Не братья не друзья

                Мой ответ  А. Тиховоду в Дзен(е)и
                разговор с Виктором Атряхиным.

     В 78 году прилетел я в Тбилиси отдохнуть к родителям (отец служил там в Краснознамённом Закавказском военном округе). Через пару дней поехали в Коджори на служебную дачу. Внизу в долине виднелись развалины старой крепости.Решил (делать то было нечего) сходить . По пути туда через заросший овраг встретил парнишку лет 15-ти. "Вы (на ВЫ!) возьмите палку , змеи тут есть" -говорит и сам быстро мне прут срезает.

Сел на камень у крепости, глотнул прекрасного вина, закурил. Красота вокруг неописуемая. Подходят два молодых человека. Тот, которого встретил и постарше. Сели рядом, тоже закурили. Старший спросил откуда я, отвечаю, что из Воронежа в отпуск. -Знаем- говорит- такой город на Волге?! Расскажите что-нибудь.-

Ну, я рассказал о Мехзаводе, о ракетах, о "Буране", о "Пермских моторах", где между цехами ходят троллейбусы...

- Приходите, пожалуйста, (на Вы!) завтра, мы друзей пригласим, ещё расскажите - попросили они.


На следующий день давний паренёк встретил меня на спуске в овраг и пошёл впереди с палкой в руке. -Не споткнитесь, держитесь за дерево - предупреждал .

Ребят от 15-ти до 20-ти лет было человек двенадцать, 3-4-ре девушки. Был накрыт стол с домашним вином, сыром, фруктами.

Рассказывал о самолётах, о полёте на Ту-144 в Алма-Ату, о"Южмаше", где в качестве ширпотреба выпускают тракторы, об электростанциях с плотинами в несколько километров, шум от которых слышен ночью за 10-ть вёрст, об Ингурской ГЭС с подземным машинным залом высотой 70 метров, вырубленном в скале. О Грушинском фестивале бардов где поют двенадцати тысячам зрителей два дня лучшие певцы, о "Студенческой весне" в Казани, на которую невозможно пробиться, об Уральском политехе, где учатся 42 тысячи студентов. Задали несколько вопросов и... замолчали.

- Да, в России Жизнь - сказал один.

- А нам можно?-

- Да куда, нас плохо учат...-

- Я сразу уеду в Москву как только...-

Ну, сказал им, что МОЖНО и нужно, главное захотеть.

Провожали меня через три дня когда уезжал все.

А вы говорите..


                Виктор Атряхин
   - Стоп! Но до "Бурана" ещё 10 лет. В декабре 1979 приняли первый жидкий водород на хранение, а на Байконуре ещё конь не валялся.







Владимир Игнатьев
    - Написал, прочитав хреновую заметку о грузинах и Грузии и такие же (в большинстве) комментарии. Я много раз на протяжении нескольких лет бывал в этой республике и Армении, школу заканчивал в Баку. Мне ли не знать тамошний народ. На Завод я пришёл в апреле 76-го. Над "Энергией-Бураном" начали работать в 77-ом (у меня было 8-мь колец с металлокерамикой). ТНА успешно испытали в 79 году, было много медалей и грамот... О Проекте много рассказывали в общих чертах, показывали америкосский челнок, который выкатили на обозрение в 76-ом. Так что рассказать мальчишкам было что. Да, я всё-таки был в Тбилиси в 79-ом. Рад всегда тебя услышать.


    - 78-ой год. Вроде бы теле, радио широко распространены. А? Ну это, видимо, одно, а от живого человека услышать - совсем другое. Классный ты Вовка!


     - Это верно.Живого услышать лучше! Отдыхал в Тбилиси ещё студентом. Скучал. Соседи ровесники пригласили на свадьбу в... Волгоград. Ну кто я им был? Так чуть знакомый... Прекрасно отдохнули! С приключениями, запомнившимися на всю жизнь. Нет люди они неплохие.



       - Не знаю даже, как ответить. Везде существует разнообразие людей. Но обычно к хорошему притягивается хорошее, поэтому многие говорят, что плохих людей не встречали или даже утверждают, что плохих вообще нет. А что скажешь о прибалтах (литовцы, латыши, эстонцы)?



     - В Эстонии был три раза: студентами заезжали из Ленинграда  попить пива с палтусом и знаменитые ликёры, в гости к брату Лобанова (он там служил), и из Молдавии (пригласила эстонка великолепная из нашей группы, с которой подружился). Родители её два дня хмурились и сторонились,а на третий "отошли" и даже дали добро, чтобы я к ним переехал, если сложится. Сыну Кятлин (забыл как его звали) понравился: катались на великах, гуляли с собакой, рассказывал сказки...               Но... относились к русским не очень. Чувствовалась какая-то обида и ещё что-то непонятное. Один раз сидели в пивной за одним столом с молодёжью фашистского толка, приставали. Лобан бросил стул в их "фюрера". Главаря увели, за разбитые (три?) бокала сами заплатили, остаток вечера угощали за свой счёт пивом и кое-чем покрепче, девушек привели красивых...            В Риге был пару раз . Но в советское время русских там было... много. Нормально, примерно как в Армении...                В Литве не был. Во времена СССР ехал от Москвы до Нелидова с литовским дальнобойщиком. Мужик супер, можно в разведку. В начале двухтысячных вёз трубы на литовском длинномере из Волгограда в Воронеж. Шофёр был классный, аполитичный, но... правильный! Ночевал и день отдыхал  у нас в "Гидроспеце...". Всем ребятам понравился.  Молчун, суперспец и нормальный работяга. Примерно так.

                4 июля 2021 гола. Воронеж.       


Рецензии
Добрый вечер, Владимир!
Мы с Вами почти что ровесники. Я с большим наслаждением читаю ваши воспоминания и спасибо Вам за правду! Такие люди как Вы, делали историю Великой Державы! С "Бураном" меня воочию познакомил тогдашний Гендиректор НПО "Молния". Когда я сидел, в кабине Легендарного самолета, был взволнован, будто меня охватила какая - то магическая сила. Словами выразить ту ощущения и сейчас затрудняюсь.
Молодым ребятам крупно повезло видеть и слышать Вас! Спасибо, за Ваше творчество,
желаю здоровья и долгих лет жизни!
С Почтением, Zabil.

Забил Алекперов   23.01.2022 21:07     Заявить о нарушении