C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Рекорды 7-й Воздушной армии и JG. 5

     Завершающей в освобождении советского Заполярья была Петсамо-Киркенесская наступательная операция войск Карельского фронта и Северного флота, проведённая 7-29 октября 1944 года. В отечественной историографии эта операция известна также, как Десятый сталинский удар. Значительная роль в этой операции была отведена авиации 7-й Воздушной армии и Северного флота. Как раз во время этих завершающих боев, а конкретно — 9 октября — авиаторы 7-й армии добились рекордного результата в истории своей армии, сбив в воздушных боях 37 самолетов противника. Вот именно этому знаменательному событию и посвящается данное исследование.    

     Для начала, однако, необходимо привести данные по авиационным группировкам обеих сторон. Начну, разумеется, с 7-й воздушной армии. Итак, на 1.10.1944 г. в состав армии входили: 1-я гсад (19-й гиап, 20-й гиап, 152-й иап, 773-й иап), 324-я иад (29-й гиап, 195-й иап, 196-й иап, 197-й иап), 257-я иад (191-й иап, 415-й иап, 435-й иап, 760-й иап), 260-я шад (214-й шап, 828-й шап, 839-й шап, 957-й шап), 261-я шад (17-й гшап, 668-й шап, 694-й шап), 113-я обад (55-й бап, 815-й бап). Армии были приданы также: 80-й бап, 114-й бап, 121-й лбап, 716-й лбап, 858-й ишап, 679-й тап, 61-й санап, 204-й крап, 108-я раэ, 118-я краэ, 119-я краэ.

     Всего в армии насчитывалось 899 самолетов. В том числе истребителей было 343 самолета, из них: исправных – 293 самолета. Штурмовиков – 250 самолетов, из них: исправных – 219 самолетов. Бомбардировщиков – 149 самолетов, из них: исправных – 138 самолетов. Ночных бомбардировщиков ПО-2 – 25, из них: исправных – 23 самолета. Корректировщиков – 26, из них: исправных — 26 самолетов. Вспомогательной авиации — 106, из них: исправных – 95 самолетов.

     Кроме того, в боевых действиях принимала активное участие 122-я иад ПВО (767-й иап, 768-й иап, 769-й иап), в составе которой насчитывалось 73 экипажа.

     ВВС Северного флота имели в своем составе 275 самолетов, из них 160 истребителей (18 Як-7б, 4 Як-9, 105 P-39 «Аэрокобра», 33 P-40 «Киттихаук»), однако об их участии в боях 9 октября (день, который нас интересует) информации нет.      

     Что же касается авиации противника, то в количественном отношении она явно уступала советской — по некоторым данным, на тот момент немцы имели всего 169 самолетов, в том числе 66 истребителей Bf 109 и Fw 190 из III./JG.5 и IV./JG.5, пикирующие бомбардировщики Ju 87 и ночные бомбардировщики Ar 66 (которых наши ошибочно принимала за Хш-126) из NSGr.8, самолеты-разведчики Ju 88, He 111, Bf 109 из 1.(F)/124, самолеты-разведчики Fw 189, Bf 109 из 1.(H)/32, транспортные самолеты Ju 52 из TGr.20, гидросамолеты BV 138 из SAG.130, Do 24 из 51.Seenotstaffel, а также самолеты связи и другие самолеты.

     Как отмечалось в докладе о боевых действиях 7-й Воздушной армии, авиация противника базировалась, в основном, на аэродромах Мурманского направления (Хебугтен, Луостари, Сальмиярви, Маятало) и частью сил с аэродромов Кандалакшского направления. Она действовала по боевым порядкам наших наступающих войск, прикрывала пути отхода своих войск и вела разведку поля боя, тылов и коммуникаций.

     Уже спустя два дня после начала Петсамо-Киркенесской наступательной операции — 9 октября 1944 года – соединения ударной группы 14-й армии прорвали вторую полосу обороны. Левофланговый 126-й лёгкий стрелковый корпус, обойдя противника с тыла и не встретив сильного сопротивления, к исходу 9 октября вышел в район развилки дорог в 9 километрах западнее Луостари. Противник был вынужден отходить в западном направлении на Петсамо и Луостари. Правофланговые соединения 14-й армии перешли к его преследованию.

     А теперь пора рассказать о действиях 7-й Воздушной армии в этот знаменательный день. Для этого я воспользуюсь «Журналом боевых действий» армии, в котором очень подробно изложены действия авиаторов. Истины ради, я даже не буду редактировать текст документа, чтобы всё было так, как по горячим следам диктовал какой-то штабной офицер и печатала простая машинистка. Итак, вот перед нами оригинальный текст:

     «Части Воздушной Армии бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожали войска, технику противника, подавляли арт.минометные батареи на огневых позициях, обеспечивая наступательные действия войск 14-й Армии, бомбардировали аэродром САЛЬМИЯРВИ и вели разведку. 

     1 гв. ИАД – сопровождала штурмовиков, вела разведку движения войск противника по дорогам от линии фронта до рубежа САЛЬМИЯРВИ, аэродромов: ЛУОСТАРИ, САЛЬМИЯРВИ, вылетали на перехват самолетов противника и прикрывала войска 14 Армии на поле боя.
     В течение дня дивизией проведено 12 воздушных боев, в которых участвовало 86 Аэрокобра, со стороны противника – 12 Ю-87, 22 ФВ-190, 58 МЕ-109, в результате которых сбито 15 самолетов, из них: 1 Ю-87, 11 МЕ-109 и 3 ФВ-190.
     Свои потери – 7 Аэрокобра 5 летчиков сбиты в воздушных боях.

     Воздушный бой 8 Аэрокобра 20 ГИАП 1 гв. ИАД с 18 МЕ-109 9.10.1944 г.

     Сопровождая 6 ИЛ-2 17 ГШАП на штурмовку войск противника в районе ЛУОСТАРИ, группа истребителей сопровождения в районе цели вела бой с 18 МЕ-109, пытавшихся атаковать группу ИЛ-2. Боевой порядок истребителей прикрытия на маршруте и в районе цели (до первой атаки): ударная группа 4 Аэрокобра, ведущий группы командир 20 ГИКАП – гвардии майор КУТАХОВ, следовала на дистанции от штурмовиков 1000 м с превышением на 1000 м и группа непосредственного прикрытия 4 Аэрокобра попарно на флангах ИЛ-2 с превышением 100-200 м.
     Первый заход на цель штурмовики сделали холостой. После разворота на повторный заход группа ИЛ-2 была атакована истребителями противника, последние произвели атаку двумя группами 4 МЕ-109 снизу сзади и 4 МЕ-109 сверху сзади.
     Атаку 4-х МЕ-109 атаковавших сверху сзади отбили 4 Аэрокобры ударной группы, а атаку 4-х МЕ-109, атаковавших ИЛ-2 снизу сзади отбили 4 Аэрокобра группы непосредственного сопровождения. Весь бой происходил отдельными группами»...

     Ну и так далее. В первоначальном варианте статьи я приводил пространные описания боевых действий, зафиксированные в «Журнале боевых действий» 7-й Воздушной армии. Однако, судя по всему, читателей совершенно не интересовали многочисленные подробности и я решил их убрать, чтобы сконцентрировать внимание на главном — на итогах боевых действий. Поэтому продолжу цитирование документа именно с этого важного пункта: 

     «Итоги дня:

     Летало 467 самолетов, из них: 113 бомбардировщиков, 94 штурмовика, 227 истребителей, 33 ПО-2 ночью. Произведено 1005 с/в, из них: бомбардировщики – 167, штурмовики – 168, истребители – 592, ПО-2 – 78 с/в.

     По задачам: по войскам на поле боя – 336, по аэродрому – 30, на блокирование аэродрома – 46, на прикрытие войск – 164, на сопровождение – 346, на разведку – 53.

     Налет – 1295 час. 04 мин. (бомбардировщики – 399.10, штурмовики – 162.24, истребители – 590.26, ПО-2 – 143.04).

     Израсходовано: 65 ФАБ-500, 185 ФАБ-250, 430 ФАБ-100, 397 ФАБ-50, 426 ФАБ-50-м9, 85 АО-100, 471 АО-25, 15 АО-15, 1892 АО-10, 24 АО-8, 108 САБ-3, 122 РС-132, 253 РС-82, 585 снарядов 37 мм, 12765 ВЯ, 899 ШВАК, 6643 БС, 3246 КБ 12,7, 25453 ШКАС.

     В результате бомбардировочно-штурмовых действий разбито и повреждено 124 автомашины, 17 повозок, 1 трактор, 2 автоцистерны, 1 бензозаправщик. Подавлен огонь 6 батарей ПА, одной батареи МЗА, 3 батарей ЗА, разрушено и сожжено 10 домов, создано 4 очага пожара, 3 взрыва. Убито до 40 лошадей, разбит трактор, отмечено ряд прямых попаданий по траншеям и окопам противника. Рассеяно и уничтожено более 2-х рот пехоты.

     В течение дня проведено 32 воздушных боя, в которых участвовало с нашей стороны – 192 самолета (86 Аэрокобр, 74 ЯК-9-7, 8 ЛА-5, 24 ИЛ-2); со стороны противника – 178 самолетов (12 Ю-87, 61 ФВ-190, 105 МЕ-109)».

     Здесь я немного прервусь, чтобы высказать, на мой взгляд, интересное наблюдение. Так вот, сравнивая количество вылетов и участвовавших в боях самолетов с обеих сторон, у меня создаётся впечатление, что наши штабисты обладали каким-то особым методом подсчета, при котором, несмотря на почти в пять раз меньшее количество вылетов немецких летчиков, они тем не менее вели бои примерно таким же числом, как и летчики 7-й Воздушной армии. Как это получалось у немцев — остается лишь гадать.   

     Продолжу, однако, цитирование «Журнала боевых действий» нашей 7-й Воздушной армии:

     «В результате сбито 37 самолетов, из них: 32 МЕ-109, 4 ФВ-190, 1 Ю-87.

     Свои потери: - 16 самолетов, из них: сбито в воздушных боях 7 Аэрокобр, 3 ЯК-9, 2 ИЛ-2, 2 ПЕ-2. Сбит ЗА 1 ИЛ-4. 4 летчика, 1 штурман, 1 стрелок со сбитых самолетов спаслись на парашютах.

     Потери 122 ИАД ПВО – ЯК-7 – 1, ЯК-9 – 1 – сбиты в воздушных боях.

     Авиация противника – действовала по боевым порядкам наших наступающих войск и пыталась противодействовать работе нашей авиации. Всего отмечено 220 с/в, из них: 44 бомбардировщика, остальные истребители (позволю себе небольшую ремарку: 117 Ме-109, 59 ФВ-190, 39 Ю-87, 5 Ю-88)...

     ВЫВОДЫ:
     1. Бомбардировочно-штурмовыми действиями и прикрытием поля боя, части 7 Воздушной Армии способствовали войскам 14 Армии выходу в район 12 км южнее Петсамо, 6 км восточнее, 8 км западнее ЛУОСТАРИ и форсированию р. ПЕТСАМО-ЙОКИ в районе нас. пункта ПИЕТСАМСИЯ.

     2. В результате наступательных действий истребителей в воздушном бою сбито 37 самолетов противника, что привело к ослаблению активности авиации противника во вторую половину дня».

     На этом цитирование документа заканчивается. Теперь можно порассуждать и сделать некоторые свои выводы. Сначала коснусь вопроса потерь нашей авиации. Разумеется, можно сказать, что на тысячу боевых вылетов потеря всего около двух десятков самолетов не такая уж значительная. Тем не менее, любая потеря воспринимается с болью. Тяжело, когда терялись самолеты, гибли летчики.

      Так, ощутимые потери — 7 истребителей «Аэрокобра» понесла 1-я гвардейская смешанная авиационная дивизия. Особенно пострадал 20-й гвардейский полк этой дивизии: погибли в воздушных боях командир эскадрильи старший лейтенант М. В. Шилков, летчики младший лейтенант М. А. Павлюков и младший лейтенант И. И. Степанов, погибли в авиакатастрофе младший лейтенант В. И. Пономарев и младший лейтенант И. П. Силин, а лейтенант С. И. Саяпин, будучи подбитым в воздушном бою, разбил самолет при вынужденной посадке и сам получил ранения. Можно сказать, что 19-му гвардейскому полку повезло: никто из его летчиков не пострадал, лишь сбитый в бою лейтенант С. И. Дронов спасся на парашюте.

     769-й полк ПВО потерял в воздушных боях 2 истребителя (Як-9 и Як-7б), к счастью, командир эскадрильи старший лейтенант И. Ф. Ушкалов и летчик младший лейтенант Русанов спаслись на парашютах.

     Летчик 196-го полка младший лейтенант Юрков тоже был сбит в воздушном бою, он вынужден был оставить свой горящий Як-1 и спастись на парашюте.

     В воздушных боях были потеряны также два Як-9, правда, летчики уцелели.

     Несколько истребителей получили повреждения по различным причинам. Например, на «Аэрокобре» старшего лейтенанта И. И. Разумова (20-й гвардейский полк) в результате чрезмерного форсирования заклинило мотор, были повреждены в боях ещё не менее трёх «Аэрокобр» этого же полка, один Як-9 из 767-го полка ПВО был подбит в бою, но смог совершить посадку на своем аэродроме.

     668-й штурмовой полк от атак немецких истребителей безвозвратно потерял два Ил-2, ещё несколько штурмовиков были повреждены. Считаются не вернувшимися с боевых заданий младший лейтенант М. А. Рогов с воздушным стрелком рядовым Семиным, младший лейтенант А. Я. Шипилов с воздушным стрелком старшиной Петровым, младший лейтенант Козубов с воздушным стрелком сержантом Донченко, лейтенант В. М. Рыбаков. В боях были подбиты, но совершили посадки майор М. Ф. Неминущий, старший лейтенант Савицкий и другие летчики.   

     Два Пе-2 потерял в воздушных боях 80-й бомбардировочный полк, при этом погиб воздушный стрелок-радист сержант П. И. Кириленков.

     815-й бомбардировочный полк потерял два Ил-4. Один из них был подбит в воздушном бою, горящим произвел посадку на свой аэродром Мурмаши и сгорел, к счастью, экипаж младшего лейтенанта Чухно не пострадал. Другой Ил-4 младшего лейтенанта Чумкова был подбит огнем зенитной артиллерии и добит Ме-109 в районе Луостари, экипаж вынужден был выброситься на парашютах. Несколько бомбардировщиков имели повреждения различной степени. Так, только во время одного налета 815-го полка на аэродром Луостари сразу восемь Ил-4 получили осколочные пробоины от зенитного огня.
 
     В общем, судя по всему, потери 7-й Воздушной армии были явно больше указанных в цитируемом мною документе. Кстати, в «Журнале боевых действий» Карельского фронта наши потери оценены в 26 самолетов.

     Ну, а какие же потери понесли немцы? Ведь, как мы помним, наши летчики заявили о 37 воздушных победах. Соотносятся ли эти заявки с реальными потерями противника? Что ж, я собрал всю доступную информацию из различных источников, в том числе «Журнала боевых действий» 7-й Воздушной армии, «Журналов боевых действий» авиадивизий и авиаполков, наградных и прочих документов. И вот какая у меня получилась картина:

     В период 07.21-07.55 в районе высоты 202,0 летчики 20-го гвардейского полка старший лейтенант М. И. Иванцов и лейтенант С. И. Саяпин сбили по одному Ме-109.

     В период 07.32-08.30 северо-восточнее Луостари летчики того же 20-го гвардейского полка майор П. С. Кутахов, старший лейтенант М. В. Шилков, старший лейтенант И. И. Разумов, младший лейтенант М. П. Делаев и младший лейтенант В. И. Савинов также уничтожили по одному «Мессеру» каждый.

     Около 07.50 в районе высоты 281 воздушный стрелок 668-го штурмового полка сержант Поляков сбил Ме-109.
 
     Один ФВ-190 в период 08.40-14.17 сбил южнее озера Харл-ярви лейтенант С. И. Дронов из 19-го гвардейского полка.

     В период 08.50-09.50 возле реки Валас-Йоки отличились летчики 767-го полка ПВО: младший лейтенант В. П. Знаменский лично сбил один «Мессершмитт», ещё два Ме-109 уничтожили в составе звена младший лейтенант Т. Д. Гусинский, лейтенант Н. Е. Матвеев и младший лейтенант Ф. И. Цацулин.

     Младший лейтенант В. И. Фёдоров из того же 767-го полка ПВО сбил Ме-109 в период 09.00-10.00.

     Убедительную победу в период 09.55-11.20 в районе Луостари одержали летчики 29-го гвардейского полка: старший лейтенант И. С. Леонович сбил сразу два Ме-109 (причем, по утверждению победителя один немецкий летчик выпрыгнул с парашютом), а майор А. Ф. Дворник и младший лейтенант В. Ф. Ковалев сразили по одному Ме-109.

     Летчик 20-го гвардейского полка старший лейтенант И. И. Разумов в период 10.16-10.49 сбил «Мессер» в 3 км западнее озера Лайя.

     Примерно в 10.50 две победы одержали летчики 769-го полка ПВО:  лейтенант Л. И. Демин сбил ФВ-190 в 2 км южнее Луостари, а младший лейтенант В. П. Мигачев сбил Ме-109 в 10 км северо-восточнее Луостари.

     Один Ме-109 в период 11.40-11.45 уничтожил восточнее Луостари капитан Г. Ф. Дмитрюк из 19-го гвардейского полка.

     Также один Ме-109 возле Луостари сбил в период 12.20-13.20 летчик 29-го гвардейского полка младший лейтенант П. И. Емельянов.

     А в районе озера Чапр в период 12.50-13.26 лейтенант А. Г. Шепелев из 20-го гвардейского полка вместе с напарником уничтожил пикирующий бомбардировщик Ю-87. 

     Младший лейтенант Г. Б. Мандрыкин из 196-го полка в период 16.05-17.10 сбил один «Мессершмитт» южнее Луостари.

     В 16.45 по одному Ме-109 записали на свой счет летчики 768-го полка ПВО лейтенант П. И. Бабушкин и младший лейтенант Писарев.

     В период 16.45-17.35 летчики 20-го гвардейского полка лейтенант С. С. Полыга и младший лейтенант Ю. Я. Смирнов сбили в районе Луостари по одному ФВ-190. Как доложили наши летчики, с одного из ФВ-190 выпрыгнул с парашютом летчик противника.

     Отличился даже пилот Ил-2 старший лейтенант Б. А. Хлуновский (668-й штурмовой полк), который около 16.55 срубил «Мессера» в квадрате 0228.

     Капитан П. З. Кочегин из 19-го гвардейского полка сбил лично одного Ме-109 в  5-6 км западнее Луостари, а позже в период  17.20-17.30 в составе восьмерки сбил второй Ме-109.

     А оборонительным огнем экипажей Пе-2 звена майора Петрова (80-й бомбардировочный полк) был уничтожен один Ме-109 в районе Луостари.

     Кто из летчиков сбил ещё пять Ме-109 установить мне пока не удалось. Хотя, и без этого список воздушных побед летчиков 7-й Воздушной армии получился достаточно впечатлительным.

     Правда, с документальным подтверждением этого списка со стороны немцев не всё так просто. Можно даже сказать — весьма и весьма проблематично. Впрочем, судите сами. 

     Согласно документов противника за весь день ожесточенных боев 9 октября 1944 года JG.5 потеряла погибшим одного-единственного летчика — Uffz. Josef Suske, который на своем Bf 109G-6 W.Nr. 166078 «Schwarze 7» в 5 км юго-восточнее аэродрома Петсамо был сбит то ли огнем с земли, то ли в воздушном бою. Немецкий ас (имел на счету 17 побед) выпрыгнул с парашютом, но тот не раскрылся.

     Другой немецкий летчик — Ltn. Karl-Heinz Koch на Fw 190F-8 был подбит в бою с «Аэрокобрами», но смог произвести вынужденную посадку недалеко от Петсамо и не пострадал.

     Еще два Bf 109G были уничтожены на аэродроме в результате артиллерийского обстрела, а один Bf 109G получил повреждения на земле обстрелом с самолетов.

     Из состава NSGr.8 один самолет был уничтожен на земле обстрелом артиллерии, а второй — поврежден  на земле авиабомбой (судя по всему, этот успех можно отнести на счет летчиков ночного бомбардировщика По-2 121-го смешанного полка, которые доложили о повреждении одного самолета противника на аэродроме Сальмиярви). 

     Также на аэродроме при артобстреле были потеряны два Fw 189 из 1.(Н)/32.

     Вот и все потери немецкой авиации.

     Как видим, больше всего потерь немцам нанесли безвестные армейские артиллеристы, а не «Сталинские соколы». А как же заявленные нашими летчиками 37 воздушных побед? К сожалению, получить исчерпывающий ответ на это будет довольно сложно. Чтобы не погрязнуть в утомительных рассуждениях, я констатирую лишь два главных и неоспоримых, на мой взгляд, факта: во-первых, несмотря на то, что война подходила уже к концу, стрелять метко наши летчики так и не научились, а во-вторых, менталитет у нас такой, что наш человек часто любит выдавать желаемое за действительное. 

     И в заключение — весьма любопытное сравнение. Дело в том, что не только авиаторы  нашей 7-й Воздушной армии установили рекорд по числу сбитых самолетов за один день, но и летчики немецкой JG.5 — именно в день  9 октября 1944 года этой эскадре была официально засчитана 3.000-я воздушная победа. В общем, два значительных рекорда, но, какая большая между ними разница...   


Рецензии
Война это не только победы или потери, это еще и работа всего народа.
Одних только ручных гранат было выпущено 300000000 штук, на каждого советского гражданина по паре...
В 1982 году моя рота метала гранаты 1943 года выпуска...

Андрей Бухаров   31.07.2021 22:24     Заявить о нарушении
Да, клепать оружие в неимоверных количествах у нас умели...

Олег Каминский   01.08.2021 09:13   Заявить о нарушении
Опыт ПМВ был учтен...

Андрей Бухаров   01.08.2021 10:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.