Апофеоз душевной красоты

     Был у нас на первом курсе предмет «Введение в литературоведение» назывался, или коротко – литвед. Преподавала нам его Марина Васильевна, молоденькая, очень красивая женщина. Предмет весьма  серьезный. Надо было внимательно слушать, занятий не пропускать , и тогда ,после блестящих семинарских, успех  в виде  «автомата» был обеспечен. Чего не скажешь обо мне и моем окружении.
     Сидим, маемся. До конца пары еще больше пол-часа. Жека Анпил , угрюмо поглядывая на преподшу, что-то усердно пишет. Танат клюет носом, но вовремя просыпается. Жига зевает. В общем, тоска.
     А спереди сидит наш ботан – Миша  с проспекта. Вообще то, зовут его Михаил. Гордость нашего факультета, выпускник гимназии с гуманитарным уклоном. Сам декан громогласно объявил его «Золотым пером института». К слову сказать, «Серебряным  пером»  был условно награжден наш неутомимый плановой Танат , а титул  «Дубового пера» , с  общего согласия всех преподов, достался  Жеке.
     Как-бы описать нашего Мишу ?  Более точно. В общем, представьте себе исполнителся Сергея Крылова. Ну, того самого , который пел «Дево-дево-девочка моя» Вот самое точное описание. Только Миша всегда выглажен и отутюжен. И намного моложе. Он часто перебивает преподов на лекциях, пафосно острит и даже спорит. Чего мы ему, по общему скудоумию, конечно же, простить не можем. Мишкин широкий, стриженый затылок прямо передо мной. Он начинает меня бесить. До конца пары еще с пол-часа. Блин, ну что же ты, Марина, так нудно перебираешь  треклятые размеры стихосложения ?!... Тоска !... И тут я вспомнил, что Мишка торчит мне 200 монет. Сумма, по тем временам, просто баснословная. В принципе, он у меня лично ничего не занимал, но в день стипендии я отмазал его от наездов нашего бандюгана, второкурсника  Грини. И  Мишка , потеряв голову от счастья, тут же пообещал меня вознаградить.  Судьба студента очень печальна. А удача переменчива. Я тогда, имея монеты, великодушно похлопал его по плечу. Тем и ограничился. А сейчас с голодухи кишки выворачивает. У кентов тоже карманы пустые. Вон, Анпил вообще без настроения сидит. Что-то агрессивно в тетрадочку пишет.
     Я  слегка наклоняю  голову  к краю пюпитра и окликаю Мишку. Мишка слышит меня, начинает нервничать, но виду не подает.
- Миша, слышь ? , - не унимаюсь я, - Разговор есть.
- Не мешай слушать лекцию, пожалуйста ! , -  отчеканивает Миша, не поворачивая головы.
- Да слушай, кто тебе не дает !, - успокаиваю я, - Разговор буквально на пять сек.
 Мишка молча,  невозмутимо слушает лекцию. На меня ноль внимания. Крепкий, основательный такой боровичок. Некогда ему на шантрапу время свое драгоценное понапрасну растрачивать.
- Ты Гриню Комарова помнишь ?, - многозначительно напоминаю я, - Салам тебе от него !
Мишка , словно игнорируя мои слова, наклоняется к Вике Орлинской, нашей старосте. Что-то шепчет ей на ушко. Та бесстыже хихикает . Показывает нам язык и снова  устремляет свой взор на габаритную гордость  нашего факультета. В ее глазах восхищение .
- Э, кабан !  К тебе обращаются ! – грубо вмешивается Анпил. Он до этого молча наблюдал за нашей возней, но, видимо, тоже не выдержал.
- Поговорим тогда, когда лекция завершится !,  -  членораздельно, как врач пациенту из дурки, объясняет Миша. Он что-то смакует в своей  светлой голове , и выдает  :  «С каких это пор у просителей завелись адвокаты ?!    A *La  Перри Мейсон !»
       Каюсь, в первые минуты мы почти ничего из язвительного Мишкиного выпада не поняли. Какой-то Мейсон …  Из «Санта-Барбары», что-ли ?   Но то, как бешено заржала Вика, окончательно вывело нас из равновесия. Судите сами : бить кабана нельзя – впереди сессия.  Мы ее не вытянем. Мы и так, по сути, уже на волоске. Парировать его не вполне понятные (но для других – смешные ) шуточки – довольно проблематично.  Вместо этого мы с Женькой переглянулись. В стальных глазах Анпила я одновременно увидел отблески первобытных огней и узкое лезвие охотничьего ножа.
- Нууу , гнида !..., - судорожно выдыхает Жека . Он произнес это тихо, но от  его зловещего шипения внезапно проснулся Танат.
     Я тяжело дышу и смотрю на заливающуюся в смехе Вику. Вот оно, воспетое поэтами женское постоянство !..  А ведь буквально вчера я закрывал ее от жестокого февральского ветра на остановке. Ладно …
 Короче, теперь  у нас  есть стимул  спокойно дождаться конца пары и придумать для Мишки достойную казнь. Если я дам пару шопалей, то Женьку это только подстегнет. Нет, здесь нужно что-то оригинальное.
И вдруг Жигер, который до того  вообще молча наблюдал за нашей возней, вырывает из тетради двойной лист , выпрашивает у девчат маркер, и склонившись, начинает что-то старательно выводить. Минута, и на Мишкином свитере прочно закреплена импровизированная табличка.
Вначале прыснул Танат. Потом улыбнулся я. А когда заржал Женька, к нам, не сбавляя голоса , направилась Марина. Она тоже  незаметно наблюдала за нашим рядом все это время. Как оказалось.
   В общем, Жига не успел содрать с Мишкиного свитера листок. Или не захотел. Потому, что сзади слышался смех девчат из последних рядов.  Марина остановилась около нас , листок попался ей на глаза. Она даже слегка наклонилась.
                «Я – ТОЛСТЫЙ, ЗЛОБНЫЙ МУ…К !!!»  -
 Было крупно начертано на  листке, словно послание грядущим поколениям. И , зачем-то, три восклицательных знака. Перестарался Жига с интонацией.  А потом …  В общем, мы ожидали чего угодно, но только не этого.  Марина прочла еще несколько примеров из особенностей стихосложения и вдруг ее затрясло. Она не могла остановиться.     Гомерический хохот эхом отдавался в огромной аудитории. Не знаю, видимо она сопоставляла содержание  надписи  с невозмутимым, сосредоточенным Мишкиным лицом. Вкупе с габаритами . С растерянно повернувшейся в нашу сторону Викой. Не вдавался в подробности. Мы просто молча сидели и тревожно наблюдали за нашей преподавательницей. У меня даже мелькнула мысль  помчаться за стаканом воды. Мало ли.
    Короче, Васильевна отсмеялась, содрала листок с Мишкиной спины, лукаво обвела нас взглядом и степенно вышла из аудитории. Я бы даже сказал, величественно. Словно и не ржала пять минут назад, держась за живот.
    А на следующей паре мы стояли перед  Мариной в ее просторном кабинете. Забыл сказать, что она так же выполняла обязанности куратора группы. Я это все к тому, что уже недельки две занимал первое место в рейтинге тех, чьи родители рисковали попасть на прием  к декану. После подобного разговора, непослушное чадо либо подвергалось определенным исправительным воздействиям , либо навсегда покидало стены ВУЗа. Короче, стоим, мнемся. Мише с Викой, почему-то,  разрешили присесть.
- Так сильно спешите на прямую связь с деканом ?, - участливо поинтересовалась Марина Васильевна . , - Завидная прыть !...
    Молчим. Что сказать то ? К разговору с деканом никто из нас морально не готов.
- Прекрасно !, - воодушевленно пропела наша Фемида, - Теперь разберем опусы, коими вы соизволили украсить спину вашего однокурсника.
- Ну, во-первых, это гнусно !, - посчитала нужным влезть в разговор Вика , - Исподтишка ! Не по-мужски ! Разве так можно с человеком ? Сами спровоцировали, сами эту гадость и прилепили !
 Марина, укоризненно смотрела на нас. В ее натянутой улыбке ничего, кроме омерзения, не читалось.
- С эстетической точки зрения вы допустили грубейшую ошибку, - продолжила Марина после того, как стихло Викино кудахтанье, - Я уже умолчу о литературных недоработках .
  Жигер страдальчески морщился и отворачивался к окну. Танат старательно исследовал давно требующий ремонта потолок. Анпил, свирепо поглядывая на Вику, очевидно прокручивал в голове все возможные варианты суровой расправы. Один я , сохраняя  на лице скорбное выражение мук и раскаяния , старался легким кивком головы соглашаться с выговорами Марины.
- Высмеивать физические недостатки, особенности телосложения … Это же верх вашей собственной неполноценности !, - набирала обороты Марина по мере того, как мои кивки становились слабее, - Сорвали большую часть лекции ! Я уверена, даже материал попросту прослушали ! … Далее !.. Что значит , злобный ?!.. Когда это Михаил злобствовал в отношении вас ? Потрудитесь вспомнить ! Не в ту ли сессию, когда вы всем квартетом списали все его практические задания ?!...
     Уау, думаю, лучше бы ты нас к декану отвела !  Переглядываюсь с остальными. Все трое что-то усердно разглядывают в узорах убитого временем линолеума.
- Раз и навсегда уясните для себя : красота не всегда выражение физического показателя !, - словно вбивая гвозди в стену чеканила Марина, - Наиболее предпочтителен, объясним и жизненно доказан  именно эталон душевной красоты ! Поступки, а не слова характеризуют личность ! Поступками, честными отношениями, готовностью придти на помощь человек прекрасен, а не вашими лживыми ценностями !
- Ну да, жрать в три горла , чтобы под два центнера весить – это прекрасно !, - тихо шепнул  Анпил.
- Плюс, еще одно довольно не литературное выражение !..., - продолжала Марина, неприязненно оглядывая нас, -   На «эм» ! Фи ! Какое мерзкое словцо !  ( словно сама не смеялась вместе с нами пол-часа назад )
- Вы что себе позволяете , господа студенты ?... Извольте объясниться ?! Где набрались таких эпитетов ?
- Типа, апофеоз душевной красоты ?, - не вовремя   среагировал Танат . Очевидно, он не успевал за стремительным ритмом Марининых мыслей. Из каких  глубин его светлейшей головы вылезла эта потешная фраза – ума не приложу. В общем, получилась какая-то глупость.
     Первой засмеялась Вика. Потом не выдержал я. Жека  ржал как орловский рысак. Жига трясся в беззвучном хохоте, словно впервые увидел Кабана. Один Мишка , нервно перебирая пальцами, елозил на сиденье дивана.
    Лицо Марины начало покрываться пятнами. Губы скривились. В зловещих скандинавских глазах мелькнул огонь.
- Вон отсюда !!!... Вооон !.... -  последнее, что услышали мы вслед, когда вылетели в коридор.
 В коридоре, приводя в порядок дыхание, мы  молча переглянулись.
- Стопануться надо !, - решительно изрек Жига , - Итак по нитке ходим. Все, с завтрашнего дня никаких движений. Пришли, отучились, ушли. Мал не ломаем, креков не цепляем. Кабана обходим за километр.
- Ну, так то – да , - согласился Жека  Анпил , - Такую душевную красоту задевать опасно. Хрупкая она , красота то.  Сломаться может. Апофеоз, блин, духовной красоты.
- Душевной !, - вскипел Танат ! , - Душевной красоты ! Сколько раз повторять ?...
     К слову говоря, сессию мы тогда сдали фартово . И если бы не идиотская ситуация с древнегреческим театром, в которую нас втянул Жига, можно было бы сказать, что мы отделались  вполне благополучно.


Рецензии