Любимые словечки. Идиолект

     - Часто нас учат, Ваня, что качественный текст должен иметь в себе удовлетворительно проработанных героя и персонажей . Запомни, Ваня, если кто-то назвал одного из твоих персонажей завершённым или хорошо проработанным, то этот персонаж, Ваня, - твой герой! Понятие завершённости героя, Ваня, относительное. Тексты бывают с продолжением, поэтому не всё в герое нужно завершать сразу, в одном тексте. И это ты, Ваня, тоже запомни!
     - Запомню, Сергей Кузьмич! Я понимаю, что когда герой абсолютно завершён, ничего уже не вставить в его образ, и продолжения не будет! Но своим ограниченным мозгом, Сергей Кузьмич, мне иногда трудно понять, что абсолютно, а что относительно.

     - Ты, Ваня, расширяй, расширяй своё сознание, точнее,- твои мозги, но в рамках законности и пределах здорового образа жизни!

     - Это как?

     - А так, Ваня! Будь своим героем. Работай над собой. Герой - это персонаж, которого автор прорабатывает больше, чем остальных персонажей! Работая над собой, учись тщательно прорабатывать своего героя.

     - Что, - подробно описывать, как герой выглядит, что на себе носит, где живёт, о чём и как думает, как ходит, ест, пьёт, глотает и жуёт? Это же скучно, Сергей Кузьмич.

    - Эх, Ваня, какой ты всё-таки начинающий автор! Не знаешь, что такое идиолект?

     - Это я знаю! У меня была знакомая девушка-филолог. Перед тем, как выйти замуж за другого, она рассказала мне, что идиолект - это особенности речи конкретного носителя языка, включая любимые, часто употребляемые им, словечки.

     В разговоре наступил показательный момент. Беседа двух литераторов достигла точки, от которой может начаться движение к открытиям, если не к абсолютным, то хотя бы относительным. Относительно Вани открытием было бы для него то, что проработанность персонажа востребована не только актёром и режиссёром-постановщиком в театре и кино, но читателем литературного произведения.

     - Запомни, Ваня, - внушительно произнёс Сергей Кузьмич, - конструируя речь или идиолект героя, персонажа ты создаёшь своего героя или свой персонаж. И герой, персонаж будет тем живее, чем выразительнее его идиолект.

     - Речь человека, Сергей Кузьмич, - это отражение его мозга. Получается, что идиолект героя, создаваемый автором, - это отражение последним того, какое у героя мышление, - не очень стройно, с петлями, и сложно высказался Иван.

     - Всё правильно! Только автор, - не последний. Он, - первый, - поправил Ваню Сергей Кузьмич.

     - Идиолект персонажа, создаваемый автором, - это отражение знания автора о мышлении персонажа, - заново и уже более торжественно сформулировал и озвучил Иван.

     - Уже лучше! Так, - можно! И всегда помни, Ваня, что знания о мышлении персонажей, разделяют авторов на тех, которые знают о мышлении своих персонажей всё, и на тех сочинителей, знания которых о мышлении персонажей ограниченные, Первых авторов условно можно назвать философами, а сочинители они и есть сочинители! Сочинителей ещё называют беллетристами, детективщиками, любовщиками и женскороманщицами, приключенцами, триллерщиками, хоррорщиками. И так далее! Каких только названий не придумало человечество, чтобы читать взахлёб тексты сочинителей, и откладывать в сторону тексты авторов-философов, - так возмутился Сергей Кузьмич, что лицо у него покраснело и слюна летела брызгами, хорошо ещё не в Ваню, - авторам-философам меньше всего названий-синонимов придумано. Только ещё мудрецы и мыслители.

     - Сергей Кузьмич! Может быть, не стоит так обижаться на читающее человечество?! Пусть читает для удовольствия,  разгоняет тоску и скуку! А если будет в текстах одна только философия, человечество перестанет хотеть читать! Многим людям скучно читать тексты авторов-философов, - успокаивал Ваня своего наставника Сергея Кузьмича.

     - Что же делать, Ваня? - с грустью воскликнул Сергей Кузьмич, - неужели нет выхода, Ваня? Или знать и описывать, как персонажи думают, или развлекать читателя. И третьего не дано?!

    - А что, Сергей Кузьмич, может быть, дано третье? И существует третий тип авторов, не мыслители, не развлекатели, а что-то третье!

     - Есть, Ваня! - радостно, со сверкающими энергией глазами, воскликнул Сергей Кузьмич, - надо нам посмотреть в сторону авторов-юмористов!

     - В сторону писателей-сатириков, вы, Сергей Кузьмич, хотите сказать, - стал уточнять Ваня.

     - Сатира, Ваня, и даже сарказм - это не совсем юмор. Ими владеют авторы-философы, не имея при этом юмора в своих текстах. А нам, чтобы создать привлекательные идиолекты наших персонажей, нужен именно юмор, а не одни только сарказм с сатирой! Мы, Ваня, должны с юмором представлять читателям наше знание о мышлении, наших же, персонажей, - продолжил убеждать, в чём-то, своего молодого друга Сергей Кузьмич.

     - У меня, Сергей Кузьмич, плохо с чувством юмора. Даже и представить себе не могу, как я буду с юмором создавать идиолект какого-то персонажа или даже героя?! - поделился своими сомнениями молодой автор Ваня, достал из кармана брюк расчёску, и нервно стал причёсываться.

     - Не будем сейчас ничего говорить о чувстве юмора. Юмора в нас может быть мало, гораздо меньше, чем в окружении нашем. Мы, Ваня, не столько рождаем смешное в себе, сколько его замечаем, нас вокруг. Вспомни, Ваня, идиолект - это особенности речи носителя конкретного языка! - то ли просто сбивчиво, то ли уже придумывая идиолект, протараторил Сергей кузьми, глядя на расчёску Вани. - Первая и главная особенность идиолекта, Ваня, это наиболее часто употребляемые человеком словечки. Представь себе, Ваня, персонаж, который имеет в своём лексиконе слова расчёска и математика. Представил?

     - Допустим, - представил, - ответил Ваня.

     - А теперь предъяви мне, Ваня, образец или пример идиолекта твоего персонажа, который знает слова математика и расчёска.

     - Попробую, - задумался Ваня. - Ага, вот такой текст в голову лезет. Подождите, но мы же с вами хотели говорить, сегодня, о композиции, сюжете, фабулах, интриге, завязке, развязке, финале, а у нас какой-то идиолект нарисовался, - попытался уклониться от предъявления идиолекта, им созданного, Ваня.

     - Иван, всё что ты назвал, нужно тем, кто вынужден компенсировать свои недостатки в создании идиолектов героя и персонажей. Давай, Ваня, колись,  то есть делись идиолектом, который ты своему персонажу надыбал, - вроде бы на родном языке попросил Ваню Сергей Кузьмич.

     - Расчёска волосы строит, как командир. Как математика ум в порядок приводит, так расчёска, - волосы. Расчёска волосам не менее полезна, чем уму математика. Люди потому и разные, что одним, - расчёска, другим, - математика. Кто расчёску забывает, имеет мозги в работе. Есть мыслишка: у кого мозги нещадно работают, себя математикой напрягая, у того и волосы быстрее коробки для мозга покидают, - выдал, сочинённый собой идиолект, Ваня.

      - Не комом, не комом первый раз. А ты, Ваня, ещё поработай над особенностями речи этого персонажа, - оценил предъявленный идиолект Сергей Кузьмич, надел на лысую голову панаму. - Мне пора. До встречи через неделю.

     Когда Сергей кузьмич вышел на жаркую улицу, он ощутил, в своей голове, что какой-то персонаж, своим идиолектом, выдаёт следующее:
     День был такой, когда солнце обещало жарой такую духоту нагнать, что ни дыхнуть, ни с другим дыхом не поделиться. Когда духота, то воздух употребляют мелкими глотками, и хотя язык высовывай, как собака. Забиться в тень можно, а где её найдёшь? Дельцы пользуются жарой, - тенью торгуют!         


Рецензии
Интересно об идиолекте, интересно.
Иной раз бывает, так заидиолектишь, ажник знобливо делается.

Александр Гринёв   15.07.2021 14:40     Заявить о нарушении
А вот многие стесняются экспериментировать с идиолектами своих героев и персонажей. Боятся испортить русский язык. Этим его не испортишь!

Светлан Туголобов   16.07.2021 12:02   Заявить о нарушении
Сам ею грешу. А многие её не приемлют вовсе.

Александр Гринёв   16.07.2021 12:42   Заявить о нарушении