Образование

Мой дорогой друг!
Ты спрашиваешь меня о мировоззрении, образовании, обучении, просвещении; ссылаясь
на то, что я много часов провел в классе, сея разумное, доброе, вечное и кое-что должен в этом понимать.
Боюсь тебя разочаровать. Я почти не разбираюсь в этом, но некие уныло-примитивные
соображения имеются в моей стареющей и с каждым днем всё более бестолковой голове.
Мне кажется, они универсальные и касаются любого социального пространства, а не только нашего королевства. Предъявляю их на твой суд.

1. Процесс социального созревания личности можно условно разделить на образование
(вкупе с воспитанием) и обучение (вкупе с воспитанием) разделение «условно» в том смысле,
что на практике они тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

2. Образование это формирование “образа” субъекта, относительно которого оно применяется.
“Образ”, в данном случае, является производным от “образовывать”. Образовывать систему, которая называется внутренним миром человека.

3. Обучение, понятие проще, практичнее и приземлённее оно направленно на получение
знаний, умений, навыков и эффективное их использование в повседневной жизни
и практической деятельности.

4. Основной задачей образования является формирование мировоззрения. Казалось бы, чего проще?
Если что-то или кто-то принимает участие в формировании мировоззрения то он или оно и образовывает человека. Когда-то давно в нашем королевстве действовали основы законодательства
о народном образовании, где многократно, для всех видов образования (если мне не изменяет склероз: начальное, среднее, высшее) это подчеркивалось.
Не произвожу качественную, количественную, моральную, эстетическую или какую-либо иную оценку этого факта, но, тем не менее: в прежние времена, образование на всех его этапах формировало мировоззрение человека.
В современных условиях, это не так. В нынешних вердиктах, эдиктах, указах и т.п. о формировании мировоззрения говорится чуть больше, чем “ничего”. Максимум, требуется учитывать разнообразие мировоззренческих подходов… И это всё.
Непонятно:
    • Обучающиеся должны иметь сформированное мировоззрение до того, как попадут в сферу деятельности закона?
    • Выбрать нечто подходящее им в процессе получения образования?
    • Преподаватели должны вести занятия, исходя из собственных мировоззренческих воззрений, или учитывать «разнообразие мировоззренческих подходов» при рассмотрении материала?
В производных  документах,  о формировании мировоззрения говорится вскользь и неконкретно.
В целях, задачах, содержании дисциплин нет положений о формировании мировоззрения, в лучшем случае, говорится о том, что обучаемый должен ориентироваться в видах мировоззрения. Кто, что, где и когда формирует мировоззрение? На эти вопросы ответов нет.
А между тем, одна и та же дисциплина, с точки зрения разных мировоззрений, это разные дисциплины.
Тогда зачем кандидаты НАУК, доктора НАУК, доценты, профессора и прочие адепты научного мировоззрения, если формирование научного мировоззрения не являются задачей ни начальной, ни средней, ни высшей школы?
Подчеркну: «научное мировоззрение не лучше и не хуже остальных, оно просто наиболее эффективно».

5. Может причина в идеологии? Этой персоне нон грата нашего королевства.
 “Мировоззрение” и “идеология” понятия родственные, но не тождественные. Их отличие в субъекте. Субъектом мировоззрения является конкретная личность, а субъект идеологии: социум, массы, классы и т.п. При наличии мировоззрения неадекватного существующему положению вещей, человек социально глуп, но мировоззрение есть всегда, даже если человек находится на необитаемом острове. Идеология же - инструмент управления социумом . Нет социума - нет идеологии.

6. По моим наблюдениям, большинство современных учеников являются субъективными идеалистами (с большим креном в солипсизм, в прочем, это наверное слишком строго), которые придерживаются бытового “здравого смысла”, как они его понимают. Всё, что выходит за рамки этих представлений - чушь и бред не достойный внимания.
Эта мировоззренческая проблема имеет и другую сторону. Люди, обладающие таким “естественным” мировоззрением, ввиду его узости и не глубины, легко манипулируемы, они внушаемы и могут стать жертвами спекуляций и пропаганды. Это мировоззрение формируется средой, в которой вырос человек средой естественной: семья, двор, быт. И искусственной: компьютерные сети, телевидение, СМИ и, всё меньше, книги. Парадокс заключается в том, чем больше науки содержит в себе среда (Internet конечно)  тем более идеалистическое понимание мира она вырабатывает.
Но речь сейчас не об этом. А о том, что:

7. образование, как процесс формирования мировоззрения, всегда элитарно. Обучение - вторично.

8. Чем больше мировоззрение человека соответствует реальным законам развития общества и науки, тем элитарнее образование сформировавшее его.

9. Чем человек лучше обучен знаниям, умениям и навыкам востребованных обществом - тем более элитарно обучение.

10. Образование формирует творцов, обучение - исполнителей и потребителей. Сложность заключается в том, что эти: "исполнитель" и "потребитель"; заключены в одном человеке. Поэтому основной проблемой является соблюдение баланса между образованием и обучением, с целью формирования адекватной текущим историческим условиям личности. То есть, я возвращаюсь к пункту №1 своего письма.

(Если посмотреть вокруг, на окружающие нас передовые края, страны, королевства и царства, то можно увидеть, что рафинированное образование, оно же: «воспитание элит»; возможно только для узкого круга лиц, так как иначе, это передел собственности и изменение status quo. Обучение подчинено образованию и обеспечивает его. В обучении большую роль играют цели и мотивация обучаемого, которые, как правило, носят экономический характер и направлены на продажу знаний, умений, навыков обучаемого на рынке труда с наибольшей пользой для последнего.)

11. "Прикладное" быстро устаревает, поэтому важны базовые знания, а так же умения и навыки непрерывного обучения новому. На мой взгляд , это главное, чему нужно научить учеников в наших гимнасиях.

12. Основная проблема образования в нашем королевстве заключается в том, что, имея глубокие корни соответствующие одной социально-экономической системы, она функционирует в другой - диаметрально противоположной. В пору говорить, о родимых пятнах прошлого, но это уже другой вопрос.

Милый друг, обрадовать мне тебя нечему, потому как необходимо или признавать элитарность образования и вторичность обучения, или продолжать шизофреническую эквилибристику сидения на двух стульях, что к добру не приведет.
На этом заканчиваю, жду от тебя писем. Не суди строго за стариковское бормотание, всё что могу.


Рецензии