Уровни наших трудов

Мы все трудимся. И наш труд - в применении к нашей личности - имеет разные уровни.
То есть: уровень физического труда;
уровень интеллектуального труда;
уровень духовного труда.

Каждый из этих уровней требует от нас образования, профессиональной подготовки, умений, навыков, способностей, определенных даров, возможностей, внутренних качеств личности.

Требует - в разной степени и вообще по-разному.

В разной степени каждый уровень труда воздействует на личность человека, на ее развитие, совершенствование. Некоторые виды труда тормозят процесс развития человеческой личности, вплоть до деградации внутреннего мира человека. Тогда как другие помогают совершенствованию творческих качеств личности необыкновенно.

Уровни нашего труда:
Уровень ремесленных умений, навыков;
Уровень искусства. Творчество.
Уровень научных исследований, опытов, исканий. Научное творчество.
Уровень духовных изысканий, где теория неразрывно связана с практикой.

Именно творчество в его высших проявлениях - в науке, в духовных исследованиях - делает человека человеком.

Речь пронизывает все уровни труда человека: организуя их, делая понятными, ясно осознаваемыми, упорядоченными, озвученными и записанными (когда это необходимо)

Именно высокоинтеллектуальные уровни труда и творческие духовные виды труда особенно выраженно пользуются Словом. И без слова не могут существовать, как не имеющие возможность выразить свою мысль.

Тогда как физический уровень труда вообще обходится или без слов или набором самых простых слов.

Только интеллектуальный творческий созидающий труд в полной мере использует весь лексикон и, при необходимости, изобретая или находя новые слова для новых случаев, новых видов, новых ситуаций и всего того, что творческий и научный подход обнаружит в мире нового и неоткрытого.

Духовный труд в своей научной и практической деятельности может восходить в такие формы, где Речь, Слово умолкает.
И уступает место особым формам выражения и общения, которые доступны далеко не каждому человеку. Такие виды или формы самовыражения и общения в полной мере доступны лишь Святым людям.

Например, знание невысказанных мыслей собеседника, знание прошлой, настоящей жизни собеседника. Знание будущего, как уже совершившегося.


О сложности и тяжести духовного труда.
Вот такой пример, который я сама слышала. Один старый священник Елоховского собора (Богоявленский собор у метро Бауманская в Москве) рассказывал:
Люди иногда думают - ну что там, принял исповедь или еще проще - совершил обряд отпевания... Подумаешь, помахал кадилом у гробика и прочитал недолгие молитвы. И все тут!
Но это духовный труд! Трудится наша душа и наш Дух. Так вот, иногда так тяжко отпевать человека, что кажется - сейчас рядом с ним в гроб лягу! (это я почти цитирую слова этого священника - протоиерея Александра).

Еще пример из жизни.
Это рассказ о языке духовного мира, то есть это уже не словесный язык, а другие формы знания и общения. Расскажу кратко.

Знаменитая Глинская пустынь (монастырь). 1960е годы. В монастырь часто наведывался один торговец Василий. Это был простой мужичок, торговал он своими овощами и фруктами, у него была семья.
Проезжая мимо Глинской пустыни (он ездил на мотоцикле с коляской), он всегда заходил проведать знакомых ему старых монахов. И вот, приехав в очередной раз в пустынь, Василий встретил на тропинке одного из своих старых знакомцев.
Старик с тревогой стал рассказывать Василию, что у них в пустыни жил один монах отец Варлаам, и вот недавно он попал в аварию на своем мотоцикле, так, что здорово расшибся.
«Не ездий на своем мотоцикле! Видишь, что с человеком случилось!» - сделав испуганные глаза, заключил старый монах.
«Да ладно! я осторожный!»- махнул рукой Василий и поспешил в обратный путь (подарив старцу рыбку).

В дороге Василий попал в серьезную аварию на своем мотоцикле и здорово бы расшибся, если бы его (как он сам описывал) не столкнуло в мягкую траву.
А через несколько лет этот Василий стал монахом в Глинской пустыни. И звали его - отец Варлаам.

Это уже не язык, не речь, это чистое знание, откровение духовного мира. Так общаются в духовном мире.
Вмиг один человек понимает (до тонкости верно!) мысль и чувства другого человека. Без слов.
Наиболее совершенному в духовном труде человеку открываются судьбы людей и будущее мира. Например, уже в первые дни войны, когда наша армия терпела тяжелые поражения, которым, казалось, не будет конца, преподобный Серафим Вырицкий знал и говорил, что победа будет нашей!


Хочется кое-что добавить.
Сейчас я выскажу исключительно свое мнение: конечно, творческие труды писателей, поэтов, художников, музыкантов, композиторов, классических певцов требуют способностей, даров, многих лет учения и постоянного совершенствования. Но это труды для украшения нашей жизни, для услаждения наших чувств, для нашего удовольствия, интереса и любопытства.

И только наука способна раскрыть и раскрывает нам новые горизонты миропознания, узнает новые законы и тайны Вселенной, то есть движет наш мир вперед.
Именно ученый (чаще других творческих профессий) находит выход в Ноосферу.
Ноосфера окружает нашу планету выше Биосферы. Это явление так определял академик Вернадский: Ноосфера - сфера концентрации различных знаний, во многом еще неизвестных человечеству; духовных сил, не всегда доступных человечеству.
Соединяясь с Ноосферой (как бы подсоединяясь к ней), человек начинает чувствовать - вдохновение. Например, те вопросы, которые никак не решались, неожиданно быстро и легко решаются.


Рецензии