Любительские конструкции ЭМИ Часть 4

Кроме ручного программирования с коммутационными выключателями, которые имеют невысокую надежность, в качестве элемента, в котором записаны ритм-программы можно использовать, например, ППЗУ. Например, однократно программируемое ППЗУ КР556РТ4 может хорошо подойти для записи целого набора ритмов, подключаемых к имитаторам ударных (рис.1-6). На рис.1-6 показана схема, обеспечивающая рациональное использование памяти К556РТ4. С помощью кнопок SB1, SB2 выбирают одну из 16  программ. Некоторые программы поделены на подпрограмму 1 и 2. На схеме указаны варианты пресетов. Каждый пресет может состоять из 4,8,12 или 16 шагов. Для такого ППЗУ на плате лучше предусмотреть панельку для возможности смены программы. Конечно, используемая микросхема К556РТ4 предварительно должна быть запрограммирована в программаторе в соответствии с предполагаемыми ритмическими рисунками. Индикаторы  HL3 и HL4 показывают числа при индикации пресетов вначале  от 00 до 07, затем от 10 до 17. Сделано, может, несовершенно, но это – чтобы не заморачиваться с переводом  двоичного кода в двоично-десятичный и не ставить дополнительные микросхемы К155ПР7. Вообще говоря, индикатор HL3 показывает только значащую единицу или незначащий 0, поэтому в принципе, дешифратор DD8 можно заменить транзисторным усилительным каскадом, подключенным к выходу 3 счетчика DD6, а на индикаторе HL3 задействовать только сегменты b, c.  Если вас не смущают странные знаки вместо цифр, можно  ограничиться только одним семисегментным индикатором HL4 и подключить  вход 8 DD9 не к общему проводу, а к соответствующему выходу 3 DD6. Тогда для «10» (1001) будет высвечиваться  «С», для «11» (1010) -перевернутое слева направо «С», для 12- (1011) «U», для 13 (1100)– «S»  (так в справочнике написано, чем оно от тогда «5» отличается?), для 14 (1101)– «t», для 15 (1111)- ничего (это последнее, 16-е по счету состояние). Для индикации состояния счетчика 1111 можно к его выходу приколхозить 4-входовый элемент И либо И-НЕ со светодиодом на выходе. Подобную штуку можно даже из 4-х диодов и резистора соорудить.
Как видно по схемам, в основе большинства конструкций ударных лежит микропрограммный узел - цикл такта состоит из 12 или 16 шагов. Такой микропрограммный узел можно выполнить по-разному. На рис.1-7 показана диаграмма состояний выходов дешифратора ИД3 при подсоединении к выходам счётчика ИЕ5. Если к выходу работающего таким образом дешифратора подсоединить через разделительные диоды выключатели наборного поля, задающие ритмический рисунок, то имитатором звука барабана при замыкании двух соседних выключателей сигнал с дешифратора может восприниматься как один импульс, а не два. Чтобы имитатор мог различить импульсы, им можно придать форму, показанную на рис. 1-8. Для этого следует задействовать вход разрешения дешифратора, как показано на рис. 1-2 и 1-4.
Данные аналоговые имитаторы имитируют в основном звуки томов разной высоты и звуки тарелок, выделенные резонансными фильтрами из генератора белого шума. Малый барабан (сольник) можно также получить из шумового сигнала с помощью фильтра, настроенного на частоту ориентировочно 300…400 Гц. Желательно, чтобы полоса резонанса была не слишком узкой, потому что, когда малый барабан выдает ноту, не соответствующую тональности песни, это может резать ухо, несмотря на крутую аппаратуру. Для получения  более реалистичного звука тарелок и малого барабана с подструнником можно попробовать применить микросхему - цифровой диктофон с флэш-памятью- ISD 1416, ISD1820, ISD1760 и подобные.


Рецензии