Домашнее радиоконструирование Часть 1

      А теперь хочу сделать небольшое отступление и поделиться своим опытом домашнего радиоконструирования. Хоть практически осваивать электронику я начал где-то в 1982 году, прошло лет уже достаточно много, наверное, следует что-то освежить. В 1982 году мне исполнилось 9 лет, я оканчивал 2 класс, у моего товарища была книга "Твори, выдумывай, пробуй!", и по ней мы пытались соорудить красного цвета бумажную глянцевую самоходную модель «Нивы»-2121 в масштабе где-то 1/30. В книге было много других масштабных моделей, но издана она была в стандартном книжном формате, и для придания чертежам нужных размеров их приходилось увеличивать по клеточкам (мы «Ниву» не увеличивали, так скопировали). Модель мы так и не доделали. В книге в конце также был раздел про электро - и радиоуправление и нарисованы транзисторы и тумблер. До этого у меня был электроконструктор ЭК-3 с 3 разноцветными лампочками, батарейкой, переключателями, кнопкой, звонком, зуммером и моторчиком. Весной или в начале лета к нам приехали муж папиной сестры дядя Володя с сыном Олегом и подарили мне еще прибалтийский электроконструктор похожего калибра, но в совсем другом стиле (назывался "21 опыт по электротехнике"). Мы с Олегом (на 3 года меня старше) их совместили и делали различные опыты. У папы на работе на химфаке были радиодетали. Он мне как-то принес тогда несколько старых, но работающих потенциометров типа СП-l и СП- lll, и я один из них - СП-l сопротивлением 150 Ом подсоединил последовательно с красной лампочкой накаливания от конструктора  к  4,5 В батарейке. Получился регулятор яркости свечения лампы. Впоследствии он был пристроен к заднему щитку велосипеда.
На антресолях мы нашли учебник физики за 7 класс. Видно, по нему училась моя старшая сестра Алёна. Там тоже немного рассказывалось про электричество, и на одной из страниц был нарисован резистор типа ВС. А на обложке среди прочего был нарисован электрический обогреватель со спиралью в центре и  зеркальным рефлектором - у нас дома был похожий. Как-то классе во 2-м где-то зимой я решил поэкспериментировать и подсунул к раскаленному красному работающему нагревателю, окруженному защитной проволокой, лист А4 чистой белой бумаги. При соприкосновении бумаги с раскаленной спиралью лист тут же в том месте загорелся, и я очень смутился, отдернул лист от нагревателя и затушил (задул или замахал). Я очень смутился, что я сделал (бабушка выходила на кухню), и черный затушенный скомканный лист выбросил в ведро. Когда я потом рассказал маме, она меня поругала, и я больше так не делал. Но если на работающую спираль того нагревателя подуть, она в том месте из светящейся красным  становилась черной, как у неработающего, а когда дуть прекращаешь, вспыхивала ещё ярче, а потом делалась нормального оранжевого свечения, как и у всей остальной спирали.
Когда я весной стал ездить на велосипеде, к своему "Орлёнку" на руль по бокам я приделал указатели поворотов, сделанные из красной и желтой лампочек от электроконструктора ЭК-3. Батарейка помещалась в сумке для ключей, а переключатель - тоже от конструктора, кажется, в середине руля (приклеен скотчем). Указатели поворотов не мигали, только светились. Мигание можно было производить в ручном режиме, но я этого не делал. У нас во дворе вечером на велосипедах катались ребята постарше из соседних домов,  и у одного я видел сзади на велосипеде на щитке красный стоп-сигнал, который светился, когда он тормозил. Как кнопка была синхронизирована с тормозом и была ли синхронизирована, я не знаю. Про такой стоп-сигнал для велосипеда рассказывалось в  журнале "Моделист-конструктор" за 1978 г.
   Папа дал мне переводную американскую книжку "Электро- и радиотехника для всех" 1972 года издания. Книжка страниц на 400 с черно-белыми картинками и фото, и там многое из меня интересующего было объяснено. Там еще были описания различных самоделок вроде самодельной настольной лампы или самодельного амперметра или радиоприемника. Лётчик дядя Володя мне передал также 2 пары армейских наушников ТА-56М. Одни низкоомные с сопротивлением капсюлей по 50 Ом, соединенные последовательно, а другие - высокоомные - по 1600 Ом. На конце у каждой пары была вилка, совместимая с радиотрансляционной розеткой (и кстати, по совместительству совместимая с силовой электросетью 220 В, но я знал, что туда совать нельзя, потому что может убить или наушники сгорят). Эти 2 розетки располагались на стенке на расстоянии сантиметров 35, и я слышал, нередки были случаи, когда кто-то из знакомых по ошибке совал репродуктор не в ту розетку и в нем сгорал трансформатор. Перед поломкой репродуктор начинал громко и грозно гудеть и из него мог пойти вонючий дым. Вот. И по этой книжке я решил собрать детекторный приемник. Два там описания было детекторных приемников. Первый попроще, но немного странный, без конденсатора и с ползунком на катушке, как на реостате (рис.1). А второй (рис.2) я решил повторить. Из картона склеил цилиндр - каркас катушки сантиметров 10 высотой и сантиметра 3 диаметром. Там написано, что далее надо на цилиндр намотать медный провод в эмалевой изоляции диаметром 0,51 мм. Провода с таким диаметром у меня не было, а была привезенная папой из Москвы катушка с медным проводом ПЭ-НП диаметром 0,26 мм. Я уже не знаю, он его для меня тогда купил, или для своего ниточного дизайна. Провод был блестящего рыжего цвета. Была еще металлическая катушка с тонким желтым блестящим проводом, но я ее не использовал - потом оказалось, что тот провод нихромовый и с высоким сопротивлением. Катушку я намотал, а конденсатор переменной емкости пришлось покупать в магазине-салоне "Радиотехника" на 2 этаже направо в отделе радиодеталей. Блок КПЕ в продаже был сдвоенный с воздушным диэлектриком, и каждый конденсатор имел перекрываемую емкость 12-495 пФ. Диод Д9 мне папа подогнал с работы - мне тогда передали целую рассыпучку из старых радиодеталей, там и транзисторы, конденсаторы всякие были. Схему я собрал, кажется, скручиванием проводов. Антенной служил почти 6 метровый горизонтальный карниз от занавесок, а заземлением - отопительная батарея. На высокоомные наушники (как тогда всюду писалось, головные телефоны) данный приемник принимал не менее 1 радиостанции - первый канал белорусского радио, совпадающий по вещанию с проводной радиоточкой. Мама, помню, моих занятий радиотехникой и чтения книги "Электро- и радиотехника для всех" не одобряла и говорила папе: "Вот он этого сейчас начитается, а что он потом  в старших классах делать будет?" И когда я сказал, что буду сам делать радиоприёмник, возмущалась. И говорила что-то типа, что ты потом в 7 классе плакать будешь. На отдыхе на геобазе в Воложине на полузаброшенном складе я нашел какое-то металлическое шасси с ржавым трансформатором и диодами Д7, а с другом Толей мы нашли там магнитный пускатель ПМЕ-211 довольно новый, с электромагнитом, разобрали, а детали поделили пополам. Папин сотрудник Валерий Иванович передал мне корпус и динамик от транзисторного радиоприемника ("Мир", как потом выяснилось), а  также нарисовал для меня на бумажке схему приемника на одном транзисторе. Но схема была нарисована довольно небрежно, коллектор и эмиттер транзистора были нарисованы одинаково и без стрелок, я мечтал и планировал использовать туда большой, красивый и блестящий транзистор П214 и нашел картонную коробочку, и вырезал у нее в торце дырочку, куда бы вставлялся этот транзистор и крепился бы там на винтиках прилагающимся фланцем. Но поговорив с нашим соседом по Воложину по фамилии  Кашкан (географ, но разбирался и в радиолюбительстве), узнал, что такой мощный транзистор не стоит ставить в усилитель ВЧ, и не довел это дело до конца. В магазине «Радиотехника» продавались разные красивые наборы радиодеталей, например, упакованный в целлофановый пакетик набор красных керамических конденсаторов К10-7В разных размеров - штук 10 в одном наборе ("флажки"). Или плоский ферритовый стержень для магнитной антенны за 35 коп. Или готовая магнитная антенна к «Океану-209». Также мы ездили в августе с мамой на Рижское взморье - на базу отдыха «Якорь» в Калининградскую область. За базой, если идти в сторону, противоположную пляжу, пролегала узкоколейная железная дорога. Если положить на рельсы за полминуты до поезда небольшой камешек (до 1,5 см), можно наблюдать, как после прохода поезда он оказывался расплющенным. Похожий опыт можно было делать и с 1 - 2 - копеечными монетами. А за узкоколейкой были какие-то постройки, напоминавшие заброшенные военные гаражи. Людей там не было, и мы туда периодически ходили с друзьями Колей и Ильёй - они были старше меня. Там на полу полно было радиодеталей от какой-то военной электроники. Помню, там валялась искорёженная алюминиевая панель с надписью 115 В, 400 Гц. На полу бункеров валялись радиолампы (как помню, внешне похожие на 6П3С и подобные - у многих не хватало штырьков и мы тогда их не брали - считали, что это дефект, но с годами выяснилось, что это особенность конструкции), много всяких трансформаторов, в т.ч. трехфазных, густого зеленого цвета, проволочные резисторы. Пахло "военной смазкой" - что-то типа солидола. Там я себе подобрал радиолампу 6Ж1П-ЕВ 1971 года выпуска, выводы были согнуты, но я им придал первоначальное положение и красивую стеклянную  лампу с алюминиевым верхом и завинчивающейся черной ручкой - 12С3С 1980 года выпуска, а также несколько высокоточных резисторов МГП-0,5.  Мы ходили туда не раз, и как-то пришли и увидели, что там не так, как в прошлый раз, всё перевёрнуто и деталей не хватает. Мы там хотели раздобыть себе трансформаторов - они были намотаны толстой медной проволокой. В последнем походе вместе с нами принимал также участие Колин папа Павел Николаевич. Залитые трансформаторы мы разбирали при помощи топора, чтобы не тащить с собой тяжелый трехфазный сердечник. В нашей комнате я показал соседке Лидии Михайловне, маме Ильи, проволочный зеленый резистор ПЭВ, и она сказала, что из таких у них на работе в Москве умельцы делали кипятильники воды. Также она сообщила для меня новость, что трансформатором нельзя непосредственно повысить напряжение от батареек, потому что трансформаторы работают только на переменном токе - так разрушились некоторые мои тогдашние  электротехнические планы.
      Осенью в книжном магазине я купил книгу "Радиоприёмники и их ремонт" и в начале 3 класса я притащил с собой в школу жменьку радиодеталей. Одноклассник Сергей П. мне подарил тогда книгу В.Вознюка "В помощь школьному радиокружку", «В помощь радиолюбителю» - выпуск 72 и журналы «Радио» №8 за 1982 год и №9 за 1975, пару резисторов МОН и диод МД226Б. Среди прочих радиодеталей, помню, у меня были тогда непаянная микросхема К284УД1, К155ИМ1,тиристор КУ201А, диод Д242Б, трубчатые разноцветные конденсаторы, транзисторы  П414, МП104, МП25, несколько старых плат с деталями, трансформаторы МИТ  и проч. Куда и как это использовать это богатство, я не очень представлял и жил мечтами. В книге на вкладке я увидел схему принципиальную электрическую проигрывателя "Аккорд" и увидел, что там используется 2 диода Д242Б. И мечтал, что вот, неплохо бы самому собрать такой проигрыватель - один диод к нему у меня уже есть. Во 2 классе папа купил мне в Москве небольшую книгу Новиков, Любимов "Знакомимся с электрическими цепями". А также 2 новеньких патрона ФРМ для лампочек карманного фонаря. Корпус патрона был черный, с плотно навинчивающейся крышкой с небольшим зеленым светофильтром. (Много лет спустя я увидел такие патроны в действующей системе наведения в самоходной артиллерийской установке в военной части. Там три таких патрончика стояли в ряд и показывали, правильно ли установлен прицел. Если наводка орудия приближается к установленной на механическом циферблате, загорается одна лампочка. Если точнее - 2. А если совсем точно - то все 3. На случай перегорания лампочек во время боя нужно иметь запасные.) И эту книгу я изучал. Там было написано, как самим сделать электроконструктор для проведения опытов, описанных в книге. Кроме лампочек и батареек, в описываемый конструктор входили также, например, тумблеры. В жизни я тумблер видел у нашего врача - ухогорлоноса Людмилы Фёдоровны в настольной лампе в поликлинике. Также мы с бабушкой в моем дошкольном детстве заходили чего-то в лифтёрный пункт управления в нашем дворе - там у лифтёрши был пульт, утыканный тумблерами и разноцветными лампочками. Как-то зимой на лестнице в поликлинике я встретил днем своего одноклассника Колю П.  У меня в руках была данная книга - я ее читал после физиопроцедур - полагалось сидеть полчаса, а в таком возрасте это - долго. И Коля сказал, что у его папы дома есть такая же книжка. У Коли папа был математик и преподаватель в БГУ, они с Колиной мамой вместе писали учебники. А в этой книжке в конце рассказано про "алгебру кнопок", про осуществление в электронике всяких логических операций, всякие системы голосования, про устройство, включающее лампочку, если проголосовало большинство и т.п., там была схема с кнопками, у которых штук по 10 переключающих контактов и всё это было как-то закоммутировано и выглядело на первый взгляд даже запутанным. Тумблеры ТП1-2 также продавались в магазине «Радиотехника» за 35 копеек, и я купил себе один. Потом папа с работы принес мне ещё несколько тумблеров ТВ2-1 и других. Также в той книжке показывались телефонные ключи КТРО и тумблеры с нейтральным средним положением. Такие тоже потом появились в "Радиотехнике", но стоили по 1р.50 коп. за штуку - а это было для меня дорого. К такой сумме можно было добавить немного денег и купить коллекционную машинку в масштабе 1/43 в каком-нибудь сувенирном отделе. Такие ключи КТРО стояли тогда у водителей в троллейбусах ЗиУ-9 и служили для закрывания дверей. 3 двери – значит, для этой цели полагалось 3 таких ключа. Если ключи потянуть вверх, моторы дверей начинают крутиться в одну сторону - откр., а если вниз - то в другую - закр. (рис.3). Скорее всего, там стояли тумблеры с пружинным самовозвратом в нейтраль, чтобы двигатели дверей не сгорали, если водитель забыл(а) выключить мотор после того, как дверь полностью открыта или закрыта. На приборной доске у водителя также были 3 красные или оранжевые лампочки, которые перемигивались во время движения и показывали, в какой позиции находится реостат двигателя, соединенный с педалью, на которую давит водитель для приведения троллейбуса в движение. Были также всякие тумблеры включения подсветки подножек, освещения салона, а троллейбусы ЗиУ-5 часто снабжались вольтметром и  амперметром с нулем посередине, показывающим, потребляет троллейбус ток из сети, или отдает обратно в сеть при торможении. На ЗиУ-5 спидометров вроде не было и в помине, а на ЗиУ-9 были в основном неработающие, поэтому мы, глядя в кабину водителя, не могли определить текущую скорость движения, в отличие от автобусов.
 У папы на работе в фотолаборатории был сотрудник Серёжа, которого я никогда не видел, но там лежала его книга "Радиоприемники и их ремонт", но не 1982, а более раннего издания, 1975 г. Она довольно значительно отличалась от издания 1982 г. по составу описанных приемников - там половина приемников и радиол были на лампах. В конце там были приведены условные графические обозначения радиодеталей на схемах, даже таких непонятных, как вариконд и бареттер. В общем, мне показалось, что у этого издания книги более сильно какое-то обаяние, а может, у чужого дяди сахар слаще? Там еще лежал на полке Серёжин самодельный стабилизированный блок питания - текстолитовая длинная вытравленная плата с деталями, без корпуса - трансформатор ТВК-70-Л-2, конденсатор К50-6  1000 мкФ 10 В, транзистор П215 на радиаторе и совсем большой кондёр - К50-6 4000мкФ на 25 В. В общем, книга мне понравилась, я ее всегда пересматривал, когда бывал в той лаборатории и перерисовывал оттуда себе обозначения радиоэлементов. А году в 1985 Серёжа вроде уволился с той работы и на прощание подарил мне заочно эту книгу и блок питания - книга есть до сих пор, а трансформатор от того блока использую в своем блоке. Я тогда также изучал книгу Е.А.Седов  «Занимательно об электронике» 1966 г. с прикольными иллюстрациями художника Б.Диодорова , и тот Серёжа мне представлялся как один из постоянных персонажей, демонстрировавший опыты на рисунках этой книги. Второй персонаж – его друг -  был похож на Хоттабыча [3, стр.80, на самом деле - это Булат Балагур из фильма "Кощей бессмертный"]  Также в той книге на иллюстрациях фигурировали различные электроны, радиолампы  и другие радиоэлементы с мордами (рис.4). Когда в 1989 г. вышло другое, более современное издание книги - она называлась уже немного по-другому - "Мир электроники", но содержание было тем же с поправкой на прогресс в науке и технологиях, оно меня в плане иллюстраций несколько разочаровало, это по сравнению с 1966 г. было уже не совсем то.
А осенью 1982 к нам приехала бабушка Тоня, папина мама, и, в общем, мне в подарок купили радиоконструктор (похожий на «Юный электроник Экон-02», только немного проще и цветастее). Летом  на геобазе в Воложине друг Толя рассказывал мне, как его одноклассник приносил в школу радиоприёмник "Зорька". В продаже в радиомагазинах я видел такой приемник в виде набора для самостоятельной сборки. Но, вроде, продавались также и готовые. Цена 16 р.50 коп. за собранный и 14 р. за набор. И почему-то я хотел, чтобы у меня был собственный радиоприемник. Хотя в квартире был, но мне хотелось - чтобы собственный и маленький. Чтобы тоже притащить в школу или в школьный поход и там включить. И мечтал, чтобы мне подарили набор для такой сборки. Но мне подарили стендовый конструктор, может, более простого уровня. Там по карточкам можно было собрать 22 типа схем - всякие мигалки, пискульки, свистелки, фотореле, а также несколько типов радиоприёмников. Причем без всякой пайки - провода по указанным в карточках кодам вставлялись в пронумерованные контактные пружины. В общем, я мечтал о наборе для сборки приёмника в небольшом корпусе, а подарили мне вот такой набор, достаточно красочный. Меня мама спросила: Это то, что ты хотел?- Я деликатно ответил: Да. Где-то в душе, может, я еще сомневался, но теперь понимаю, что несколько страдал звездохватством и, как многие новички, переоценивал свои тогдашние способности и возможности - опыта-то было мало! Наверняка, это лучше, что мне подарили более простой набор, хоть и более разнообразный, потому что честно скажу - свой первый малогабаритный радиоприёмник как законченную конструкцию в корпусе, более-менее доведенную до ума я собрал только в 20 лет, да и то с оговорками, потому что он на большой громкости иногда  самовозбуждался и начинал свистеть - а устранить это можно было только, если его выключить и снова включить. Корпус был от «Юности КП-101», но схема была другая, взятая из журнала «Радио» (№1/1985 г.), потому что штатную схему в 4-5 классе я так и не смог одолеть, даже занимаясь в радиокружке. Да и конструктор этот стендовый стоил тоже 14 р., как и "Зорька". Штатным телефонным капсюлем ТМ-2М, входившим в набора я не пользовался, он ни в какое сравнение не шел с армейскими наушниками ТА-56М с мягкими амбушюрами. И все опыты проводил с такими наушниками.
Во время одного из опытов я заметил, что если к выходному зелёненькому трансформатору ТОТ-2 подключить батарейку «Крона», он во время подключения и отключения может ударить током. Не слишком сильно, но ощутимо и неприятно дёрнуть, если в это время трогать его выводы. Так на практике я познакомился с самоиндукцией. К радиоприемникам подключались антенна и заземление - отопительная батарея со сдёртой краской - и на рефлексный 2-V-2 можно было, если повезёт, в вечернее время поймать даже Би-Би-Си, вещавшее на средних волнах. Я, правда,  подумал, что этот приемник с конденсатором КПК-2 25-150пФ в качестве органа настройки может брать даже КВ диапазон, и решил присвоить ему название "Динамо Минск" в честь нашей футбольной команды, занявшей тогда 1 место на чемпионате СССР.
В начале июля 1982 г., когда мы с родителями  ехали на геобазу в Воложин на институтской «Волге» ГАЗ-24, светло- желтого цвета, как такси, только без шашечек и с заклеенными дырками от фонаря на крыше, 21-95 миф, институтский водитель Алёша Ш. завёз нас в гости на дачу к своим родителям под Минск на Лысую гору. Там были его мама и папа пенсионного возраста. И его папа показал мне работающий радиоприёмник размером со спичечный коробок, даже меньше ("Микро"). Верх корпуса был черный, сверху были 2 плоские белые рукоятки с выступом на каждой - вероятно, настройка на станции и громкость. Радиопередачи прослушивались через золотисто-белый наушник ТМ-2М, цеплявшийся заушиной к уху - таким же комплектовался мой радиоконструктор, другой конец провода вставлялся в гнездо приемника и, вероятно, служил выключателем питания. Алёшин отец рассказал мне, что этот приёмник он купил в магазине "Юный техник" за 3 рубля, как некондицию - он не работал, и сам нашел неисправность и починил, а такой работающий рублей 15 стоит. Когда мы приехали на геобазу, Алёша заехал почему-то не в те ворота, стал копаться в запчастях машины и показал мне какой-то щёлкающий тумблер. Во 2 классе Сергей П. тоже приносил в школу похожий тумблер и играл с ним, как с паровозиком. Я потом принес - показал ему ТП1-2, но он сказал, что этот слишком здоровый и у него был меньше (видно, МТ-1).
А осенью мы с папой ходили в книжный магазин "Методическая книга" на ул. Берута и купили там брошюру «Мастерок», выпуск 27. Там было описание конструкции мигающей маски на неоновых лампах (рис.5). В книге были ТН-0,2, но папа принес с работы две несколько большего калибра , похожие на ТН-0,5 или ТН-0,9, а также конденсаторы, а резисторы и диод я нашел в своих запасах. Нашли подходящую коробочку (от механического конструктора, в ней раньше были винтики). Практически всю пайку осуществлял папа. Собранное устройство включили в розетку, и оно заработало. Правда, мигания иногда зависали, и возобновлялись, если к баллону неоновых лампочек поднести палец. Теперь я думаю, что напряжение, вырабатываемое в схеме, было маловато для питания данного типа ламп. (Впоследствии схема была реставрирована без резистора R2 и работала уже без зависаний - теперь напряжения хватало.)  Конструкцию я оформил в виде нарисованного на картонке кота с глазами - лампами с планом ставить на Новый год под ёлку.
      Приближалась зима, и мы с папой как-то вечером пошли на выставку достижений юных техников. Где она проходила - не помню, где-то в центре города на 1 этаже, было уже темно. Не очень большое помещение, не очень яркое освещение, выставку обслуживала женщина, она помогала включить разные экспонаты. Был там ряд автомоделей разной сложности, возможно и другие технические модели. Но стоящие автомодели не произвели на меня особо сильного впечатления, а стендовый моделизм мне казался хоть красивым, но слишком простым. А вот электроника - произвела. Женщина - экскурсовод показала нам электронные качели - качнешь фигурку рукой - и она начинает качаться туда-сюда до бесконечности. Энергию, уходящую на трение, компенсирует стоящая в поддоне батарейка, передающая через электронную схему энергию на катушку индуктивности, а в самой фигурке запрятан магнит. Это я теперь понимаю, а тогда мне это чудом казалось. Или генератор азбуки Морзе. Простая коробочка небольших размеров, вроде тёмно-зелёная, с черным рычажком надавливаешь на рычажок - оно пипикает. Но этот рычажок произвел на меня почему-то солидное впечатление. Не знаю теперь, формировала ли эта штука точки и тире нужной длительности, возможно - простой мультивибратор с динамиком. Экскурсовод вроде назвала имена руководителя и кружковца, который сделал, видно, она их знала лично. Термометр там был со стрелочным индикатором - большой микроамперметр - трогаешь датчик пальцем и он мгновенно показывает твою температуру, в отличие от ртутного, ждать совсем не надо. Но больше всего мне тогда понравились электронные игровые автоматы. Был там автомат "Задумай два числа - угадаю" с красивыми оранжевыми газоразрядными индикаторами. Загадываешь число, производишь с ним указанные математические операции, прибавляешь другое, вводишь ответ, нажимаешь кнопку - на табло высвечиваются загаданные 2 числа. Описание и математическая формула подобного автомата публиковались в журнале «Моделист-конструктор» году в 1981, но мне тогда всё это очень понравилось. И папа с бабушкой решили определить меня в радиокружок в Дом пионеров. И в ближайшее воскресенье - был холодный яркий солнечный день, где-то конец ноября, замерзшие лужи, голые деревья, сильный ветер - в первой половине дня мы с папой пошли в Центральный Дом пионеров. Обратились к администратору, и она сказала, что у них радиокружки или слабые, или нет мощности, и чтобы мы прошли на Станцию юных техников - тут недалеко. И мы прошли на Красноармейскую, 15, в достаточно уютную не очень большую постройку в стиле "сталинский ампир". Радиокружки были на 2 этаже. Мы подошли к одному молодому симпатичному руководителю с пшеничного цвета волосами и усами, в очках. Ему на вид было года 24, звали Владимир Николаевич. Он доброжелательно отнесся и сказал, что я могу приходить на занятия в следующее воскресенье к 9 утра,  надо принести общую тетрадь, а пока можно походить и посмотреть, как ребята занимаются. Радиокружки были в нескольких комнатах. Стоял запах канифоли и морилки. Мы спросили у одного кружковца, работавшего над небольшой платой: "Что ты делаешь?" Он коротко ответил: "Усилитель". В центре платы вроде был приделан один транзистор в корпусе МП. Через неделю я пришел в кружок - меня папа сопровождал. Потом он ушел, а Владимир Николаевич мне нарисовал в тетради схему радиоприёмника на 2 транзисторах с предложением для изготовления. По схеме 2-V-0 (рис.6), похожая схема есть в книге "В помощь радиокружку" 1982 г. Б.С.Иванова, только в книге вместо резисторов по 1,3 кОм в цепях коллекторов - дроссели и питание 1,5 В, а у нас в кружке -4,5В, а все остальное один в один (рис.7). Я занялся подбором деталей. В радиокружке стояли коробки с "рассыпучкой" из конденсаторов типа БМТ и КСО и некоторых других громоздких деталей, а мелочь типа транзисторов и резисторов надо было спрашивать у руководителя. У него были специальные кассы, склеенные из спичечных коробков, в которых была рассортирована и подписана подобная мелочевка. Он мне выдал детали, помог спроектировать плату - она вначале рисовалась в тетради под схемой. Небольшую плату спроектировали, выпилили из фольгированного текстолита ножовкой и насверлили в нужных местах на станке отверстия. Потом покрыли места будущих дорожек нитролаком и после просушки погрузили в металлическую кювету с хлорным железом. Возможно, на это ушло и не одно занятие, а 2. Кювета с травящимися платами обычно подогревалась на электроплитке и стояла под вытяжкой. В промежутках, пока плата травится, можно было почитать и посмотреть имеющуюся в кружке литературу по радиоконструированию. Там помню, были книги Я. Войцеховский "Радиоэлектронные игрушки" 1976г. и А.И.Вдовикин "Занимательные электронные устройства" 1981г., а также В.Г.Борисов, Ю.М.Отряшенков "Юный радиолюбитель" 1966г. и "Лучшие конструкции 27 выставки творчества радиолюбителей ", но последняя - для тех, кто поопытней. Схему я спаял, и она, кажется, даже заработала. Приемник был предназначен для работы на высокоомные головные телефоны. А вот какая магнитная антенна и КПЕ применялся - не помню. Возможно, дело ограничилось макетными испытаниями. Потому что помню точно, что приёмник так и не был доведен до законченного вида помещением в корпус. Для такой небольшой схемы, казалось бы, подходящим корпусом может являться мыльница. Была у меня тогда подходящая мыльница красного цвета. И тут хочу обратить внимание на первую ошибку в конструировании, про которую я тогда по отсутствию опыта не знал - мало собрать электронную часть устройства на плате, надо подумать о конструкции в целом. Лучше подумать до изготовления платы. А если есть готовый корпус - заранее подумать, войдут ли в него детали и, если возможно, подогнать будущее устройство под корпус. Но так предусмотреть не всегда получается, иногда приходится думать после - иногда нужных деталей пока нет, иногда планы в ходе конструирования меняются или что-то ещё. Так вот, первое - на плате должны быть крепёжные отверстия для винтов (самые ходовые - М3, лучше сделать  отверстия с резьбой), не меньше двух. Во-вторых, надо подумать, как и чем плата будет крепиться к корпусу. В-третьих - кроме платы, в состав данного приёмника входят магнитная антенна, конденсатор переменной ёмкости, батарея питания, выключатель питания и гнездо для наушников. Всё это надо разместить в корпусе и надежно там закрепить, так, чтобы не вызвать короткого замыкания, и чтобы составляющие части не мешали друг другу.
И вот, представьте себе, вставляю я в мыльницу 4,5-вольтовую батарейку КБС-Л-0,5, потом плату с напаянной схемой, там это всё болтается самым неприличным образом. А как магнитную антенну закрепить? И потом, гнездо для наушников. Позже я узнал, что одно- и двухполюсные вилки, подходящие к моим наушникам, использовались, например, в старых ламповых приёмниках для подключения антенны, заземления и внешнего звукоснимателя. В магазине "Радиотехника" таких гнезд и в помине не продавалось. Зато ответной части - разноцветных однополюсных штекеров было завались. Конечно, будь я постарше и поопытнее, для решения данной задачи я бы проявил смекалку и сделал бы гнёзда, например, из жести от консервной банки или нашел какой-то другой способ. Но тогда моей смекалки хватило только на то, чтобы пойти в магазин "Хозтовары2 и купить там розовую розетку для открытой электропроводки на 6А, 250 В с керамическим основанием, в которую можно было вставить штепсель моих наушников. Я тогда подумал, что приёмник перестанет считаться миниатюрным и карманным, если розетку открытой проводки просто привинтить сверху мыльницы, и поэтому пропилил в верхней половинке мыльницы квадратное отверстие, в которое просто вставлялась розетка с небольшим утопанием. Получилось довольно симпотишно, розовый и красный цвета неплохо сочетались (по цвету на кабину некоторых МАЗ-500 бортовых похоже), теперь в корпус можно было впихнуть или батарейку, или плату - на выбор…

 Так может, теперь рассмотрим, как же можно было решить проблему компоновки (рис.8,9)? Если есть уже готовый корпус и желание впихнуть в него какую-то схему, следует заранее подумать, войдут ли в него детали устройства. Если устройство предполагается миниатюрным, следует подобрать миниатюрные детали, конечно, не в ущерб качеству. Например, для миниатюрных устройств более желательным может оказаться использование транзисторов в миниатюрных корпусах - в данной схеме вместо П403 в принципе можно использовать КТ361 - возможно, лишь придется подобрать исходные токи в цепях коллектора подбором базовых резисторов, а также КТ3107. А если изменить полярность схемы - то и КТ315, КТЗ102, КТ312, КТ306  и другие маломощные ВЧ и СВЧ транзисторы.


Рецензии
Здравствуйте.
Итак, Вы пишете, что схема по рис. 2 у Вас благополучно заработала ...
Помню, и я в 13 лет собрал что-то подобное: с наушниками и без батарейки.
Тоже работало, причем звук в наушниках был очень "чистый", без треска и
хрипа. К сожалению, не помню деталей подключения антенны, а стало
интересно, т. к. вчера вечером наткнулся на сайт (к сожалению, поленился сделать ссылку), где категорически утверждается, что схема "неработоспособна" из-за, якобы, неправильного подключения антенны - надо, якобы, подключать детектор через 2-ю, "развязывающую" катушку, индуктивно связанную с 1-й, соединённой одним концом с антенной, а другим - с заземлением. Вполне верю Вашему опыту, но не могу обратить внимание на этот разнобой.
С благодарностью за информацию к размышлению -

Сазонов Сергей   15.10.2021 10:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей за внимание к статье.
Схема действительно принимала местную мощную радиостанцию. Наушники были высокоомные - 3200 Ом в сумме. В публикациях, прочитанных мной позже, рекомендовалось параллельно наушникам подключать керамический конденсатор на 2000-6800 пФ для лучшего сглаживания НЧ составляющей после диода. Горизонтальная антенна была длиной около 6 метров, было и заземление о батарею центрального отопления. Возможно, схема работала бы и с низкоомными наушниками - благодаря мощному сигналу. Подключение через развязывающую катушку - это, фактически понижающий трансформатор, который в теории может дать лучшее согласование сопротивления. Так делается практически всегда в приемниках прямого усиления, где первый транзисторный каскад включен по схеме с общим эмиттером -у такого каскада низкое входное сопротивление, десятки Ом. Если первый каскад делать по схеме с общим коллектором или на полевом транзисторе, то в принципе без развязывающей понижающей обмотки можно обойтись, включив вход каскада непосредственно к контуру - он его не зашунтирует ввиду большого входного сопротивления каскада- килоомы и более.

Алексей Браницкий   18.10.2021 00:32   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Пытаюсь понять. (Но - радио-практики мало.)
Также пытаюсь понять ход мыслей автора упомянутого мною сайта.
М.б., он имел в виду вот что. - Что такое "земля" с точки зрения электротехники? Это
огромный, имеющий отличную от нуля величину электропроводности, резервуар электрических зарядов. Берём колебательный контур, заряжаем конденсатор, но, прежде, чем замкнуть его на катушку, ... кладём его прямо металлической нижней обкладкой (пластиной) на "землю". С зарядом на пластинах ничего не произойдёт - просто по закону Кулона. Но, при замыкании переключателя, многократных периодических колебаний заряда на пластинах не будет: электроны с верхней пластины (не уменьшая общности, считаем её отрицательно заряженной) рассосутся по всей "земле" ...

Сазонов Сергей   18.10.2021 15:49   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей. По поводу вашего вопроса о катушке детекторного приемника я решил обратиться к первоисточнику - книге "Электро- и радиотехника для всех" (У.Ф.Стейнберг, У.Б.Форд, Москва, "Советское радио",1972). В книге на с.311-313 рассматривается конструкция детекторного приемника, который я повторял. И да, там катушка имеет 2 секции. Антенна и заземление подключены к первичной катушке (30 витков провода 0,32 мм). А конденсатор переменной емкости с диодом и наушниками подключены ко 2-й секции катушки (100 витков провода 0,32 мм). Т.е., катушка представляет собой повышающий трансформатор с коэффициентом около 3,3. Вероятно, по этой схеме я и собирал приемник, а срисовал ее из книги неправильно. Но эта неправильно срисованная схема (рис.2 в моей иллюстрации), в принципе, тоже работоспособна и является вариантом схемы рис.1 в моей иллюстрации, а также о подобном варианте схемы рассказывалось в книге В.Г.Борисова "Юный радиолюбитель" -,например, издание 1992 г., (Массовая радиобиблиотека, выпуск 1160), рис.37 на стр.40 и вариации на рис.34 на стр.38. Спасибо за заданный вопрос, который помог выявить некоторую неточность в моем изложении.

Алексей Браницкий   22.10.2021 01:27   Заявить о нарушении
Это Вам спасибо!
Как нибудь вернусь к этой теме, а пока некогда - завтра много уроков ...

Сазонов Сергей   22.10.2021 20:33   Заявить о нарушении