Швабра и честь

Швабра и честь

Назар Шохин

Про уборщиц ташкентских и тбилисских

Помните, на первом этаже ташкентского аэропорта по двум сторонам главной лестницы располагались огороженные невысоким металлическим парапетом овальные карусели для выдачи багажа? Сомнительно, чтобы они тогда работали, но, когда в нелетную погоду до отказа заполнялись второй и третий этажи, самые шустрые пассажиры умудрялись примоститься на резиновых ковриках карусели, а ночью – даже вздремнуть до прихода первых уборщиц.

Однажды, лет сорок назад, мне пришлось наблюдать здесь такую сцену.

С полуночи на ленточном транспортере устроилась целая семья из свекрови, мужа, жены и сына, ожидавшая, судя по говору, посадки на опаздывавший тбилисский рейс. Рано утром, как обычно, к конвейеру подошла светловолосая техничка с урной в одной руке и шваброй в другой. Едва она разбудила «нарушителей режима», как проснувшиеся… стали громко смеяться. Смеялись, как в грузинских короткометражках, да так, что заразили хохотом всех вокруг.

Трудно было понять, над чем именно смеялись грузинские гости: над общим положением маленьких людей в обществе, не способном обеспечить элементарные удобства и достойную зарплату, или «грозным» работником, роль которого вынуждена была изображать простая ташкентская уборщица.

Год спустя уже в Тбилиси, в обыкновенной советской столовой, пришлось наблюдать несколько иную сцену.

Отобедавший мужчина подошел к кассиру и положил в тарелку для мелочи... три рубля – сумму, которой в столовых Ташкента того времени с лихвой хватало бы на завтрак, обед и ужин. На мой вопрос о причинах такой щедрости экскурсовод ответил: «Рубль – за трапезу, рубль – на чай, а еще рубль – уборщице (если пожилая грузинка моет пол в чужом доме, в этом виноваты все грузины!)».

Уборщица сегодня – это, конечно, не совсем тот, в традиционном смысле, «маленький человек», изъявление сочувствия может ее унизить. Ее нынешний статус определяется деньгами, дети у некоторых учатся или работают за границей. Их работа ранним утром мало кому видна, но оглядываться на этот класс общество обязано.

Анатолий Петрицкий.   Уборщицы. 1929. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина.


Рецензии