Домашнее радиоконструирование Часть 4
В журнале «Радио» в начале 1980-х, по моему, ламповые конструкции как-то не приветствовались, транзисторные усилители считались мощнее, с меньшими искажениями, экономичнее и надежнее. В кружке тоже на лампах как-то никто ничего не делал – микросхемы прогрессивнее считались. А вот в книге "В помощь радиокружку" и тем более "Юный радиолюбитель" 1972 г. довольно много конструкций было на лампах. У меня у самого было несколько ламп, и кроме перечисленных, несколько 6Э5П, 6Е1П. И наш проигрыватель "Молодежный" был на двух лампах, только диск перестал вертеться - ролик износился. И книга "Радиоприемники и их ремонт" 1975 тоже наполовину была про лампы. И в нашем телевизоре "Горизонт-204" было 17 ламп плюс кинескоп. Бабушка в сумерках смотрела телевизор, посвистывал трансформатор развертки, а я разворачивал его схему, смотрел, там были также нарисованы платы и где какая лампа. И папа рассказывал, как он в детстве помогал другу - радиолюбителю и что у него в приемнике работали лампы 6С5С, 6Ж8 и 5Ц4С. И в книжках были нарисованы всякие ламповые приемники и усилители. И папа с работы принес мне горсть, как он сказал, "динозавров" - несколько ламп 6Ж8, 6Н8С, 6Е5С, 5Ц4С в разного вида баллонах - кобра и обычного типа и, кажется, 6П3С. Планов по постройке ламповых приемников было много, но все в основном упиралось в конструирование блока питания, шасси, а также корпуса и подборе выходного трансформатора. Скажу честно, с детства до сего момента не собрал ни одного радиоприемника или усилителя на лампах, только несколько мигалок на 6Е1П. Поэтому советов по схемотехнике давать не буду, а вот по конструированию несколько вариантов рассмотрю - как можно на практике осуществить то, о чем пишут в книгах, но с учетом имеющихся деталей и возможностей. Прежде всего, блок питания и само устройство можно изготовить на отдельных шасси. Для питания большинства конструкций можно использовать анодное напряжение 250В, на него рассчитана большая часть ламп 6-вольтовой серии. Выпрямитель может быть как на кенотроне, так и на диодном мосте, анодных 300 мА для начала за глаза хватит. На диодах, конечно, проще, но на кенотронах почему-то гитаристы и аудиофилы любят, мол, звук мягче и фон переменного тока меньше. Промышленность выпускает трансформаторы ТА, ТН, ТАН - анодные, накальные, анодно-накальные, из них можно скомбинировать блок питания, пользуясь опубликованными методиками или подобрать другой или намотать самодельный - главное, чтобы обмотки выдерживали нагрузку. Предохранители в сетевой цепи - обязательно, в анодной и накальной тоже можно. Но все же, т.к. действующие напряжения высоки, что может привести к поражению током, опыты с такой техникой следует проводить под присмотром совершеннолетних разбирающихся товарищей, хотя бы, чтобы была возможность в случае чего оказать помощь. В некоторых публикациях есть даже конструкции ламповых гитарных усилителей без гальванической развязки от электросети («Моделист-Конструктор», 1968 г., №6, с.14-16)- если решите повторить, обязательно поставьте трансформатор развязки от электросети, потому что струны электрогитар практически всегда соединены с общим проводом – так делается для снижения наводок. Изоляция поможет избежать несчастья. В студиях общий провод таких усилителей всегда заземляют, и никогда вы не встретите промышленно изготовленный усилитель без трансформатора питания, у которого вход имеет гальванический контакт с сетью (батарейные и питающиеся от внешнего блока не в счет). Проверяйте периодически изоляцию межу сетевыми проводами и общим проводом омметром. Конечно, не во всех электроприборах используется гальваническая развязка от электросети, но безопасность - прежде всего! Например, автоматы световых эффектов с сетевыми лампами нельзя полностью развязать от сети. Но ручки переключателей и регуляторов должны быть надежно изолированы. Рекомендуется, чтобы в таких устройствах ручки были из изоляционного материала. См. публикацию "Осторожно! Электрический ток" в «Радио» №8 за 1983 г, с.55.
А теперь про конструирование. В книгах у радиоприемников бывает красивый вид, как у фабричных, металлические шасси и верньеры, корпуса из толстых крепких досок. Во многих конструкциях шасси предлагается вырезать из алюминия, но оно может быть и из фанеры, листовой пластмассы и даже из прессшпана - в нем легче вырезать круглые отверстия под ламповые панели. В фанере отверстия по ламповые панели для простоты можно сделать квадратными. Электролитические конденсаторы следует располагать подальше от ламп, особенно выходных, рассеивающих много тепла. Поля силового и звукового трансформаторов желательно размещать перпендикулярно, а без верньеров на КПЕ на первых порах можно обойтись, если ручку поставить достаточно большую - ее следует делать из изоляционного материала.. В публикациях часто приводят внешний вид приемника или усилителя (рис.30,31,32) - выглядит красиво, функционально, но не стоит забывать, что по производственной мощности мастерскую радиолюбителя нельзя сравнивать с заводами компаний Telefunken или Blaupunkt, в свое время являвшихся законодателями эстетики и эргономики ламповых приемников, поэтому следует подумать, как с учетом имеющихся деталей соорудить действующую конструкцию. Например, переключатель двух диапазонов с взаимовыключением можно заменить обычным тумблером или кнопочным с фиксацией. Часто конструкторы пытались объединить выключатель питания с регулятором тембра или громкости. Нередко после многократных включений-выключений потенциометр начинает неприятно шелестеть и потрескивать, особенно в последнем случае, поэтому, если вывести выключение на отдельный двухполюсный выключатель, детали прослужат дольше. Для меньшего износа ламп можно анодное напряжение подавать через несколько минут после накального, предусмотрев отдельный выключатель в цепи анодной обмотки трансформатора питания. В принципе, компоновку приемника можно сделать иной, потому что верньер для КПЕ и линейную шкалу иногда бывает изготовить в домашних условиях сложно, если не сказать - невозможно, а остальное - пожалуйста. Да и корпус можно выпилить из прессшпана на пластмассовых уголках, и динамик на первых порах поставить без драпировки, а сетку для него применить антимоскитную, крашеную какой-нибудь походящей краской , или даже из проволочных прутиков. Конечно, надо подумать о прочности конструкции, потому что трансформаторы тяжелые, чтобы они не вывалились при переноске. Можно для переноски предусмотреть ручку, но помните - чем больше корпус и динамик, тем лучше звук! Вообще, для экспериментирования с лампами можно предусмотреть открытое макетное шасси под несколько панелек (Рис.33,34,35,36).
Свидетельство о публикации №221071401298