Домашнее радиоконструирование Часть 8

При отсутствии движковых переключателей на большое число коммутируемых цепей вместо них можно использовать более доступные П2К, а также приспособить, например, два сдвоенных тумблера ТП1-2 или аналогичных - не очень удобно, надо помнить, что переключать надо непременно оба сразу, зато быстро, дешево и сердито, и не надо лазить, чего-то выискивать. В одной книге по радиоконструированию видел на картинке прибор, где два таких тумблера имеют жестко склеенные планкой ручки. Если планка стальная, даже припаять можно, если хорошо залудить. Только в случае ремонта и демонтажа конструкции может не очень хорошо получиться, а так - сойдёт, тем более что применяемые часто в таких случаях  движковые переключатели диапазонов бывают менее надежны, чем П2К и тем более тумблеры - контакты плохо прилегают (рис.59).

       Теперь немного про электробезопасность. Может, вы спросите, било ли меня током? Било несколько раз, но вот, сижу и пишу. Статическое электричество и школьные опыты с битьем меховой  шапки о стенку, пожалуй, не в счет. Когда я стал классе в 3 изучать электронику, вспомнил, что у папы есть интересная электронная штуковина - батарейный преобразователь для лампы-вспышки. В черную пластмассовую коробочку размером с небольшой транзисторный приемник помещалось с соблюдением полярности 4 круглых элемента питания 373, на коробочке был выключатель и выходные гнезда, в которые можно было вставить сетевую вилку от вспышки (рис.60). Возле рабочего положения выключателя было нарисовано что-то вроде солнышка с расходящимися лучами, а возле выходных гнезд обозначено "300 В" и подписана полярность  + и -. И как-то вроде в один из дней середины зимы где-то в начале 1983 года после дней новогодних праздников, ёлки уже не было, был солнечный зимний вечер, суббота или воскресенье,  и лежал искрящийся снег, я залез в шкаф и стал самостоятельно изучать коробочку. Батареек там не было, и круглых подходящих элементов в моем хозяйстве тоже не было. Зато были 2 плоские 4,5 В батарейки "Планета", которые тоже можно было запихнуть в коробочку, прижав контакты к ответным клеммам бронзового цвета, торчащим из желтой текстолитовой платы. Меня почему-то не смутило, что вместо штатных 6 вольт у меня получается 9. Я запихнул батарейки в коробочку, с соблюдением  полярности - папа научил, а сам он в то время был, думаю, у себя на работе в университете. Закрыл тщательно крышечку. А в выходные дырочки засунул два подходящих гвоздя. Зачем - не знаю, но думалось, всего 2 батарейки, не убьёт же. И выключатель на коробочке установил в положение с этим каким-то материалистическим солнышком. И пальцами решил потрогать гвозди. И меня ка-а-а-ак шибануло! Пальцами одной руки два гвоздя потрогал. Недаром там, видно, было написано "300 вольт". А мамы вроде не было дома, а бабушка, видно, была в своей комнате. А сестра, наверно, где-то гуляла - вечер был хороший. Но я очень смутился и больше так не делал. Не знаю, испортился ли преобразователь от того, что напряжение на входе было в 1,5 раза больше нормы. Им папа больше пользовался в 1970-е годы, а в 1980-е у него крышка с батарейками с одной стороны подломилась и плохо держалась.
 Когда я конструировал переключатель гирлянд, я схему поначалу соорудил навесным монтажом, без корпуса. А в роли передней панели с гнездами для гирлянд, тумблером и регулятором скорости мигания было зеленое пластмассовое прямоугольное основание от стендовой сборной модели самолёта Ил-18 производства московской фабрики игрушек "Кругозор". И я спаял схему, она работала и проходила испытания. Я подключил к гирлянде, висевшей на ёлке, и как-то рукой случайно коснулся контактов гнезд, к которым была подключена работающая гирлянда. Опять шибануло, и я понял, что нужно сделать изоляцию и поместить устройство в надежно изолированный корпус, что и было впоследствии проделано - его роль выполнила пластмассовая коробочка для слайдов. А вот в Воложине классе в 4 мы общались с девчонкой - моей сверстницей, звали, кажется, Ира. Помню, что волосы темно-русые и вьющиеся, не худенькая. И к нам подошла соседка возраста наших родителей и спросила, что у неё на ноге. А она говорит, что шпилькой для волос обожглась. Соседка спросила, как это. А она говорит, что сунула металлическую шпильку (по форме напоминала пинцет) в розетку, шпилька раскалилась, выпала из розетки и упала ей на ногу. Соседка говорит: "Так получается, ты электричеством обожглась?" А я думаю, легко отделалась, потому что году в 1985 где-то зимой наш учитель математики и классный руководитель рассказывал, что у его знакомых ребенок возраста  1 или 2 лет взял в руки  две вязальные металлические спицы и сунул в розетку, и его - насмерть! А в другом городе была история, что ребенок сунул одну спицу, и ему хорошенько дало, но не убило. От меня же в дошкольном возрасте все розетки в квартире были закрыты черными пластмассовыми затычками-заглушками, и я перед тем, как слушать проигрыватель, спрашивал разрешения у старших, брал кухонный нож и отковыривал затычку. А потом вставлял обратно. У нас же в школе в 4 классе одна девочка по фамилии Курила тоже сунула на перемене шпильку в розетку. Не знаю в деталях, что там было, возможно, сработал выключатель-автомат от короткого замыкания, но там что-то хлопнуло, задымилось, и погас свет, а она получила от учителей решительный нагоняй и неуд по поведению (осталась жива). Потом ее одноклассники шутили: "Курила прикурить хотела". Я же  как "опытный" электронщик такие смертельно опасные опыты уже не ставил. Но у меня тоже случались проколы, из которых я извлекал уроки. Например, во время эксплуатации кота на двух 6Е1П я хотел удобнее расположить сетевой шнур (провод от утюга) и у меня два сетевых контакта замкнули на черный диод МД226Б, и он выстрелил. Диод пришлось заменить, а заодно сделать изоляцию и более надежный монтаж - термоусадок тогда не было и в помине, всё или изолента или кембрики.
В журнале «Юный техник» тогда было напечатано письмо читателя: "Мой папа по ошибке сунул электробритву в радиорозетку, и бритва заговорила". Независимо от того читателя, а может, даже раньше него, я дома утром провел такой опыт: в радиорозетку подключил моторчик типа ДП-10 от детской игрушки и он - да, заговорил и даже запел. Но я его держал в розетке недолго, может, с полминуты. Он не крутился, просто воспроизводил радиопередачу. Тогда я пошел дальше. Последовательно к моторчику я припаял диод  Д226 и снова сунул такую несложную систему в розетку для радио. Моторчик опять заговорил, но когда громкость передачи возрастала, он начинал крутиться, и передачи не было слышно, только его жужжание. Потом громкость передачи спадала, и он снова начинал говорить, потом снова вращаться и жужжать. Т.е., говорит, говорит, потом "В-ж-ж-ж-ж", потом снова говорит, говорит, потом "Вж-ж-ж-ж-ж" и т.д. Если передавали громкую песню, то жужжал долго.  Теперь моторчик мог крутиться, потому что получал нужный ему постоянный ток. По ГОСТу в городе максимальная амплитуда в радиорозетке составляет 15 вольт, что неопасно для жизни. А говорил моторчик тогда, когда ему для раскрутки не хватало мощности звукового сигнала. Потом один кружковец Володя, у которого было прозвище "Зелёная, которая квакает" (носил зеленую вязаную кофту), тоже рассказывал, что если моторчик в радиорозетку включить, он говорить начинает. Кроме моторчика, в радиорозетку я также пробовал включать различные наушники, динамик с трансформатором ТОТ-2 и динамик 0,1 ГД без трансформатора, снабженный штепселем, благо сетевые вилки подходили к радиорозеткам. Динамик карманного радиоприемника  без трансформатора от радиорозетки работал громко и хрипло, но не сгорал. "Из полей уносится печаль" - разудало пел Лев Лещенко в лучах садящегося  солнца - дело шло к лету. Очень меня это радовало, но однажды в надежде послушать радиопередачу я случайно сунул вилку с динамиком не в радиорозетку, а в 220 вольт, в результате чего динамичек громко хлопнул и больше не работал. Я сразу понял, что совершил ошибку, но исправить динамичек уже не мог. И еще такую же оплошность я совершил с герметизированным трансформатором ТОТ-2 от радиоконструктора - он тоже хлопнул от 220 вольт - еще одна ошибка подобная. В журнале Радио в середине 1980-х в конце периодически публиковали карикатуры на темы радиолюбителей, и на одной из них был человек, который собирался включить штепсель, подключенный к динамику, в 220 вольт, а динамик вдруг как заорёт: "Не надо, я буду работать!" В 26 лет я узнал, что посторонние устройства в радиорозетку запрещено включать министерством электросвязи и что громкоговорители надо включать всё-таки через понижающий трансформатор или через резистор не менее 3 кОм, 2 Вт.
При эксплуатации бестрансформаторного блока питания (рис.38) надо соблюдать большую осторожность, т.к. один из выходных проводов имеет непосредственное гальваническое соединение с электросетью. На рис. 61 показан более безопасный вариант аналогичного блока –  оба провода нагрузки соединены с сетью через разделительные конденсаторы, значительно ограничивающие величину возможного тока, но все равно есть риск удара током, хоть он ниже, чем в схеме по рис.38. Блоки питания с разделительным трансформатором гораздо безопаснее, хоть сердечник сетевого трансформатора обычно увеличивает массу конструкции и такой трансформатор может  являться источником электромагнитных наводок.
    Теперь про детский садизм по отношению к радиодеталям. Конечно, это очень интересно - бросать с балкона на асфальт перегоревшие лампочки колбой вниз. Почти как в песне Scorpions Блэкаут! Сейчас такие законы, что могут пожизненное с конфискацией за такое дать, а в 1980-е ничего, можно, если осторожно, и такой тревожной озверевшей благосостоятельности не наблюдалось. "Мальчик, немедленно отойди от машины! Тебе что, других машин мало?!" Но мне было интересно, что будет, если с балкона мордой вниз сбросить старый, но целый кинескоп (так до сих пор и не осуществил, вначале кинескопа не было, потом стал бояться, что осколки кого-нибудь поранят). Но ничего электротехнического в разбивании старых лампочек нет. А вот если в розетку 220 вольт плоскогубцами с изолированными ручками аккуратно сунуть резистор - совсем другое дело! Но чтобы был нужный эффект, необходимо обладать электротехническими знаниями - резистор не должен быть слишком малого сопротивления, иначе может коротнуть. Для резисторов до 2 Вт - где-то не менее 1 кОм (зависит от мощности). И не слишком большого - а то эффекта не будет. В общем, в розетку плоскогубцами с хорошо изолированными  ручками, чтобы не убило, суется резистор, он начинает греться, дымить, вонять и потом сгорает. Такой детский аттракцион. (Как пишут в таких случаях в телепередачах, НЕ ПОВТОРЯТЬ! ОПАСНО!) Только керамическое основание остается и проволочные выводы. Дымит, как дымовуха из шишек или сухой хвои. Приходя в полную негодность. А каркас можно потом использовать для дросселя. Такое в радиокружке тоже практиковали (вроде бы) в тайне от руководителя. Хотя у нас одного как-то выгнали (не помню, с занятия или совсем).  У него работал паяльник, и он об его нагретое  жало зажигал спички. Серой прикладывал - и они зажигались. И это всех веселило. А зажженные спички клал под паяльник, и у него там получился небольшой костёр. А руководитель увидел -  отругал и выгнал. А мой тогдашний приятель Антон говорит: "А я вначале  не понял, почему у него горящие спички под паяльником, он подогревает, что ли?" Антон был меня старше на год, жил в одном доме с Владимиром Николаевичем и в кружке делал прибор определения структуры транзисторов – сокращенно ПОСТ-1 (рис.62). Он делал всё аккуратнее меня и покрасил корпус из оргстекла серо-голубой нитроэмалью. Для надписей на приборе он использовал переводные буквы - моментальный шрифт, или по-другому – супизы (сухие переводные изображения), которые, как и многое другое хорошее в СССР были дефицитом. Также я с ним поделился схемой мигающей маски на неоновых лампах, и он рассказывал, что повторил эту конструкцию в виде совы и с конденсаторами МБМ на 160 вольт.
Но чаще детали всё-таки сгорали не из-за садизма, а по оплошности. Например, мой старший товарищ Павел рассказывал, как он померил ток короткого замыкания в 220 В розетке. Возможно он, хотел померить напряжение, но тестер был установлен именно на ток. "И сгорело там, внутри тестера всё, что только могло". У меня в те годы, помню, был тестер с операционным усилителем в схеме и автоматическим выключателем от подобных ошибок, но врал это тестер при измерении напряжения почему-то процентов на 30. Им еще параметры транзисторов можно было измерять. Кажется,  Ц4342 Житомирского ПО «Измеритель». А в кружке два  ТЛ-4 было - один черный, другой, поновее - зеленый с голубым отливом. Но я ими в силу малолетства пользовался мало. Помню, измерял коллекторные токи в приемнике прямого усиления - они были в норме. И осциллограф там был, может и не один. Один кружковец хотел наладить приемник прямого усиления, подключил его к осциллографу, он стал показывать какие-то шагающие ноги. Весь кружок собрался смотреть.


Рецензии