Медвеженок мапа

Вспомните, сколько минувшим летом у нас в городе говорили о нашествии медведей. То они на кладбище пугают людей, то буянят на реках. Одного несчастного ягодника даже загрызли. А тут, на днях, зашла одна знакомая и рассказала, что ей даже пришлось нанимать охотников, чтобы отогнать медведицу с медвежатами от ее дачи. И тут я вспомнил, что в детстве мне мама рассказывала о том, как они спасали медвежонка. А дело было так…

Когда я был маленький, мы жили в Благовещенске, красивом городе на берегу Великого Амура. Мои родители работали в Амурском пароходстве на одном корабле. Мама судовым радистом, а папа главным механиком. И вот в один из рейсов, когда во время весеннего паводка, Амур был очень многоводен и своим розливом затопил часть берегов, оставив по всему среднему течению небольшие острова. На одном из таких временных островков кто-то из членов команды разглядел маленького медвежонка, который, явно, в страхе метался по этому клочку суши, без всякой надежды самостоятельно добраться до берега. Матрос доложил капитану, и тот принял решение спасать медвежонка.

Снарядили лодку, взяли с собой кусок брезента, и с помощью этого самого брезента отловили испуганного зверька. Подняли его на палубу, отпустили, и он забился куда-то за канатный ящик. И только часа через два вылез оттуда, соблазненный яблочным пирогом, которым его угостила корабельная буфетчица Анна Александровна.

Из-за розлива Амура, вблизи ниже по течению того островка негде было высадить медвежонка на берег, и его решили взять с собой в рейс. Так он и остался, постепенно привык ко всем членам команду, но больше всего он любил лежать у дверей кают-компании, которую использовали как корабельную столовую. И, естественно, больше всех сдружился с Анной Александровной. А для того, чтобы медвежонок не пугал посторонних, которые заходили на корабль во время стоянок, для него сварили небольшую клетку на корме.

Очень долго не могли придумать ему имя. Банальные «Мишка», «Михря» как-то не приживались, но когда на стоянке у села Джонка на борт поднялся пожилой нанаец и, увидев медвежонка, показав на него пальцем, сказал:

- Мапа, - все удивились. А оказалось, что по-нанайски «медведь» - это и есть «мапа».

Так он Мапой и стал. Красиво, правда? Ведь не зря же у нанайцев есть такая поговорка: «Медведь - тоже человек, только рубашка другая».

Так Мапа вместе с командой сходил в рейс до низовий Амура. Но когда в Совгаване на борт поднялся кто-то из флотского начальства и увидел медвежонка, то в приказном порядке указал, чтобы зверя выпустили там, где взяли. Что делать… Приказ - есть приказ, и в обратном рейсе, дойдя до тех мест, где подобрали Мапу, его отвезли на берег и выпустили в ближайший лес.

В навигацию того года, моим родителям не удалось проходить еще раз мимо тех мест. Но команды других кораблей, ходивших по Амуру, рассказывали, что до самой осени какой-то медвежонок в тех самых местах постоянно выходил на берег и провожал их, стоя на задних лапах.


Рецензии