Лишённые звания Героя

 Начну с отрывка из творчества писателя Игоря Рудого про лётчика Бычкова.

Жил-был такой офицер советских ВВС, лётчик Семён Трофимович Бычков. Великая Отечественная война застала его в возрасте 23 лет в звании младшего лейтенанта. В июле 1942-го Бычков попал под трибунал за поломку самолёта (неудачно приземлился спьяну), ему присудили пять лет пребывания в колонии, но затем отправили на фронт. Дрался Бычков так лихо (он участвовал в битве под Сталинградом), что судимость скоро (уже в октябре) сняли специальным приказом Военного совета – «за заслуги в деле борьбы с немецко-фашистскими оккупантами». Довольно быстро отчаянный Семён обрёл погоны капитана и занял должность заместителя командира 482-го истребительного авиационного полка. А 2 сентября 1943 года Бычков был удостоен звания Героя Советского Союза, награждён медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина: за 15 немецких самолётов, лично сбитых в воздушных дуэлях. В представлении к награде было сказано: «проявил себя отличным лётчиком-истребителем, у которого отвага сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые стороны. Проявил себя отличным командиром-организатором групповых воздушных боёв». Кто бы мог подумать, что всего через несколько месяцев Бычков начнёт верно служить… немцам.

Получилось всё таким образом. 10 декабря 1943-го истребитель Семёна сбили огнём зениток: лётчик получил ранения и в бессознательном состоянии попал в плен к солдатам вермахта. Удивительно, но весьма скоро, уже в феврале 1944-го, капитан пошёл на сотрудничество с нацистами. Как впоследствии (после Победы) объяснял Бычков следователям на допросах в Москве, его вынудили к измене силой: очень серьёзно давили морально и физически. А ещё один бывший Герой Советского Союза, состоявший на службе в вермахте (старший лейтенант Бронислав Антилевский), якобы избил пленника, дабы склонить к предательству. Однако соседи Бычкова по лагерю Морицфельд в Польше рассказали иное: с Антилевским Семён как раз дружил и добровольно решил работать с нацистами. Причиной послужила судимость за поломку самолёта в 1942 году, поскольку капитан затаил обиду: подумаешь, выпил и истребитель угробил, это вовсе не повод под трибунал храбреца-лётчика отдавать. В общем, Бычков вступил в специальную «русскую группу» люфтваффе и сначала перегонял самолёты на Восточный фронт. В дальнейшем, заслужив доверие оккупантов, до июня 1944-го участвовал в антипартизанских операциях у Двинска, обстреливая своих соотечественников с воздуха.

После расформирования немцами эскадрильи Бычков примкнул к печально знаменитому генералу Власову, записавшись в 1-й авиационный полк Комитета освобождения народов России (КОНР), созданный нацистами в октябре 1944-го, когда полностью стало ясно, что рейху приходит конец. Бычков словно этого не понимал. Он постоянно ездил по лагерям военнопленных, выступал там с пламенными речами, горячо уговаривая советских военнослужащих переходить к гитлеровцам во власовскую «Российскую освободительную армию» (РОА). Разумеется, подавляющее большинство на призывы бывшего капитана не реагировало: одним помогла верность присяге, другим – мысль, какой же идиот примкнёт к немцам, если сейчас они отступают по всем фронтам, а Красная армия каждый день занимает новые города? Но Бычков отчего-то внезапно уверился: немцы не проиграют войну, и преисполнился оптимизма. «Смотрите, Гитлер дошёл до Москвы, сталинские войска не пали духом, и сейчас ситуация поменялась, – говорил он. – Так снова случится, будьте уверены. Дойдём до Германии, и потом погонят нас обратно. Немец совсем не дурак, лучше с ним дружить». В феврале 1945-го предатель получил от своих хозяев звание майора РОА и знак отличия 3-го класса «За заслуги», чем ужаснейше гордился. Мол, окаянные большевики не ценили такого чудесного специалиста, всего лишь до капитана дослужился за столько лет, зато немцы хвалят и награждают. Поразительно: оставалось всего 3 месяца до Победы и краха Третьего рейха, а Бычков восторгался своей карьерой в организованных гитлеровцами формированиях. Реально, он являлся самым глупым изменником из всех, кто сотрудничал с нацистами.

Завершилась эта глупость вполне себе логично. В конце апреля 45-го даже весьма неумный экс-герой Советского Союза наконец-то сообразил, что «Великая Германия» рушится, а его на Родине ждет как минимум расстрел, как максимум виселица. Бычков решил обмануть судьбу и специально сдался военнослужащим 12-го корпуса 3-й американской армии. Он спокойно предложил свои услуги американцам, думая, что профессионала, имеющего советские и немецкие награды, просто с руками оторвут. Ожидания предателя не оправдались – в сентябре 1945-го Семёна Бычкова, забрав из лагеря для военнопленных немцев в Шербуре (Франция), передали советской стороне. Бычков и тут считал, что вывернется. Он совершенно заврался на допросах: то утверждая, что его страшно били, мучили, и только поэтому он перешёл на службу к немцам, то заявляя, что это был секретный план, дабы втереться к нацистам в доверие и убить Власова или, по возможности, самого Гитлера. Изменнику не поверили. 24 августа 1946 года Военный трибунал Московского военного округа приговорил Бычкова к высшей мере наказания. Тот возмущённо подал прошение о помиловании, не считая свою работу на врага чем-то плохим. Не помогло. 4 ноября экс-капитана РККА расстреляли. Указом президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года его лишили всех наград.
Судьба второго бывшего Героя Советского Союза Бронислава Антилевского, в 1943 году решившего сотрудничать с немцами, сложилась весьма похоже. Он купил поддельные документы на фамилию Березовский и попытался выехать в СССР из советской зоны оккупации Германии. 12 июня 1945 года при тщательном обыске сотрудники НКВД нашли у Антилевского в каблуке сапога медаль «Золотая звезда» и документы на настоящее имя. Свидетелей предательства в плену оказалось более чем достаточно: старший лейтенант не стал отпираться от своих преступлений. 29 ноября 1946 года он был расстрелян, а его имущество – конфисковано. Вот так печально, но закономерно закончилась история предательств обоих Героев Советского Союза, решивших сделать карьеру в армии Гитлера.
               

Не менее интересна и судьба героя челюскинской эпопеи подполковника Бориса Абрамовича Пивенштейна, родившегося в 1909 году в городе Одессе. В 1934 году он участвовал на самолёте Р-5 в спасении экипажа парохода "Челюскин". Тогда 7 лётчиков стали первыми Героями Советского Союза. Пивенштейн, наверняка, тоже стал бы Героем, если бы не командир эскадрильи Н. Каманин, который после поломки своего самолёта, экспроприировал у него самолёт и, добравшись до ледового лагеря челюскинцев, получил свою "Золотую Звезду". А Пивенштейн вместе с механиком Анисимовым остался ремонтировать командирский самолёт и в итоге был награждён лишь орденом Красной Звезды. Потом Пивенштейн участвовал в поисках пропавшего самолёта С. Леваневского, прибыв в Ноябре 1937 года на остров Рудольфа на смену отряда Водопьянова на самолёте АНТ-6 в качестве пилота и секретаря парткома авиаотряда.
До войны Б. Пивенштейн жил в печально знаменитом доме на Набережной. В этом доме есть музей, где он числится погибшим на фронте.
В начале войны Подполковник Б. А. Пивенштейн командовал 503-м штурмовым авиаполком, потом был командиром эскадрильи 504-го штурмового авиаполка. По одним данным, которые нуждаются в уточнении, в апреле 1943 года его штурмовик Ил-2 фашисты сбили в небе Донбасса. Подполковник Пивенштейн и воздушный стрелок старшина А. М. Круглов оказались в плену. В момент пленения Пивенштейн был ранен и пытался застрелиться. Круглов погиб при попытке к бегству из немецкого лагеря.
По другим данным, как уже сказано, Пивенштейн добровольно перелетел на сторону фашистов. Историк К. Александров называет его в числе активных сотрудников Подполковника Г. Холтерса, руководителя одного из разведывательных подразделений в штабе Люфтваффе.
 Удалось обнаружить в архивах материалы судебного производства по делу Б. А. Пивенштейна, из которых следует, что до 1950 года он действительно числился без вести пропавшим, и его семья, проживавшая в Москве, получала от государства пенсию. Но вскоре органы госбезопасности установили, что Пивенштейн, "до Июня 1951 года, проживая на территории американской зоны оккупации Германии в гор. Висбадене, будучи членом НТС, выполнял обязанности секретаря Висбаденского эмигрантского комитета и являлся старостой храма, а в Июне 1951 года выехал в Америку".
4 Апреля 1952 года Б. А. Пивенштейн был заочно осуждён военной коллегией по ст. 58-1 п."б" и 58-6 ч. 1 УК РСФСР и приговорён к расстрелу с конфискацией имущества и лишением воинского звания. В приговоре говорилось:
"Пивенштейн в 1932 - 1933 годах, находясь на военной службе на Дальнем Востоке, имел преступную связь с резидентом германской разведки Вальдманом. В 1943 году, являясь командиром авиаэскадрильи, вылетел на боевое задание в тыл к немцам, откуда в свою часть не возвратился...
Находясь в лагере военнопленных лётчиков в Морицфельде, Пивенштейн работал в отделе контрразведки "Восток", где занимался опросом советских лётчиков, попавших в плен к немцам, обрабатывал их в антисоветском духе и склонял к измене Родине.
В Январе 1944 года Пивенштейн немецким командованием был направлен в отдел контрразведки, дислоцирующийся в гор. Кёнигсберге..."
Далее в приговоре отмечалось, что вина Пивенштейна в измене Родине и сотрудничестве с немецкой контрразведкой доказана показаниями арестованных изменников Родины В. С. Москальца, М. В. Тарновского, И. И. Тенскова - Дорофеева и имеющимися в деле документами.
Как сложилась дальнейшая судьба Б. А. Пивенштейна после его выезда в Америку  неизвестно. Это, как говорится, о наиболее харизматичных из перешедших к немцам героев СССР. А теперь кратенько о других героях Советского Союза служивших у врага.

Доробабин Иван Евстафьевич (1913-1996) Попал в плен и добровольно поступил на службу в полицию. С июня 1943 года занимал должность начальника сельской полиции. 9 июня 1948 года военным трибуналом Киевского военного округа осуждён по ст.54-1б УК Украинской ССР (измена Родине) на 15 лет лишения свободы.

Килюшек Иван Сергеевич (1923-2011) Принимал участие в деятельности Украинской повстанческой армии.29 сентября 1945 года Военным трибуналом 13-й армии осуждён на 10 лет лишения свободы.

Коровин Иван Евдокимович (1903-1969) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1949 года за измену Родине во время нахождения в плену Коровин был лишён всех званий и наград

Куцый Пётр Антонович (1922-?)  В начале войны остался на оккупированной территории и служил в немецкой полиции, участвовал в военных преступлениях.

Литвиненко Николай Владимирович (1924-?) В июне 1946 года стали известны факты сотрудничества с немцами в 1941—1943 годах. В августе 1946 года арестован. Осуждён 11 октября 1946 года на 10 лет лишения свободы

Меснянкин Пётр Константинович (1919-1993) Сдался в плен немцам и сотрудничал с ними на территории временно оккупированной Курской области. По постановлению Особого совещания при Министерстве Государственной Безопасности СССР от 21 августа 1948 года признан виновным в измене Родине и осуждён на 10 лет лишения свободы.

Сидоренко Егор Егорович (1920-2004) В 1942—1943 годах находясь на оккупированной территории служил у немцев в вооружённой охране. 

Вместе с тем удивительа судьба последнего участника нашего обзора — Эдина Владимировича Черногорюка (Э. Шненебургера).
Эдуард Шнекенбургер родился 10 сентября 1924 года в Одессе. По национальности - немец. В 1941 году окончил в Одессе немецкую школу.
С октября 1941 года находился на оккупированной территории. Был привлечён немцами к работе в качестве переводчика.
В 1943 году по роду службы он оказался в Курской области, где и встретил приход РККА.15 марта 1943 года он был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию Волунским городским военным комиссариатом Курской области в состав 232-го запасного полка. Свои настоящие имя, фамилию и национальность скрыл. Назвался как Черногорюк Эдин Владимирович (человек с такой фамилией проживал в Одессе в соседнем доме).
С 17 июля 1943 года – на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боевых действиях на Брянском и Центральном фронтах. Был линейным надсмотрщиком 737-й отдельной кабельно-шестовой роты (3-я гвардейская танковая армия, Воронежский фронт).[1]
25 сентября 1943 года, во время битвы за Днепр, Черногорюку было дано приказание найти .лодку для переправы подразделения на другой берег реки. Обнаружив лодку у острова, он вплавь добрался до неё, пригнал лодку и перевёз на ней людей и материальную часть, несмотря на орудийный и миномётный огонь. На лодке он сделал 9 рейсов через Днепр, участвовал в восстановлении прерванной связи с ведущими бой подразделениями. За этот бой он был награждён медалью «За отвагу», а впоследствии представлен к званию Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 года красноармеец Эдин Черногорюк был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
С марта 1944 года курсант Муромского военного училища связи, младший сержант. С октября 1944 года – слушатель английского отделения Военного института иностранных языков, младший лейтенант (1945).
С января 1946 года проходил службу переводчиком Штаба союзной комендатуры (советский сектор) г. Берлина.
В августе 1946 года арестован. 6 декабря 1947 года Постановлением Особого совещания при МГБ СССР осуждён по ст.58-1а УК РСФСР (измена Родине) на 10 лет лишения свободы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1949 года Черногорюк был лишён звания Героя Советского Союза.
11 апреля 1955 года освобождён по отбытии наказания. После освобождения ему были оформлены документы на настоящие имя и фамилию. Работал слесарем-сборщиком на Николаевском судостроительном заводе, затем на различных стройках народного хозяйства СССР. В 1979 году Эдуарду Шнекенбургеру назначена пенсия, но он продолжал работать.
С 1989 года проживал в Томске. Несмотря на поднятие «железного занавеса» на историческую родину не эмигрировал. Работал до 4 апреля 1995 года, где и умер.

Всего звания героя Советского Союза были лишены 72 человека. Причины разнообразные: один — Г. С. Антонов вместе с женой в 1949 году сбежал из советской зоны оккупации в Германии в американскую. Только их и видели. Заочно приговорён к 25 годам лишения свободы. В остальных случаях чисто уголовные мотивы: мздоимство, изнасилования, разбой, грабежи, бандитизм и убийства. Ф. А. Голубицкий, например, трижды побывал на зоне, проведя там в общей сложности 28 лет. У В. Ф. Григина было и вовсе 10 судимостей, но звание героя СССР с него сняли только после шестой!  А вот С. С. Варенцов и И. А. Серов, проходившие свидетелями по делу Пеньковского, были лишёны звания героя со странной формулировкой: «за притупление политической бдительности». Сотрудник же 1-го Управления КГБ А. И. Кулак был разоблачён как агент ФБР и лишён звания героя СССР через шесть лет после своей кончины.

 И немного о лишенцах звания Героя соцтруда.

Первый случай лишения звания Героя Социалистического Труда произошёл 20 мая 1946 года, когда Президиум Верховного Совета СССР лишил всех наград бывшего наркома авиационной промышленности Алексея Ивановича Шахурина в связи с его осуждением по так называемому «авиационному делу». Однако после смерти Сталина полностью отбывший 7-летний срок А. И. Шахурин был реабилитирован, и Указом от 2 июня 1953 года звание Героя было ему возвращено.
Впервые Указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда был отменён, как необоснованный, 9 февраля 1949 года, в отношении таджикского колхозника Умара Камолова, награждённого менее года назад.
В 1950 году было лишено звания в общей сложности 15 работников сельского хозяйства. Первым из них 11 января 1950 года оказался председатель колхоза из Харьковской области Николай Штанько, награждённый в 1948 году за рекордный урожай ржи.
Самым «урожайным» оказался 1952 год: 3 человека были лишены звания Героя Социалистического Труда, для 18 человек Указ был отменён и 2 человека лишены только второй золотой медали «Серп и Молот».
Последним случаем лишения высшего трудового звания в СССР стал Указ Президента СССР от 16 июля 1991 года в отношении бывшего первого секретаря Ташкентского обкома партии Мирзамахмуда Мусаханова, проходившего по «хлопковому делу». Также в списке лишённых звания гертруда оказались такие одиозные личности как Лаврентий Берия и Андрей Сахаров (последнего лишили звезды героя в 1980 году).
Наиболее часто в списках лишённых и отменённых встречались труженики Грузинской и Казахской ССР (по 21 человеку), Узбекской ССР (17 человек), Таджикской ССР (15 человек), Туркменской ССР (9 человек, из которых 1 лишён звания дважды Героя Социалистического Труда и 2 человека лишены только второй золотой медали «Серп и Молот»).
Всего известно лишь десять случаев возвращения звания Героя Социалистического Труда лицам, которые были его лишены (одному человеку звание было повторно присвоено, семеро были восстановлены в звании ещё в советский период, а двое — после распада СССР). Ещё одному Герою Социалистического Труда звание было возвращено после отмены Указа о награждении.


Рецензии