Домашнее радиоконструирование Часть 6

И была популярна тогда схема цветомузыки на трёх тиристорах (рис. 42, 43). В общем, планировал и я в эту коробочку поместить такую схему. Но, во-первых, не было трансформатора, а какой приспособить - я не знал, а ТВЗ-1-9 стоил, наверное, не меньше 1р.50 коп., а еще тиристоры надо было достать и экран с окрашенными лампами соорудить. И второй вопрос - куда подключать? В нашем кассетном магнитофоне JVC RC-717 были встроенные динамики, были выходы на колонки на 3,5 мм мини-джеки, которые в советской торговле отсутствовали как класс. Правда, в «Радиотехнике» продавались штекеры для наушников слухового аппарата - оказалось, что их можно засовывать в импортные разъёмы RCA "Тюльпан" - на нашей магнитоле такими были линейные входы и выходы. А если на носовую часть такого штекера аккуратно напаять немного припоя, то штекер можно засунуть и в гнездо под мини-джек, и даже можно пошурудить так, чтобы оба контакта  разъёма контачили. Но если настоящий мини-джек засунуть в выход магнитофона, в его гнезде срабатывал размыкающий контакт и отключался громкоговоритель - так сделано, чтобы внутренние динамики не мешали внешним подключаемым колонкам и чтобы не перегружался выход усилителя.  Но можно было изловчиться вставить штекер в гнездо наполовину так, чтобы контакт не сработал и в динамике ещё был звук, и на выходе штекера - сигнал для цветомузыки. Но большинство этих опытов мы с друзьями проделали только в 7 классе, когда стали увлекаться звукозаписью. А пока воспользоваться сигналом с магнитофона я не знал как. Был еще электропроигрыватель "Молодежный", но в нем перестал вертеться диск, потому что был изношен ролик, а мастерская была в Серебрянке, а добираться туда надо было, может, час в один конец, а проигрыватель весил 6,5 кг, и ремонт завис. А к телевизору ЦМУ подключать как-то не думалось. Поэтому это осталось пока мечтой. В радиокружки ходили некоторые одноклассники, и было довольно много интересующихся. Один товарищ мне подогнал наушник от телефона, кажется, "Октава", с сопротивлением 65 Ом. Из него я соорудил детекторный приемник по простейшей схеме, без КПЕ (рис.44) и он принимал минскую радиоточку. Потом наушник и диод я отдал другому однокласснику, чтобы он себе сделал такой приемник. Также я увлекался тогда прослушиванием  звукового сопровождения телевизионных каналов по FM.  FM вещания на частотах 88-108 МГц, совместимого с капиталистическими радиоприемниками, в СССР тогда не велось. Зато на импортный приемник с таким диапазоном можно было ловить звуковое сопровождение телепередач. Причем я заметил, что если в квартире работает телевизор, даже в соседней комнате и на другой программе, звуковое сопровождение на приемник ловится гораздо лучше и увереннее. Помимо радиокружка и секции настольного тенниса в тот учебный год я увлекался также автоконструированием по различным пособиям вроде «Юного техника» и авиаконструированием - стендовым и летающим - купили в тот год книгу В.А.Заворотова "От идеи до модели" и "Твори, выдумывай, пробуй", по которой я пытался сделать экскаватор, но сделал только шасси. А песню Юрия Антонова "Крыша дома твоего" записал в начале 1984 на магнитофон с телевизора. А также на зимних каникулах записал выборку из  мультконцерта с песней "Мы бандито, гангстерито" и к весне стал фанатом звукозаписи и советских ВИА с электрогитарами. И как-то, мо;я в кухне посуду, ловил себя на мысли, что толком не знаю сам, чего хочу. А окружающая жизнь как-то развивалась, и по ТВ стали часто показывать передачи про происки мирового сионизма и про отщепенцев, эмигрировавших из СССР, и как им там плохо на западе. С наступлением ветра перемен часть содержания этих фильмов была впоследствии заклеймена как реакционная, а многих "патриотов" потом посажали за взятки и открывшуюся впоследствии нестойкость к различным соблазнам, которые, как известно, растут вокруг человека с ростом его служебного положения. В журнале «Пионер» году в 1986 появился стих:
Он все контрольные сдувал
Он нервы матери мотал,
А после - лучше всех со сцены
Стихи о Родине читал.
И далее о еще больших проступках героя, который потом в чудовище превращался. В обществе с закручиванием гаек стала чувствоваться неискренность некоторых у власти стоящих, потому что чувствовалось, что они сами не верят в произносимые ими слова и лозунги, просто катятся в жизни по инерции, поэтому существовала двойная мораль, одни слова - для кухонь, другие - для улиц, а витающая в воздухе фальшь и неискренность всегда чувствовалась, и поэтому порождала особый юмор, и по ТВ говорили одно, а перед сном полушепотом - другое, а то, что говорили полушепотом, не рекомендовалось говорить в классе перед  учителем, потому что шло в разрез с провозглашаемой линией Партии, и в худшем случае кого-то из членов семьи могли снять с работы, т.е., лишить социального статуса при помощи различных телег, парткомов, райкомов и КГБ. А повсюду можно было слышать анекдоты и подтрунивания насчет развращенности партийной верхушки, но если услышит кто из учителей или даже родителей, можно было схлопотать капитальный прочухон, а красные носы некоторых соотечественников у вино-водочного и мат - перемат строителей во время работы говорили сами за себя. Потом всего через несколько лет маятник качнулся в обратную сторону, и мы ходили в кино на фильмы типа "ЧП районного масштаба". Для юной молодежи, вступающей в жизнь, это было что-то новое. Но это было уже не смешно. Всё же артист Игорь Бочкин показал какую-то мразь. Как в те годы Цой пел:
И вроде жив и здоров,
И вроде жить - не тужить,
Так откуда  взялась
Печаль?
Весной 1984 по многочисленным просьбам мне папа на ДР всё-таки купил радиоконструктор Юность КП-101 за 11 руб. Он продавался в «Юном технике», который был в связи с ремонтом помещения временно перемещен на Немигу, где теперь застроили громоздкими торговыми центрами. В общем, я понял, что папа купил мне набор еще за день до ДР и упросил его показать. Я стал с ним разбираться и обнаружил, что в наборе напрочь отсутствуют два трансформатора - согласующий и выходной, а без них приемник не заработает никак - в общем, на завтрашнее утро (была суббота и светило солнце) мы поехали в магазин и обменяли набор на другой, там трансформаторы уже были. В течение некоторого времени я пытался его осилить, но приемник так и не заговорил - опыта всё же было еще мало. В радиокружке я немного брюзжал, что элементная база староватая  в приемнике - действительно, транзисторы типа МП имели великоватый размер по сравнению с более современными. А мой тогдашний приятель по кружку Антон стал говорить: "А ты что, на микросхемах захотел?" А я сказал: "Ну, да". А не довел я его, может быть, потому что увлекся музыкой, прослушиванием Аббы, Бони-М, оркестра Поля Мориа и игрой и подбором мелодий на духовой гармонике и было еще много других интересов как катание на велосипеде, авто- и авиаконструирование, фотография и проч. А на лето в Воложин я взял с собой радиодетали, батарейку, динамик 1ГД-40, паяльник, журналы «Радио» и там занимался тоже макетным конструированием всяких генераторов- пискулек, в т.ч. на микросхемах К1ЛБ553 из раздела "За рубежом" журнала Радио (рис. 45, 46).
     И я осенью 1984 года тоже продолжал где-то по инерции. К нам в школу пришел руководитель радиокружка из клуба «Прометей» неподалеку от нашей школы и агитировал записываться в его кружок. И я сходил на пару занятий. И там было несколько ребят из нашей школы. И на кружке тот руководитель говорил, что мы будем делать приемник 2-V-1 по схеме радиолюбителя И.Пятницы из «Радио» №6 за 1984 год, а с одним товарищем из нашей школы мы обсуждали схему имитатора собачьего скуления - я ему показал голосом, как звучит такой имитатор - зимой, когда я был на больничном, я занимался паянием макетных конструкций различных пискулек и мультивибраторов и собирал в т.ч. и эту известную схему (рис.47). Но всё же такой приемник был для меня пройденным этапом, а по оборудованию кружок был беднее, чем наш. И я вернулся в свой родной кружок, который в начале 1984 г. переехал в дальний угол на Макаёнка,12. Конечно, новое помещение было больше прежнего, но оно не было уже таким уютным. Оно по своей архитектуре и ощущению очень сильно напоминало институт НУИНУ из телефильма "Чародеи". Рядом проходила узкоколейная Детская железная дорога, но зимой поезд не ездил.
      А здание на Красноармейской, 15, в конце концов, оттяпала себе какая-то правительственная лечкомиссия, и простым людям отныне туда вход заказан, потому что там пост охраны со шлагбаумом.  Партия была, есть и будет есть! Теперь оно всё по-другому называется, а сущность не меняется. А дети могут и на краю города, как и главная библиотека.
      А в радиокружке я стал конструировать мало, потому что по воскресеньям в 11 часов шла Утренняя почта, и я ее старался не пропускать, и записывал на магнитофон некоторые понравившиеся песни. А прежде Утренняя почта шла с 11.45 до 12.15 и повтор утром по субботам, но в 5 классе я в отличие от 3 и 4 стал ходить в школу в 1 смену и по субботам  смотреть уже не получалось. Я старался ходить в кружок по средам вечером. И я даже стал пропускать иногда кружок по воскресеньям. И последним моим изделием в кружке был блок питания с защитой от КЗ на выходе (рис.48).


Рецензии