27 августа 2014 года

(22:39)

Сегодня, наконец, выходили на улицу. Было приятно подышать свежим воздухом, несмотря на то что день был пасмурным и довольно прохладным. Ездили покупать джинсы и получать страховое свидетельство. Сделали всё, что запланировали. Из-за этого лишился утреннего просмотра кино. Не знаю, как я это переживу, просто катастрофа. Зато с большим удовольствием, уже второй день подряд, читаю мемуары герцога де Сен-Симона. Его вдохновенные описания дофина (внука Людовика XIV) и большая искренняя симпатия к нему, а также схожесть во взглядах, благочестие и мудрость не по годам – всё это вызывает невероятную радость при мысли о том, что жил когда-то на свете и в такое время такой замечательный и умный человек. И чувствуешь некую преемственность – как это и вообще нередко происходит, когда читаешь творения великих писателей. Они жили столетия назад, но человеческая природа совсем не изменилась за это время – по крайней мере, когда её описывают такие тонкие и проницательные наблюдатели. И мысли их близки тебе настолько, что хочется буквально пожать руку, поговорить с этими людьми и выразить своё удивление от того, что за сотни лет, и правда, ничего не изменилось. Когда читаешь про отношения с дофином, которые описывает Сен-Симон, в глазах встают слёзы умиления и счастья – состояние, которое не поддаётся логическому объяснению. То есть, хотя я и пытался обосновать до этого свою радость, всё это кажется мне слишком неубедительным как повод для таких живых и непритворных эмоций. И, тем не менее, именно в такие моменты я осознаю, что не зря живу на свете, что вижу, нахожу и чувствую то же, что и люди, близкие мне по духу, испытывали намного раньше. А главное – сумели записать это. Да так, что теперь оно вызвало у меня такую реакцию.

В подобные моменты я понимаю, что это – именно то, чего я ищу и в литературе, и в музыке, и в кино, и в любом другом виде искусства. Это живые люди, живые чувства, бесконечно повторяющиеся, бесконечно трогательные и светлые. Автор настолько попадает в точку, что уже невозможно ошибиться в подлинности сказанного – так проникновенно звучат эти слова и так явственно отзываются в твоей душе. Жаль, что такие слова звучат нечасто и нечасто наступают такие мгновения. Но я всегда знаю, что они есть и ещё будут проявлять себя – эти частички истины, лишь слегка приоткрывающие её занавес. Возможно, стоит научиться получше распознавать их в самых разных местах, а не просто ждать подходящего случая. Хотя, по-моему, невозможно выучиться такому мастерству. Оно приходит постепенно, если ты стремишься жить спокойно, в гармонии, уходя от внешних препятствий или попросту забывая о них и смотря на происходящее со стороны. Только тогда вещи начинают проявлять свою истинную сущность. Но внешний мир давит на тебя, и прекрасные видения довольно быстро улетучиваются. Вот и живёшь от одного такого видения до другого, а всё, что между ними – лишь бледное подобие правды, которое только отвлекает и развлекает, но, по большей части – навевает тоску. Таков удел человека – если только он не готов жертвовать всем ради тех усилий, которые необходимо приложить, чтобы видения эти длились дольше и становились для него самой жизнью, а не одним лишь её призрачным блеском. Я постоянно к этому стремлюсь. Правда, больше говорю о том, что стремлюсь, чем реально делаю это – но по-прежнему жажду добиться успеха. Впереди у меня новые нелёгкие времена и новые испытания для важной проверки, а именно – способен ли я добиться желаемого.


Рецензии