В. А. Жуковский и русская музыка

Тема "Жуковский и музыка" мало исследована. При всем том она представляется весьма обширным полем деятельности как для филологов, так и для музыковедов. В первом приближении можно предложить следующие направления исследований:
1. Создание справочника "Произведения В.А. Жуковского, положенные на музыку в XIX-XX вв."
2.  Музыка в быту семей Буниных, Жуковских, Юшковых  и их круга.
3. Музыкальные впечатления и музыкальные интересы в жизни В.А.     Жуковского.
4. Музыкальность поэзии В.А. Жуковского.
5. Музыкальная терминология (жанры,  лексемы и т.п.) в поэзии В.А. Жуковского.
6. В.А. Жуковский и русские композиторы (к вопросу о личных связях)

О музыкальности  стихов Жуковского  говорили и его современники, и   литераторы  XIX века (например, Н.Полевой в "Очерках русской литературы") , и  литературоведы ХХ века. Так, Б.М. Эйхенбаум посвятил отдельную главу  музыкальности интонаций поэзии В.А. Жуковского в книге "Мелодика русского лирического стиха".

Музыкальная терминология в поэзии  В.А. Жуковского представлена, во-первых,  набором музыкальных жанровых определений ( гимн, романс, песня), во-вторых, набором синкретичных жанровых определений (баллада, элегия), в-третьих, набором лексем, относящихся к семантическому полю "музыка" ( певец, бард, мелодия, арфа, лира и т.п.). Подробное  исследование в таком направлении еще ждет своих энтузиастов. Современному исследователю - лингвисту, литературоведу или музыканту - возможно, будут также интересны  приемы языковой выразительности, прежде всего тропы и фигуры речи,  сближающие стихосложение с музыкальной речью.

Круг музыкальных впечатлений В.А. Жуковского тоже пока не рассматривался  со всей научной тщательностью. В эпистолярном наследии поэта, в мемуарах современников,  в биографических исследованиях  можно почерпнуть сведения о том, какие музыкальные инструменты были в доме Буниных, какую музыку слушали в семье, в кругу друзей, но далеко не всегда эти данные относятся непосредственно к В.А. Жуковскому . Многое мы  можем  только предполагать.
 
Например, из биографического очерка  К. Зейдлица   известно, что в доме Буниных играли на музыкальных инструментах: Варвара Афанасьевна Бунина (Юшкова) " имела большие музыкальные дарования, играла на фортепиано и пела очень изрядно", Андрей Григорьевич Жуковский "играл на  скрипке и тщательно занимался богослужебным пением в доме и  в церкви". Там же рассказано  о музыкальных вечерах в доме Юшковых, о музыкально-театральных увеселениях и музицировании в имении Плещеевых Чернь. Умел ли сам В.А. Жуковский играть на каком-либо инструменте мы с уверенностью сказать не можем. Но можем предположить, что элементарные навыки игры на  фортепиано у него были, поскольку в Благородном пансионе при Московском университете в то время уже  существовали фортепианные классы, и предмет был в числе обязательных.

Еще один факт биографии В.А. Жуковского  дает пищу для размышлений. 3 августа 1812 года  поэт исполнил романс  "Пловец", написанный  его другом А.А. Плещеевым. Это событие описано во всех биографиях Жуковского. Но внимание исследователей  во всех случаях было обращено на  реакцию  слушателей, а именно Екатерины Афанасьевны Протасовой, в связи с  их непростыми  личными  отношениями. А с позиции музыки факты не менее занимательны! В.А. Жуковский пел сам [Выдел. мной. - Е.К.]. Можно предположить,  что  Жуковский  знал нотную грамоту, а не выучил романс  "с голоса". Только предположить: в биографии поэта нет  никаких сведений на этот счет.

Если говорить о музыкальных пристрастиях, то следует отметить  популярность романсов и   песен в народном стиле на  стихи Нелединского-Мелецкого: их  любили и часто исполняли в доме Юшковых.

О музыкальных впечатлениях, связанных с западноевропейской музыкой, можем судить тоже лишь по косвенным данным.
 
Известно,  что в 1802г. Андрей Тургенев прислал В.А. Жуковскому издание оратории Й. Гайдна "Четыре времени года" (по поэме Томсона "Времена года") с либретто Ван Свитена. Прислал потому, что  музыкой Гайдна увлекались братья Тургеневы и их друзья, а Андрей Тургенев во время пребывания  за границей  в Вене слушал симфонический оркестр  под управлением Гайдна. Возможно, что интерес был двойной: общим увлечением Жуковского и Андрея Тургенева была и музыка Гайдна, и поэзия английского сентиментализма.  В.А. Жуковский выполнил перевод либретто, оно впоследствии было издано отдельно.

         Неожиданным сближением могу назвать мысль Б.Асафьева о том, что Жуковский по отношению к Пушкину занимает такое же положение, которое занимает Гайдн по отношению к Моцарту.

Из дневников В.А. Жуковского известно, что  в 30 апреля 1833г.             в Италии в театре Сан-Карло в Поццуоли он слушал  оперу В. Беллини "Ромео и Джульетта", а 8 июня 1839г. на вечере  в доме Рейтернов слушал музыку Бетховена и Мендельсона ( не указано, что именно).

Обладая тонким музыкально-поэтическим слухом, В.А. Жуковский  создавал не только  замечательные литературные  переводы, но и переводы к  иностранным музыкальным произведениям. Например, в 1836г.  в содружестве с В. Одоевским он выполнил перевод шиллеровской "Оды к радости" для первого исполнения в России  9-й симфонии Бетховена.
 
Музыкальные впечатления - немаловажный факт именно для Жуковского. Как писал Б.Асафьев, "музыка живет в быту... Но не одними великими композиторами и виртуозами живет музыка. Она держится и существует ее звучанием (интонированием) во всех кругах общества..."  Музыка - это  то, что с рождения сопровождало поэта. Музыка - то, что впитывалось, что воспринималось как норма существования. И музыка заговорила под пером В.А. Жуковского на языке поэзии.


Рецензии