О рассудительности

Выше мы говорили о том, что человек не всегда в состоянии отличить добро от зла. Это происходит, в том числе, по причине  легкомыслия, духовного несовершеннолетия. “Рассуждение есть признак выхода человеческой души из дурного её младенчества. Оно есть венец любви, есть небесная мудрость  в жизни, духовный разум любви, который не отнимает её силу, но даёт ей соль”, (Архимандрит Иоанн).  Не редко случается так, что и самые умные из нас, совершают невероятно глупые и опасные поступки.  Всё потому, что слушают чаще голос сердца, завоёванного страстями. Даже когда  пытаемся разговаривать с Богом, чаще всего наше внимание рассеивается среди земных забот и целей. Поэтому наша жизнь поверхностна, в лучшем случае расчётлива. Но ум наш, скользя по глади бытия, видеть настоящих причин происходящего не способен.


Молитва – это погружение к небесам души-духа. Она должна  пробуждать и потребность в глубоких размышлениях по поводу и своих отношений с Создателем, и с людьми, и со своей душой, и телом. К самым тяжёлым последствиям  в нашей жизни приводит  неспособность воспринимать себя в свете  истины, совести. Мы стремимся  избегать людей, которые могут сказать нам правду о нас. Подумаем, почему Христос призывает любить своих врагов, молиться за ненавидящих нас. Да потому, что никто кроме них не скажет нам то, на что в себе необходимо не просто обратить внимание, но и постараться “калёным железом” выжечь из своей души.Если внимательно вглядеться в  происходящее в подвалах нашего сердца, то  обязательно увидим в нём такое, что поставит нас в один ряд с самыми гнусными преступниками. Но нельзя этому  ужасаться. Не должное, греховное в нас – это не естественное состояние.


 Грязные мысли, дурные наклонности, которые  можем обнаружить, исследуя происходящее в душе - это есть захватчики. Они  только по нашей вине чувствуют себя полными хозяевами жизни. Это они извращают наше понимание о добре и зле, до такой степени, что в обыденном бытии   часто их меняем  местами. Вот  и норовим наотмашь нанести удар любому обидчику, считая несомненным добром защиту нашей чести. Но давайте подумаем о том, почему Господь говорит о необходимости подставить вторую щеку, если ударили по первой? Многих крайне возмущает такой подход к жизни. Но что происходит на деле, когда нам нанесён недругом удар.

Атаки на нас  пропускаем  лишь по причине  беспечности, безответственности. Значит, мы не избавились от внутреннего врага, и в нас было то, за что могло зацепиться зло. Поэтому, для своего же отрезвления, нередко следует испытать повторную атаку, и если  увидим своё сердце смирённым, то можно утверждать, что одержали победу над самым опасным злом, которое окопалось внутри нас. Надо понимать, что наши рассуждения о врагах носят вполне мирный и обыденный характер. Чаще всего вступаем на брань с самыми близкими людьми. И на каждое раздражительное слово не только наносим десять ударов в ответ, но и, бывает, готовы прибегнуть  к мерам физического воздействия. Разве, когда помыслим, не понятным становится, что ссоры и разлады между нами прекращаются тем, что один из нас проявляет мудрость и не отвечает на “удар по щеке”, двумя. Тем самым он совершил по настоящему добрый поступок: сделал благо не только себе, но и тому, кто на него нападал.

 
Пока не начнём использовать свою способность рассуждать по поводу происходящего с нами, т.е. с начала думать, а потом делать, до тех пор будем оказываться в недостойном положении: либо совершая ошибки, вызывающие раздражение; либо представляясь в глазах других нелепыми и смешными. Поэтому и дело с нами часто иметь не хотят. Но если до сих пор были таковыми  - это  не означает того, что мы не в состоянии измениться. Для начала просто необходимо включить в работу свой ум. Если его у нас Господь не забрал, то его всегда достаточно, для отделения добра от зла. Нет такого человека, находящегося в здравом рассудке, который не смог бы определить для себя те границы своих действий, переступая которые он наносит себе вред. Прп. Исаак Сирин говорил: “ Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным”.


Особенно важна осторожность в отношениях с посторонними людьми. Варсонофий Великий даёт такой совет: “Когда увидишь, что кто-нибудь утопает в реке, не давай ему руки твоей, чтобы он и тебя не увлёк с собою, но подай ему жезл твой, и если возможешь спасти его посредством жезла, то хорошо будет; если же нет, то пусти жезл, чтобы и тебе не погибнуть вместе с утопающим”. Спору нет: нуждающемуся в помощи необходимо её оказывать, но так, чтобы не погубить себя. Что подразумевается под жезлом?  И увещевание словом, и примеры нашей жизни, и сердечные молитвы, и милостыня. В каждой конкретной ситуации, когда  видим, что человек на самом деле находится в плачевном состоянии, прежде всего, необходимо  опереться на свою способность к рассуждению. Она и выведет  на понимание того, что может оказаться полезным. К тому же достаточно часто в нашей жизни возникают ситуации, когда  помощь, которую от нас ожидают, может только навредить.
Следует соблюдать меру и в нашем  вполне искреннем стремлении приобщиться  духовной жизни, или достичь физического совершенства.


Здесь мы не редко переходим границу. Часто, например, не подготовленный человек, решает поститься, в результате чего становится просто не выносимым для близких. Решил  сходить в Церковь на службу: всю литургию отстоял, а вышел, истерзанный бесами, сам злой как бес. Прежде чем приступить к новому делу, следует обратиться к разуму и не только своему, а поразмышлять над тем, что лучшие умы говорили по поводу того, к чему есть стремление. “Когда дело для тебя не по силам и будешь принуждать себя к нему, тогда в душу свою влагаешь омрачение за омрачением и вносишь в неё  большое смущение” (И. Сирин). “Если иной монах слишком стремиться к небу, то надо держать его за ноги или даже стащить на землю” (духовные Отцы).

               
фото автора


Рецензии
28.07.21 г. Вячеслав! Статья блестящая.
Просто хочу поделиться своим видением ситуации. 1.Паисий Святогорец. Мозг не вырабатывает мысли. Он действует как антенна. Ловит мысли из эфира, где мысли от Бога и мысли от Дьявола в прямом доступе. Наукой уже это доказано.
2.Все зависит от мировоззрения. Их два. Одно соответствует евангельским истинам. У другого - "истинами" являются перевертыши евангельских мыслей. Это полюсы. В жизни наше мировоззрение колеблется. Оно ближе к одному полюсу или к другому.
3.Чем выше вера, тем рассудительность ближе к Божьим истинам. Светская образованность не при чем.
Это просто мысли для ознакомления.
Евангелия Роуз.

Евангелия Роуз   28.07.2021 13:23     Заявить о нарушении
С Вашими мыслями полностью согласен.
Спасибо.

Вячеслав Александров 2   28.07.2021 17:50   Заявить о нарушении