Домашнее радиоконструирование Часть 4

А к "супергетероидному" приемнику я для начала решил сделать из фанеры корпус как основу конструкции (рис.29). И подкрасил фанеру белой гуашью - сделал тонировку. И покрыл дощечки лаком НЦ-228. И помещался туда сдвоенный КПЕ с воздушным диэлектриком. А ручка у него была от ПТК телевизора «Горизонт-2»  1968 г. образца, черная с цифрами, я ее нашел в кладовке у соседей по лестничной клетке этажом ниже. Кроме эллиптического динамика от кухонного репродуктора и ручки настройки на лицевой панели также были регулятор громкости СП3-4 10кОм и выключатель - кнопка с фиксацией от настольной лампы. А ручку к корпусу я приспособил алюминиевую,  от старого чайника, который нашел на хоздворе на геобазе в Воложине летом 1983. Магнитную антенну думал использовать покупную, от «Океана-209», но в ней так и не разобрался. Плату я вытравил. Т.к. в публикации не было описания УЗЧ, я решил изобрести свой, четырехкаскадный, чтобы было громче, что и было отражено в рисунке печатной платы. Почти все детали были, но замысел, несмотря на это, я так и не довел до конца, не припаял на плату ни одной детали. Видно, я подсознательно ощущал, что травление плат, бытовавшее как кружковская идеология, шло вразрез с моим экспериментаторским подходом. Где-то в конце мая на СЮТ прошло заключительное собрание с выставкой, в конце говорил ветеран про писателя Б.Полевого, которого он лично видел. А может, это был руководитель СЮТ С.С.Олешкевич, который написал небольшую книжку про техническое конструирование - обо всём понемногу - там и авиа-, судо-, автомоделизм и радиоконструирование - синенькая,  у меня такая была. Кажется, он подходил ко мне как-то в кружке и мы с ним обсуждали тему "Оригинального светильника". На выставке были разные виброходы-щеткоходы а также полевой прибор селекционера, который собрал Саша из нашего кружка - к зиме с выставки в СЮТ он перекочевал на выставку в фойе кинотеатра «Пионер», совмещенное с фойе Кукольного театра. В начале июня еще можно было приходить в радиокружок, хоть учебный год и кончился. Там мне как уже "умеющему" паять поручили раскурочивать платы конструкций, которые прежде стояли на выставке. Ну, руководители  думали, юные техники конструкции сделали, они заработали,  на выставке уже постояли, а теперь не пропадать же деталям - всякие реле, конденсаторы и резисторы можно пустить по новому кругу, а то чего они будут зря бездействовать? И выпаивал я из текстолитовых плат цилиндрические алюминиевые РЭС-9, выкурочивал, кромсая дорожки и сохраняя выводы,  и складывал детали в коробочки. В ту пору часто по радио и ТВ стали передавать песню «Крыша дома твоего», ее мне спел один кружковец старше меня, и я мечтал: "Вот сделаю супергетеродинный радиоприемник и словлю на него радиопередачу с песней "Крыша дома твоего". А папа нашел где-то возле детского сада металлическое шасси от лампового радиоприемника, правда, там только одна лампа осталась, в металлическом баллоне, пентагрид 6Л7 с электродом на башке, а также 2 массивных трансформатора, контуры ПЧ, ламповые панельки, гнезда,  резисторы и конденсаторы в подвале шасси. Там были в т.ч. бумажные, довольно страшного вида, залитые черным битумом на торцах, и написано "Тип-КБ", 1949 года выпуска. Контурные катушки были намотаны литцендратом в синей и желтой шелковой оплетке способом "универсаль". Также мне папа с работы притащил приличного вида шасси с 4 лампами, массивным трансформатором ватт на 80 и еще какой-то непонятной железной  хренотенью, размером чуть больше лампы - металлический цилиндр  с октальным цоколем. Сбоку на шасси имелась табличка "Электронный усилитель". На табличке на плане шасси эта непонятная штуковина значилась как "Вибратор". А лампы были 2 х 6Н7С и 2 х 6Н9С 1957 года выпуска. Возможно, электронный усилитель питался от аккумулятора, а вибратор (зуммер) служил преобразователем постоянного тока в переменный. Я это шасси,  в конце концов, разобрал на детали, потому что не знал, как включить и конкретно для чего оно. Папин директор В.В.Свиридов подарил мне вожделенную книгу "Юный радиолюбитель" В.Г.Борисова 1972 года издания с дарственной надписью: "Если эта книга представляет интерес для А,Г,Браницкого, то я хочу ее ему подарить"  И это стало для меня чем-то вроде хрестоматии на долгое время. А также папа из Москвы привез для меня новую небольшую книгу В.Г,Борисова "Радиотехнический кружок и его работа", оранжевую. И там тоже было полно радиоприемников, аж глаза разбегались. И я купил еще пару мыльниц, проделал в одной дырочки для динамика и прикрутил КПЕ - КПК-3 на 8-60 пФ. Но дальше не пошло, потому что хотелось на микросхемах, а таких как в книжке, у меня не было, а выпрашивать было неловко - я и так уже достаточно навыпрашивал, а с освоением было туго - хотелось и того, и этого, и ещё третьего и четвертого. А в июле, отдыхая на геобазе в Воложине, когда мы с папой ходили утром на рыбалку на колхозный пруд, я брал с собой пару коллекционных машинок - синий Москвич-408 и Мазератти-Мистраль и книгу "Лучшие конструкции 28-й всесоюзной выставки творчества радиолюбителей", привезенную мне папой из Москвы, изучал по ней всякие усилители "Эдельвейс" и мечтал повторить конструкцию всеволнового радиоприёмника "Рига-001" со сдвоенным конденсатором на 12-495 пФ - у меня в арсенале таких уже 2 штуки было и еще 2 трехсекционных.
В журнале «Радио» в начале 1980-х, по моему, ламповые конструкции как-то не приветствовались, транзисторные усилители считались мощнее, с меньшими искажениями, экономичнее и надежнее. В кружке тоже на лампах как-то никто ничего не делал – микросхемы прогрессивнее считались. А вот в книге "В помощь радиокружку" и тем  более "Юный радиолюбитель" 1972 г. довольно много конструкций было на лампах. У меня у самого было несколько ламп, и кроме перечисленных, несколько 6Э5П, 6Е1П. И наш проигрыватель "Молодежный" был на двух лампах, только диск перестал вертеться - ролик износился. И книга "Радиоприемники и их ремонт" 1975 тоже наполовину была про лампы. И в нашем телевизоре "Горизонт-204" было 17 ламп плюс кинескоп. Бабушка в сумерках смотрела телевизор, посвистывал трансформатор развертки, а я разворачивал его схему, смотрел, там были также нарисованы платы и где какая лампа. И папа рассказывал, как он в детстве помогал другу - радиолюбителю и что у него в приемнике работали лампы 6С5С, 6Ж8 и 5Ц4С. И в книжках были нарисованы всякие ламповые приемники и усилители. И папа с работы принес мне горсть, как он сказал, "динозавров" - несколько ламп 6Ж8, 6Н8С, 6Е5С, 5Ц4С в разного вида баллонах - кобра и обычного типа и, кажется, 6П3С. Планов по постройке ламповых приемников было много, но все в основном упиралось в конструирование блока питания, шасси, а также корпуса и подборе выходного трансформатора.  Скажу честно, с детства до сего момента не собрал ни одного радиоприемника или усилителя на лампах, только несколько мигалок на 6Е1П. Поэтому советов по схемотехнике давать не буду, а вот по конструированию несколько вариантов рассмотрю - как можно на практике осуществить то, о чем пишут в книгах, но с учетом имеющихся деталей и возможностей. Прежде всего, блок питания и само устройство можно изготовить на отдельных шасси. Для питания большинства конструкций можно использовать анодное напряжение 250В, на него рассчитана большая часть ламп 6-вольтовой серии. Выпрямитель может быть как на кенотроне, так и на диодном мосте, анодных 300 мА для начала за глаза хватит. На диодах, конечно, проще, но на кенотронах почему-то гитаристы и аудиофилы любят, мол, звук мягче и фон переменного тока меньше. Промышленность выпускает трансформаторы ТА, ТН, ТАН - анодные, накальные, анодно-накальные, из них можно скомбинировать блок питания, пользуясь опубликованными методиками или подобрать другой или намотать самодельный - главное, чтобы обмотки выдерживали нагрузку. Предохранители в сетевой цепи - обязательно, в анодной и накальной тоже можно. Но все же, т.к. действующие напряжения высоки, что может привести к поражению током, опыты с такой техникой следует проводить под присмотром совершеннолетних разбирающихся товарищей, хотя бы, чтобы была возможность в случае чего оказать помощь. В некоторых публикациях есть даже конструкции ламповых гитарных усилителей без гальванической развязки от электросети («Моделист-Конструктор», 1968 г.,  №6, с.14-16)-  если решите повторить, обязательно поставьте трансформатор развязки от электросети, потому что струны электрогитар практически всегда соединены с общим проводом – так делается для снижения наводок. Изоляция поможет избежать несчастья. В студиях общий провод таких усилителей всегда заземляют, и никогда вы не встретите промышленно изготовленный усилитель без трансформатора питания, у которого вход имеет гальванический контакт с сетью (батарейные и питающиеся от внешнего блока не в счет). Проверяйте периодически изоляцию межу сетевыми проводами и общим проводом омметром. Конечно, не во всех электроприборах используется гальваническая развязка от электросети, но безопасность - прежде всего! Например, автоматы световых эффектов с сетевыми лампами нельзя полностью развязать от сети. Но ручки переключателей и регуляторов должны быть надежно изолированы. Рекомендуется, чтобы в таких устройствах ручки были из изоляционного материала.  См. публикацию "Осторожно! Электрический ток" в «Радио» №8 за 1983 г, с.55.
А теперь про конструирование. В книгах у радиоприемников бывает  красивый вид, как у фабричных, металлические шасси и верньеры, корпуса из  толстых крепких досок. Во многих конструкциях шасси предлагается вырезать из алюминия, но оно может быть и из фанеры, листовой пластмассы  и даже из прессшпана - в нем легче вырезать круглые отверстия под ламповые панели. В фанере отверстия по ламповые панели для простоты можно сделать квадратными. Электролитические конденсаторы следует располагать подальше от ламп, особенно выходных, рассеивающих много тепла. Поля силового и звукового трансформаторов желательно размещать перпендикулярно, а без верньеров на КПЕ на первых порах можно обойтись, если ручку поставить достаточно большую - ее следует делать из изоляционного материала.. В публикациях часто приводят внешний вид приемника или усилителя (рис.30,31,32) - выглядит красиво, функционально, но не стоит забывать, что по производственной мощности мастерскую радиолюбителя нельзя сравнивать с заводами компаний Telefunken или Blaupunkt, в свое время являвшихся законодателями эстетики и эргономики ламповых приемников, поэтому следует подумать, как с учетом имеющихся деталей соорудить действующую конструкцию. Например, переключатель двух диапазонов с взаимовыключением можно заменить обычным тумблером или кнопочным с фиксацией. Часто конструкторы пытались объединить выключатель питания с регулятором тембра или громкости. Нередко после многократных включений-выключений потенциометр начинает неприятно шелестеть и потрескивать, особенно в последнем случае, поэтому, если вывести выключение на отдельный двухполюсный выключатель, детали прослужат дольше. Для меньшего износа ламп можно анодное напряжение подавать через несколько минут после накального, предусмотрев отдельный выключатель в цепи анодной обмотки трансформатора питания. В принципе, компоновку приемника можно сделать иной, потому что верньер для КПЕ и линейную шкалу иногда бывает изготовить в домашних условиях сложно, если не сказать - невозможно, а остальное - пожалуйста. Да и корпус можно выпилить из прессшпана на пластмассовых уголках, и динамик на первых порах поставить без драпировки, а сетку для него применить антимоскитную, крашеную какой-нибудь походящей краской , или даже из проволочных прутиков. Конечно, надо подумать о прочности конструкции, потому что трансформаторы тяжелые, чтобы они не вывалились при переноске. Можно для переноски предусмотреть ручку, но помните - чем больше корпус и динамик, тем лучше звук!  Вообще, для экспериментирования с лампами можно предусмотреть открытое макетное шасси под несколько панелек (Рис.33,34,35,36).


Рецензии