сразу распахнулась перед ожидаемым гостем, который поспешил в приёмный кабинет... Хозяин облачился в чёрный халат, похожий на католическую сутану, и обулся в тёмные туфли из восточной замши...
     И в округлом чертоге для деловых свиданий тускло загорелась напольная лампа с бледно-серебристым абажуром. А возле широкого окна с раздвинутыми портьерами стояли два тяжёлых и асимметричных кресла с обивкой из коричневой кожи. И здесь обладатель пышных хором уселся молча первым, а посетитель, чуть помедлив, расположился супротив. И уклонились оба от пожатия рук.
     Горделивый Потоцкий не двигался... И Пётр неожиданно для себя проговорил:
     - Никто из людей не бывает настолько духовно сильным, каким воспринимается знакомцами и роднёй...
     Тирады больного нотариуса были вкрадчивы и отрывисты:
     - Вы угадали, что я хорохорюсь в публичных местах... И с фанаберией прикидываюсь доблестным героем... Шляхетский гонор сохраняю... даже теперь... Но меня донимают мечты о покаянии... А вникнуть в исповедь некому... От церковников мне претит!.. И вдруг иссякли новости о непостижимой Клэр... А я убеждён, что искусно умеет она внушать. И способна успокоить мою смятенную душу... и пожалеть неизлечимого страдальца...
     И Пётр деловито и сочувственно молвил:
     - Я не желаю нынче лукавить. И я намерен честно объясниться... Клэр оробела, и мне известна причина боязни. Князь оставил драгоценное, но жутковатое наследство. И ради захвата древнего архива наёмные воры башку оторвут... и огнём готовы они пытать... Неисцелимы раковые метастазы, и я печалюсь о вас. А всё-таки прошу совета и помощи... Доводилось мне воевать, но в такую передрягу вляпался я впервые...
     Потоцкий угрюмо осведомился:
     - А почему посредником избраны именно вы? И не зря ли сюда обратились? Неужели с вами совершенно искренней была удивительно проницательная Клэр? И разве допускаете вы, ходатай, что я умилённо подавлю в себе предсмертную и пламенную ревность?
     Художник вдруг решился на полную откровенность:
     - Преемница Лыкова не скрыла от меня, что вы сознались ей в организации удачного покушения. И за ликвидацию соперника вы недёшево заплатили. И я понимаю вас... Обожаемую женщину чрезвычайно трудно делить с другим воздыхателем! И нелегко обуздать зависть. А рачительный психиатр достиг взаимности в любви и научной славы. И вы досадливо обрекли своего приятеля на гибель... Но расчётливая Клэр не донесла в полицию о вашем коварстве... поскольку в замешательстве ищет спасения... А телохранителем я не служил... Пожалуйста, пособите ей... хотя бы назиданием... 
     И боль в груди у Потоцкого временно исчезла, и он сановито встал... но Пётр не шелохнулся... И в разуме молчавшего и неподвижного правоведа сложилась исповедальная речь к Иисусу Христу:
     «Доброта всегда порождается злостью И я сейчас не применяю казуистику... Словесными увёртками нельзя облапошить Божество. А Ты проникаешь в душу мою... И лицемерно моё раскаяние. Ханжески-изворотливы мои оправдательные аргументы... Уничтожить вельможного доктора заставила мистическая и неодолимая потребность, у которой была личина банальной ревности... Господи, я завидую Тебе... Почему не достались мне властительные возможности Бога? И кто назначает Всевышним? Не ведаю... Но только Предвечный безнаказанно лишает жизни. А я мечтаю сравниться с Тобой, неувядаемый Христос... И для прихотливого эксперимента я использовал матёрого, но аристократичного врача... и сгинул мой противник, воспрянувший на короткий срок от запоздалой любви...»
     И Потоцкий, петляя, бродил... Но услышал негромкий голос пришлого собеседника и через мгновение замер:
     - Вы не баюкайте совесть... вопреки реальности и душе... А фантазии о получении безмерной власти не воплотятся... Я грезился себе Иисусом... И ощущение бесконтрольного всемогущества испугало меня. Но Мессия обуздал свою неисчерпаемую силу... и Он отверг соблазны... Мужественное смирение – это неотъемлемое качество распятого Бога...
     Владелец имения глянул на своё отражение в стоячем зеркале и хмуро спросил:
     - Каковы посулы ваши?
     И быстро прозвучали обещания:
     - Ваше имя вечно будет легендарным. А над могилой я воздвигну изваяние. И сразу после соглашения начнутся регулярные встречи с Клэр. И развлекут занятия с ней...
     Потоцкий невесело улыбнулся и деловито сказал:
     - Спасибо, что не мямлите. Да и мне противно юлить. Совещания с Клэр обязательно утешат меня... и ради них охотно я вступлю в провинциальную коалицию. Мы организуем сенсационную дискуссию... и государство ретиво вмешается в скандальные прения, гарантируя нам безопасность... Официальные структуры нашей группе не обскакать... в заковыристой гонке... А препятствия и заминки раздраконят врагов... ожидающих промахов наших...
     И Пётр нечаянно посетовал:
     - Весьма опасаюсь ваших непредсказуемых виляний. И ваши криминальные связи волнуют меня. А вдруг втемяшится вам капризное хотение укокошить соратников-раззяв... Летальные, раковые недуги радикально меняют психический настрой. И нет безоговорочного доверия... 
     Дошлый адвокат, кручинясь, просеменил на середину и тезисно вещал:
     - Рискованных деяний и разорительных проблем легко избежать. Шустрей схоронитесь в укромном закутке... и, трусливо прячась, лакайте алкогольные суррогаты... И в постылом прозябании закостенеют мозги. А личность деградирует, и мерзкая дряхлость нагрянет... И, значит, выгодно лелеять в себе инстинкты дикого зверя. И только хищников озаряет гениальность!.. А жалкие и тоскливо-мнительные вегетарианцы развиваются вяло... хотя и нет запрета уподобиться им... Выбирайте самостоятельно и жизненные цели, и участь. Но безгрешный Спаситель кушал мясо!.. И меня, пожалуй, уже зарыли бы в могилу, не прикончи я фартового боярина Лыкова... Духовные силы для своего существования каждый человек отнимает у других людей... А вы удержитесь от нескладной перепалки... и опрометчивых зароков...
     И Пётр непроизвольно вообразил себя Иисусом и встал для словесных импровизаций... Проповедь, звучавшая из холодных уст лирического поэта, задевала бессознательные чувства обоих:
     - Греховоднику напрасно умолять Божество о прощении, ежели сам не оправдал себя... А неусыпная совесть суровее Бога! Можно изощрённо-провокаторской софистикой одурачить свой рассудок, но остальные ипостаси, составляющие личность, не обмануть... Доброта и любовь изначально управляют злом, которое требуется для эволюции... А в каждой напасти потаённо гнездится благо. И райское милосердие растворил Создатель в безбрежном эфире... И попытайтесь найти отрадное предзнаменование в своём кошмарном недуге... 
     И грустный Потоцкий, слоняясь по турецкому ковру, признался:
     - Непоколебимую веру в Провидение колоссально трудно обрести... пока здоров, состоятелен и везуч... Умирание приближает к Богу... И я надеюсь на духовное попечительство Клэр... хотя и допускаю возможность моего заблуждения относительно этой обворожительной особы... И на серовато-дождливом рассвете я сформулировал занятное изречение: «Если бы мужчины не ошибались в женщинах, то в мире царила бы сплошная скука».
     И разом они усмехнулись. И они ощутили взаимную симпатию... И вдруг Потоцкий горестно попросил:
     - Пожалуйста, изложите мне подробности вашей близости с милой Клэр.
     И сообщник, вдохновляясь, изъяснялся с частыми запинками, но без утайки:
     - Ароматная нагота восхитительно млела! А рафинированная плоть ласкала затейливо и нежно... И я невольно преобразился... в Иисуса... Пылкая любовница обожествила меня... А Богом делают люди!.. И есть неразрывная зависимость реального бытия Вседержителя от земного могущества религиозной веры... Божество исчезает при Его отрицании. А Бога нужно беречь. И нельзя Его терзать нигилистической крамолой... Он страдает... И мне передалась Его невыразимая скорбь... А Клэр блаженно содрогалась!.. Но Предвечный любит вселенную иначе, нежели биологическая особь... Господь отметает нашу косную мораль, поскольку ведает о благостном предназначении телесной смерти. Уничтожение вещества творит квинтэссенцию духа!.. И безупречной была упругая и вёрткая стройность мадонны... А изысканное бесстыдство юной дамы не казалось чрезмерным...
     Звонко пробили настенные часы, и богатый законник, радуясь ослаблению в себе ломоты и рези, бесшумно прикорнул за письменным столом из морёного дуба и вдруг возвестил:
     - Компании честных и закадычных друзей окажу эффективную поддержку. И позабавлюсь интригой... напоследок... А до утренней зари покумекаю о плане... Вы убедили меня... приятель... Не замешкаюсь... 
     И они церемонно и с рукопожатием расстались...

7


Рецензии