Домашнее радиоконструирование Часть 7
Где-то в первой половине 1980-х у папы в университете во дворе была периодически радиосвалка. И там можно, например, было набрать катушки от реле РЭС-6 и РЭС-10 -там их килограммы были, из них получались хорошие индуктивности для цветомузыки, а также датчики для электрогитар. Как-то там была свалка радиоламп. В основном это были 6Н2П и 6П14П, но и 6П3С были и 6П6С, трубка от осциллографа стояла экраном вниз длинная, диаметром сантиметров 30. Поэтому ламп было у меня штук 30, но толком ничего с ними я не сделал. Да и в любом радиомагазине продавались для телевизоров и радиоприёмников 6Ф5П, 6П45С, 6П36С и куча подобных. Но ренессанса эры ламповых усилителей еще тогда не наступило.
Но интерес к лампам всё же был. Они то и дело попадались то тут, то там. Однажды приятель по радиокружку Антон сообщил, что в новом номере журнала «Радио» прочитал про самодельный микропаяльник, который он хотел бы повторить. Нагревательным элементом в нем служила нить накала от лампы 6Н5С. Такой лампы у него не было, и он обратился ко мне. У меня была только менее мощная 6Н7С и я ему ее отдал. Не знаю, довел ли он дело до конца, всё-таки 6Н7С - это немного не то по сравнению с 6Н5С.
Как-то мы с папой на университетской свалке нашли внушительного размера лампу в баллоне «кобра», внешне напоминающую 5Ц4С, но гораздо больше размером. Штырьков на цоколе было только 4, и он был больше октального. Внутри виднелось два черных цилиндрических анода. Лампа была иностранная, судя по надписям латинскими буквами. Мне представилось, что она – от какой-то венгерской или ГДРовской научной установки. Мы принесли её домой, и, т.к. она была неопознана, решили ее «разобрать» методом разбивания баллона. Утром мы ее завернули в газетку и в мусоропроводе жмякнули по ней напильником. Возможно, анодно-накальные запчасти некоторое время у меня валялись, а потом тоже пошли на свалку. Недавно я установил, что этот мощный красивый двуханодный диод являлся ртутным газотроном типа 83 (Type 83 RCA Radiotron)– лампа, весьма популярная в то время в Европе, но малораспространенная в СССР, хотя их и тут выпускали под маркой ВГ-0,25/1500 или ГР-0,8/16. В настоящее время такими приборами стали интересоваться «ламповые» аудиофилы. И хоть ртутных паров там было едва ли больше, чем в лампах дневного света, которые много где валялись битые, разбивать его всё-таки не следовало.
Осенью 1985 г. я не пошел в радиокружок. Четвертого года не вышло. Эстетика действующего радиокружка мне стала казаться слишком прямоугольной и утилитарной, а я хотел чего-то более художественного, где я бы мог проявить аккуратность, и я переключился на стендовый авиамоделизм. Но журналы «Радио» и «Юный техник» с приложением выписывал, и конструировать продолжал. В радиокружке один из гостей - знакомый Владимира Николаевича предложил мне попробовать держать паяльник как ложку, потому что я до того несколько лет держал его, как отвёртку или молоток. И это повлияло на качество пайки, и вот уже много лет я держу так, как он мне посоветовал. В июне 1985 г. в Ялте я купил «В помощь радиолюбителю», выпуск 89. Там рассказывалось про разные приставки к электромузыкальным инструментам. Но у нас в радиокружке, мне показалось, тема музыки развивалась для меня недостаточно. Одного кружковца, Диму-передовика с комсомольским значком, помню, раздражало, когда я включил сделанный мной приемник прямого усиления и слушал по нему детскую передачу с музыкой вроде «Радионяни» – там клоуны пекли пироги. Иногда дети своей полуобразованностью вводят друг друга в различные заблуждения. Например, тот же Дима сообщил мне, что с мостового выпрямителя можно из переменных 220 вольт получить постоянных 250, а с однополупериодного - нет, и я ему долго верил, пока сам не разобрался и не проверил практикой. В 7 классе пытался сделать цветомузыку - завершил в 20 лет, приемник Юность КП101 тоже завершил в 20 лет. В начале 1987 хотел сделать приемник на двух лампах, но посчитал его старомодным и оставил затею - выпилил (почти) только лицевую часть корпуса из ДСП, покрытого лакированным шпоном. А книжка про приставки к электромузыкальным инструментам пригодилась, когда делал электрогитары и создавали с друзьями рок-группу, Тогда сделал примочку дисторшн на К140УД6 и фузз на трех транзисторах. И со слушания Бони-М перешел в 7 классе на слушание Битлз, потому что кассета с Бони-М пропала, как и несколько других. И стереомикшер в 9 классе сделал по мотивам «Радио» №2 за 1979. Но про электрогитары - разговор отдельный.
А теперь рассмотрим ещё несколько конструкторских фишек. Где-то в третий год своих занятий в радиокружке задумал я соорудить измерительный генератор ЗЧ. Ну, у нас в кружке стоял здоровенный шкаф ламповый, возможно, Г3-33 или Г3-34 или что-то еще круче. Там была огромная круглая шкала, и весь звуковой диапазон перекрывался одной ручкой с верньером - от 20 до 20000 Гц. Можно на выход было подключить маленький динамик, он пел на заданной частоте. В ВУЗе на лабораторной работе я на похожем генераторе исполнял рифф из "Дыма на воде" Deep Purple . В литературе для юных радиолюбителей предлагались конструкции поскромнее. Например, в ЮТ № 5 за 1981 был на 4 транзисторах, 3 поддиапазона, генератор синусоиды (рис.50). Была похожая схема и в «Юном радиолюбителе» В.Г.Борисова, но мне не понравилось, что там всего один диапазон и он невелик (рис.51). А между тем, и здесь при надобности можно ввести несколько поддиапазонов – при этом к конденсаторам C1 и С2 надо добавить по одному конденсатору емкостью в 10 и в 100 раз больше и ввести переключатель диапазонов, как на рис. 50. Для коррекции перекрываемой частоты их емкость можно подобрать – чем ниже частота, тем больше емкость. В литературе предлагается переключатели диапазонов для таких генераторов использовать галетные, но можно обойтись тумблером с нейтральным средним положением (рис.52), использовать переключатель с взаимовыключением, а также применить два сдвоенных переключателя, например П2К или тумблеры, (рис.53). В двух приведенных схемах предполагается получаемую амплитуду сигнала определять по встроенному вольтметру на базе микроамперметра. Однако в схемах с устройством стабилизации амплитуды такого вольтметра может и не быть, но перед окончательным запуском генератора необходимо проверить соответствие надписи на ручках фактическому генерируемому напряжению. Я для такого генератора сделал плату с радиодеталями, нашел микроамперметр М906 на 120 мкА, может, и 3П3Н переключатель был, и вот, из алюминия я основательно сделал переднюю панель (рис.54). Да так основательно, что дело застопорилось. Во-первых, непонятно чем питать генератор. "Кроной"- как-то неосновательно, двумя КБС-0,5 - легкомысленно и тоже недолговечно, сетевым блоком? - такой надо делать, а это дополнительный труд ,и немалый, еще искать трансформатор и думать, как блок внутрь прибора встроить. Ну ладно. Хотелось сделать прибор комфортным, поэтому главный косяк был сделан в главном рабочем органе - регуляторе частоты, вернее, в его интерфейсе и креплении. Мало того, что сдвоенного потенциометра на 10 кОм не было, так еще додумался сделать окошко, в котором бы видна была движущаяся шкала, насаженная на ручку регулятора (рис.55). Думалось, что там хорошо будут смотреться лимбы от списанных приборов (рис.56), однако такую железячку приделать к ручке потенциометра трудно, проще из оргстекла выточить кружок и плотно насадить, можно клеем добавить. Конечно, такая конструкция в принципе осуществима, но можно сделать по - утилитарному и проще, например, прикрутив к потенциометру просто ручку с клювиком и нарисовав шкалу на передней панели. Или приклеив к ручке указатель в виде полоски оргстекла с линией посередине, как в книгах (рис.57,58). Потом еще думал, выходной аттенюатор делать в виде клемм или в виде гнезда СГ-5 или нескольких гнезд СГ-5? В итоге 3 клеммы и одно гнездо. И микроамперметр можно сделать отключаемым, чтобы им можно также было измерять, например, параметры транзисторов. Данные два генератора снабжены выходным вольтметром - индикатором уровня. В генераторе на рис.50 есть система стабилизации амплитуды, а на рис.51-нет. Систему стабилизации амплитуды в подобных генераторах иногда делают с применением маломощных ламп накаливания (Радио №8/1982г., стр. 47), и при низком выходном сопротивлении можно в принципе обойтись без выходного вольтметра. Ахиллесовой пятой подобных генераторов является применение сдвоенных потенциометров. Проблема в том, что у одного из таких потенциометров параметры бывают чаще всего не идентичны параметрам другого, что ведет за собой неодинаковую перестройку и рост нелинейных искажений. Эту проблему можно попробовать решить, заменив сдвоенный потенциометр сдвоенным переменным конденсатором (например, «Радио» № 4,1979, с.58). Также в качестве ЗЧ генератора можно использовать измерительную грампластинку.
Свидетельство о публикации №221071401380