Усталость Ябатьки

К черносотенцем я ещё вернусь по мере развития темы. Пока же перенесемся в Минск, пропустив чуть больше столетия.   
Кличка «Ябатьки» появились на слуху совсем недавно – в августе 2020г., в разгар народных протестов против фальсификации итогов президентских выборов в Беларуси и существует до настоящего времени. Это прозвище прочно приклеилось к сторонникам Лукашенко в тот момент, когда, пережив первичный шок и жестко репрессировав протестующих, появилась острая необходимость мобилизовать хоть какие-то силы в поддержку проигравшего выборы бывшего президента страны.  «Ябатек» стали собирать на митинги где угодно и когда угодно – городские власти им не препятствовали.  Надо сказать, что общественным вниманием, и популярностью эти митинги не пользовались. Со временем формы представлений «ябатек» поменялись на вело, мото или автопробеги, обозначенных большим количеством красно-зеленых государственных флагов, отдельные пикеты до десятка человек, в основном женщин разных возрастов. Почему предпочтение отдается женщинам и девушкам понятно – именно женщины Беларуси стали подлинными героинями и символами сопротивления режиму, попавшими в объективы многих мировых агентств и телеканалов. Достаточно было и мужчин, но женщины выглядели символичнее. Идеологический отдел власти не мог не отреагировать на это. Реальной политической силы «ябатьки» не представляют  и особой активностью не отличаются, за исключением тех случаев, когда их направляют к посольствам европейских государств, не признавших результатов выборов. Тут активность «ябатек» резко увеличивается: они шумят, выкрикивают лозунги и скандируют кричалки, размахивают опять же красно – зелеными флагами и самодельными плакатами. Правда, их запал иссякает в течение 15 – 20 минут; затем они быстро разбегаются по соседним дворам.
Однажды была и заметная акция «республиканского» масштаба: прошлой осенью, параллельно набравшему популярность шествию пенсионеров, была запущена колонна отставников, привезенных, судя по номерам автобусов, со всех уголков республики. В соцсетях писали, что участников акции организаторы «отблагодарили» достойным вознаграждением в сумме аж 50 рублей.  Сам я могу утверждать одно: по завершении акции, в переулках Минска, перед отъездом к месту жительства, бывшие военные снимали стресс, опорожняя двухсот граммовые «мерзавчики» прямо из горлышка. Следов удовлетворения на их лицах я не видел.
Итак: митинги «ябатек», по оценкам независимых специалистов, больше 5 тыс. участников не собирали. Социальный состав их определить затруднительно из-за разнарядок, исполнение которых возложено на администрацию предприятий и учреждений. Исключение составляют члены БРСМ и «Белой Руси», хотя последняя политической партией официально не признана.  Про идейную убежденность нечто вразумительное сказать сложно. Общее количество никто и никогда не подсчитывал; организационная структура не создана. А раз руководящей и координирующей верхушки у «ябатек» не просматривается, то никаких контактов с диктатором СМИ не зафиксировали.
Перехожу от частностей к общим выводам.
Нет особого смысла сравнивать «черносотенцев» и «ябатек» - это разные общественные объединения. Первое создавалось на добровольной основе, но при прямой поддержке и финансировании властями; оно охватило солидные слои общества и имело политический резонанс. Позволю себе предположение: при определенных условиях на базе СРН и его преемника «Союза Михаила Архангела» в России, на постимперском пространстве, могло возникнуть фашистское движение. Приход к власти большевиков начисто и, самое главное надолго исключил эту возможность.
«Ябатьки» - сплошь мобилизационный ресурс, исполняющий вспомогательные функции защиты режима за небольшие средства. Чувствуют они себя неуютно и отчетливого представления о своём будущем не имеют. Да и не нужно им его иметь:   следующая власть по телевизору объяснит, как им дальше жить. Уборщики территории, сантехники, электрики, разнорабочие нужны всегда.
Здоровый человеческий вопрос: зачем же эти общественные аномалии были нужны и кому? Помните у Пушкина про русский бунт, бессмысленный и беспощадный? Заранее благодарен за вашу снисходительность ко мне: великий поэт ошибался в определении. То, что он наблюдал, был не сам бунт, а его высвободившаяся энергия. Именно такую энергию и попытались высвободить «черносотенцы» в пользу монархии; её же пытаются извлечь чиновники диктатуры из «ябатек». Причем форма это энергии как бы должна обозначать нечто несознательное, которым охотно делится с властью «глубинный народ».
Ой! Как же тяжело дается последний вывод этой главы, но сделать его я должен: совсем неочевидная, но прочная духовная общность связывает обе группы: тот самый имперский дух, о котором ни на минуту не следует забывать. Дух побороть куда сложнее, чем физически разрушить здание храма. На этом весьма умело играли и ещё долго будут играть правители всех мастей. 
    


Рецензии