Аренский Антон Степанович

День рождения Героя

Аренский Антон (Антоний) Степанович (30 июня [12 июля] 1861 – 12 [25] февраля 1906), композитор, пианист, дирижёр, педагог.

Родился в Новгороде. Отец Антона, врач Степан Матвеевич Аренский (1818–1891), хорошо играл на виолончели, мать была пианисткой. С семи лет он начал брать уроки игры на фортепиано; в девять лет сочинил квартет для скрипки, фортепиано, флейты и виолончели. В 1882 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу Н. А. Римского-Корсакова и стал преподавателем Московского консерватории (в 1889–1894 профессор). Вёл классы музыкально-теоретических дисциплин (инструментовки, фуги и свободного сочинения). Выступал в России и за рубежом как пианист и дирижёр. В 1888–1895 гг. руководил концертами Русского хорового общества (Москва), в 1895–1901 гг. был директором Придворной певческой капеллы.

Участие в судьбе Аренского принял П. И. Чайковский. Переписка, личные встречи и беседы с Чайковским оказали значительное влияние на формирование творческого почерка композитора. В своём творчестве Аренский тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам, ему была близка русская народная песенность.

«Вчера я ездил в Москву специально для того, чтобы услышать „Сон на Волге“ Аренского. Хотя я уже был о ней очень хорошего мнения и ожидал от неё истинного удовольствия, – но то, что я испытал вчера, превзошло далеко все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна Воеводы, производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником, с большой обдуманностью и мастерством. <…> Многие сцены вызвали у меня на глазах слёзы – верный признак, что „Сон на Волге“ написан сильным талантом. <…> Аренский, по-моему, имеет блестящую будущность, если встретит поощрение». – П. И. Чайковский.

Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры, лучшие из них принадлежат к области камерной вокальной и инструментальной музыки (романсы «Разбитая ваза» на слова А. Н. Апухтина, «Не зажигай огня» на слова Д. М. Ратгауза, «Осень» на слова Т. Л. Щепкиной-Куперник и др., фортепианные миниатюры, фортепианные трио, посвященные К. Ю. Давыдову, и т. п.). Автор сюит для двух фортепианных опер «Сон на Волге» по А. Н. Островскому (пост. 1890, Большой театр, Москва), «Рафаэль» (пост. 1894, Москва), «Наль и Дамаянти» (пост. 1904, Большой театр), балета «Ночь в Египте» («Египетские ночи», пост. 1908, Париж), 2 симфоний, фантазии на темы И. Т. Рябинина для фортепиано с оркестром и др.

Написал учебник гармонии и руководство по изучению музыкальных форм. Среди учеников Аренского – С. В. Рахманинов, Р. М. Глиэр, Г. Э. Конюс и др.


Иллюстрация: Неизвестный автор. А. С. Аренский. Фото из открытых источников.


Рецензии