В. А. Жуковский и русская музыка
1. Создание справочника "Произведения В.А. Жуковского, положенные на музыку в XIX-XX вв."
2. Музыка в быту семей Буниных, Жуковских, Юшковых и их круга.
3. Музыкальные впечатления и музыкальные интересы в жизни В.А. Жуковского.
4. Музыкальность поэзии В.А. Жуковского.
5. Музыкальная терминология (жанры, лексемы и т.п.) в поэзии В.А. Жуковского.
6. В.А. Жуковский и русские композиторы (к вопросу о личных связях)
О музыкальности стихов Жуковского говорили и его современники, и литераторы XIX века (например, Н.Полевой в "Очерках русской литературы") , и литературоведы ХХ века. Так, Б.М. Эйхенбаум посвятил отдельную главу музыкальности интонаций поэзии В.А. Жуковского в книге "Мелодика русского лирического стиха".
Музыкальная терминология в поэзии В.А. Жуковского представлена, во-первых, набором музыкальных жанровых определений ( гимн, романс, песня), во-вторых, набором синкретичных жанровых определений (баллада, элегия), в-третьих, набором лексем, относящихся к семантическому полю "музыка" ( певец, бард, мелодия, арфа, лира и т.п.). Подробное исследование в таком направлении еще ждет своих энтузиастов. Современному исследователю - лингвисту, литературоведу или музыканту - возможно, будут также интересны приемы языковой выразительности, прежде всего тропы и фигуры речи, сближающие стихосложение с музыкальной речью.
Круг музыкальных впечатлений В.А. Жуковского тоже пока не рассматривался со всей научной тщательностью. В эпистолярном наследии поэта, в мемуарах современников, в биографических исследованиях можно почерпнуть сведения о том, какие музыкальные инструменты были в доме Буниных, какую музыку слушали в семье, в кругу друзей, но далеко не всегда эти данные относятся непосредственно к В.А. Жуковскому . Многое мы можем только предполагать.
Например, из биографического очерка К. Зейдлица известно, что в доме Буниных играли на музыкальных инструментах: Варвара Афанасьевна Бунина (Юшкова) " имела большие музыкальные дарования, играла на фортепиано и пела очень изрядно", Андрей Григорьевич Жуковский "играл на скрипке и тщательно занимался богослужебным пением в доме и в церкви". Там же рассказано о музыкальных вечерах в доме Юшковых, о музыкально-театральных увеселениях и музицировании в имении Плещеевых Чернь. Умел ли сам В.А. Жуковский играть на каком-либо инструменте мы с уверенностью сказать не можем. Но можем предположить, что элементарные навыки игры на фортепиано у него были, поскольку в Благородном пансионе при Московском университете в то время уже существовали фортепианные классы, и предмет был в числе обязательных.
Еще один факт биографии В.А. Жуковского дает пищу для размышлений. 3 августа 1812 года поэт исполнил романс "Пловец", написанный его другом А.А. Плещеевым. Это событие описано во всех биографиях Жуковского. Но внимание исследователей во всех случаях было обращено на реакцию слушателей, а именно Екатерины Афанасьевны Протасовой, в связи с их непростыми личными отношениями. А с позиции музыки факты не менее занимательны! В.А. Жуковский пел сам [Выдел. мной. - Е.К.]. Можно предположить, что Жуковский знал нотную грамоту, а не выучил романс "с голоса". Только предположить: в биографии поэта нет никаких сведений на этот счет.
Если говорить о музыкальных пристрастиях, то следует отметить популярность романсов и песен в народном стиле на стихи Нелединского-Мелецкого: их любили и часто исполняли в доме Юшковых.
О музыкальных впечатлениях, связанных с западноевропейской музыкой, можем судить тоже лишь по косвенным данным.
Известно, что в 1802г. Андрей Тургенев прислал В.А. Жуковскому издание оратории Й. Гайдна "Четыре времени года" (по поэме Томсона "Времена года") с либретто Ван Свитена. Прислал потому, что музыкой Гайдна увлекались братья Тургеневы и их друзья, а Андрей Тургенев во время пребывания за границей в Вене слушал симфонический оркестр под управлением Гайдна. Возможно, что интерес был двойной: общим увлечением Жуковского и Андрея Тургенева была и музыка Гайдна, и поэзия английского сентиментализма. В.А. Жуковский выполнил перевод либретто, оно впоследствии было издано отдельно.
Неожиданным сближением могу назвать мысль Б.Асафьева о том, что Жуковский по отношению к Пушкину занимает такое же положение, которое занимает Гайдн по отношению к Моцарту.
Из дневников В.А. Жуковского известно, что в 30 апреля 1833г. в Италии в театре Сан-Карло в Поццуоли он слушал оперу В. Беллини "Ромео и Джульетта", а 8 июня 1839г. на вечере в доме Рейтернов слушал музыку Бетховена и Мендельсона ( не указано, что именно).
Обладая тонким музыкально-поэтическим слухом, В.А. Жуковский создавал не только замечательные литературные переводы, но и переводы к иностранным музыкальным произведениям. Например, в 1836г. в содружестве с В. Одоевским он выполнил перевод шиллеровской "Оды к радости" для первого исполнения в России 9-й симфонии Бетховена.
Музыкальные впечатления - немаловажный факт именно для Жуковского. Как писал Б.Асафьев, "музыка живет в быту... Но не одними великими композиторами и виртуозами живет музыка. Она держится и существует ее звучанием (интонированием) во всех кругах общества..." Музыка - это то, что с рождения сопровождало поэта. Музыка - то, что впитывалось, что воспринималось как норма существования. И музыка заговорила под пером В.А. Жуковского на языке поэзии.
Свидетельство о публикации №221071400779