Моя Смоленщина. Алексино

 
ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ.
Усадьба Иван Ивановича  Барышникова.

Ах, дороги…  А ведь каждая  по своему прекрасна, имеет свою судьбу, свою историю.   Объединяет одно, все дороги всегда уходят куда-то вдаль и  зовут  в неведомое и не в познанное.

Данная   дорога напоминает картину в рамке, написанную великим художником, навеянную  романтизмом.

Высокие   деревья с обеих сторон освещены  полуденным солнцем и упираются в небо с причудливо  раскинутыми ветвями. Дорога, извиваясь, как змейка, то опускается  вниз, то поднимается  вверх  по холмам, и машина похожа на лодку, плывущую по волнам.

Мелькают по пути деревеньки, с покосившимися домиками, в которых живут такие же старые, как и  сами строения  люди.

Да, Русь! Могуча ты и богата, но в полном запустении и никто не думает тебя восстанавливать. Погибает деревня. В таких отдаленных уголках пусты  карманы людей.

Но люди труженики. Ранняя весна, только сошел снег, а уже копошатся на огородах.

И одна радость, что   кругом лес, чистый воздух, и сидя на завалинке можно после работы дремать под пенье птиц.

И только летом, когда приезжают дети и внуки, эти деревеньки оживают от их звонких голосов и веселья. И старики разгибают свои спины, сбрасывают десятки лет  и в их глазах светится искорка радости.

Наша дорога ведет в Алексино,  вот   и указатель. Когда-то это было знаковое место. Здесь было людно, шумно и  весело.

Так что такое Алексино? Село в Смоленской области, расположенное в 40 километрах  от моего дома,  на Алексинском озере  (запруда  реки Ведрошь).

Кстати,  по названию реки в глубокой древности и село называлось Ведроши.   В  историю вошло из-за  битвы  в 1500 году между войсками Русского государства под руководством воеводы Даниила Щеня и  Великого княжества Литовского и Королевства Польского под командованием великого гетмана литовского Константина Острожского.
 
Битва окончилась разгромным поражением литовско-польского войска, пленением Константина Острожского и, впоследствии, переходом около одной трети территории Великого княжества Литовского под власть великого князя Ивана III.
   
И только в начале  17 века  село получило новое имя  Алексино. Может  оно и осталось бы  никому не известным, но в конце восемнадцатого  века новый владелец Иван Иванович Барышников  приступил  к строительству усадьбы, работа над  которой завершились уже в начале девятнадцатого.

Будучи просвещенным человеком и тонким ценителем искусства,  Барышников  для строительства усадьбы пригласил  выдающихся архитекторов - Матвея Казакова  и Доменико Жилярди. Строительство велось при непосредственном наблюдении крепостного архитектора В. Жданова, ученика Матвея Казакова.

Первыми постройками были  здание писчебумажной  фабрики,   амбары, склады, конторы, церковь Михаила Архангела, конный  завод, конюшни, а также  "Андреевская крепость"(оригинальный скотный двор)
 
В последнюю очередь был возведен главный дом семьи Барышниковых,  разбит  парк  с каскадом прудов, возведены  два жилых флигеля, музыкальный павильон, цветники, оранжерея и вторая церковь Андрея Стратилата.
 
Кроме   церквей в Алексино, Барышников  построил церкви  во всех своих имениях в Озерище,  в Неелове, в Николо - Погорелом.

Так что к началу 19 века   Алексино  стало  роскошной усадьбой и превратилось в крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. В доме звучала музыка. Выступали великие басы и теноры того времени. На балах молодые кавалеры влюблялись в нежных и романтичных дев. Художники, поэты  спорили и представляли свои новые работы. Был слышен смех,  споры,  шутки.

До настоящего времени эта аура сохранилась  в доме, несмотря  на пустые и разрушающиеся комнаты.

Разводились новые породы лошадей, устраивались скачки,  текла жизнь.

И такая тоска охватила… не храним, то, что имеем, а потерявши плачем…

В  начале двадцатого века (после смерти Ивана Ивановича)  его семьей были  построены двухэтажные  каменная больница и школа, в которой работал  известный русский писатель Пришвин М. М., который также  был и директором  открывшегося  музея  усадебного быта. На основе алексинских впечатлений им была написана повесть «Мирская чаша».
 
Был открыт  педагогический техникум. И. И. Барышников выделял огромные суммы на развитие образования.  Кстати, школа  работает до сих пор,  и отпраздновала свое столетие несколько лет назад.

 В это же время  существовавший конный завод Барышниковых был преобразован в Смоленский конезавод № 16 (позже ему присвоено имя С. М. Будённого). Рысаки конезавода были востребованными, участвовали в соревнованиях и даже устанавливали новые рекорды. В 1940 году  конный завод награждён Орденом Ленина.

 И. И. Барышников был одним из крупнейших коллекционеров картин того времени: в его картинной галерее были произведения Брюллова, Левицкого и даже Рафаэля.

В имении Алексино работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов.

Для семьи Барышникова более 15 лет рисовал портреты В. А. Тропинин.

После революции жизнь в селе и усадьбе сильно изменилась.

Барышниковы пытались сохранить уникальные коллекции и архивные материалы.  Полотна Ротари, Левицкого, Тропинина, Брюллова были вывезены в 1919 году в Москву, в следующем году сестры Барашниковы туда же передали  еще более 20 картин русских и западноевропейских художников. В 1927 году оставшийся ценнейший архив семьи Барышниковых поступил в Смоленский областной архив.

Даже и сейчас, село Алексино поражает своими  размерами и памятниками. До наших дней сохранился практически весь усадебный ансамбль: главный дом,  флигеля, конюшня, два храма, школа, множественные служебные и хозяйственные постройки и   Андреевская крепость.  Сохранен и  конезавод, который сейчас носит имя «Смоленский».

Дом  громадный,  внутри сотни комнат.  Очень  интересен кованый балкон с фигурными столбами и ажурными решетками.
 
В  настоящее время,  самая роскошная  усадьба Смоленщины имеет  очень жалкий вид.

Поездка оставила тяжелое чувство.  Реставрационные работы на территории усадьбы не ведутся, оставшиеся постройки продолжают разрушаться, некоторые используются местными жителями. Парки с вековыми  деревьями запущены.  Из каскада прудов осталось только два.

А место удивительное!

Очень хочется верить, что появится в Смоленской области рачительный хозяин, найдутся спонсоры и восстановят всю эту красоту, пока еще не поздно. Ведь даже сейчас, здесь  сильно ощущается атмосфера той поры, когда нас окружал беззаботный мир, полный открытий, приключений, бабушкиных сказок и первых серьезных увлечений.

И таких заброшенных усадеб на Руси очень много.

Может кроме местной власти надо и правительству обратить внимание на наше национальное богатство и разработать программу  по восстановлению?

А что не сможет потянуть государство, провести аукционы и передать в частные руки за символическую плату,  либо затраты на восстановление будут громадные.
 
Только в таких местах, чувство Родины, чувство России охватывает и  пронизывает  насквозь душу.


Рецензии