Как иранский шах в Воронеж приезжал за Ту-144. Ч

Недомогание шахини и золотые часы от нее врачу в подарок.


От автора
Расскажу читателям о том, как однажды в городе Воронеже побывал шах Ирана Мохамед Реза Пехлеви со своей женой Фарррах Диба и о том, что во время этого визита происходило.

Историю утолкать в одну часть не получилось. Потому разбил на несколько сюжетов. Ссылки на начало и продолжение будут в конце каждой статьи.

Истории представлены в жанре художественно-документальной авторской версии. Заимствованные цитаты даю в кавычках, в конце - ссылки, откуда были взяты детали и другие нюансы, которые мне показались значимыми и интересными.

Соседи
Случилось это в сентябре 1972 года. Отношения к тогда между Ираном и СССР были особенно теплые, а контакты и сотрудничество тесное и многоплановое. И это несмотря на прошлое, в котором между странами было немало военных конфликтов и прочих недоразумений. Но советские дипломаты нашли подходы к восточному соседу. В истории взаимоотношений между Ираном и СССР был период, когда исламское государство рассматривало многонациональный Союз как приоритетного "ключевого союзника".

Визит
Визит шаха был связан с возможным приобретением Резой Пехлеви самолета, о котором в мире ходили легенды - Ту-144. Он производился в Воронеже. Шаху предложили отправиться прямо туда и на месте убедиться в том, насколько самолет хорош и решить - нужен ли он ему. Шах с радостью согласился.

Шах-авиатор
Интерес к самолету у шаха не был праздным. Он увлекался авиационной техникой, был неплохим пилотом.
Известно, что шах летал самостоятельно даже в Европу, поговаривают, что на встречу с женщиной. Но об этом чуть позже, когда подойду к теме жен Мохаммеда Резы Пехлеви - интересные моменты в биографиях таких людей.

Безопасность
Приезд шаха с женой для города Воронежа по тем временам, да и сейчас, событие из ряда вон. Хотелось все сделать по высшему разряду. Потому старались, как могли. Но по понятным причинам возможности у Воронежа и Москвы с Ленинградом не идут ни в какое сравнение. Однако это не относилось к тому, как в СССР обеспечивалась безопасность делегаций такого уровня. Всеми вопросами по данному направлению занималась и курировала знаменитая, благодаря многочисленным публикациям в сми последнего времени, "девятка" - 9-е управление КГБ СССР.

Работа начиналась задолго до прибытия гостей. Аэропорт Воронежа, хотя в советское время случаи терроризма были достаточно редкими, также, как и другие места, где планировалось посещение, находился под пристальным внимание сотрудников госбезопасности, переодетых в гражданское.

Еще один эпизод встречи царственной четы в Воронеже. Рассказывают, что шаху особенно понравилась растяжка на здании аэропорта, но он посетовал, что она не была продублирована хотя бы английском, чтобы и жена смогла прочитать. Госпожа Фаррах, азербайджанка по национальности, русского не знала и тихо спросила мужа: "Что они там написали? Это про нас..?"

Незапланированное
Оперативные сотрудники из московского 9-го управления КГБ СССР и Воронежского областного управления КГБ СССР работали по своему алгоритму. И как это часто бывает, случилось нечто незапланированное, но существенное на что надо было реагировать соответствующим образом и главное, быстро. Таким "нежданчиком" во время визита шаха в Воронеж стало здоровье мадам Фаррах.

VIP гостья
Шаха с женой поселили в уютном особняке на пересечении улиц Карла Маркса и Таранченко, предназначенном для гостей самого высокого уровня. В народе особняк называли "корабликом".

Вспоминает В.Г. Гладких, который с 1957 по 1989 гг. работал в Воронежском областном управлении КГБ СССР оперуполномоченным - начальником отдела:

- "На время визита шаха я был назначен комендантом особняка(...) провели необходимые подготовительные мероприятия. Были приняты все меры безопасности. Однако на сей раз мы столкнулись с дополнительными проблемами. Дело в том, что жена Мохаммеда шахиня Фаррах почти всё время находилась в помещении особняка. Ей нездоровилось, и она покидала резиденцию лишь четырежды: была на авиазаводе, на концерте в Театре оперы и балета, в школе спортивного мастерства Ю.Э. Штукмана и на банкете в ресторане «Славянский»". (цитируется по https://wikella.livejournal.com/4401.html)

О том, что шахине нездоровилось, никто заранее с советской стороны предупрежден не был. Помимо протокольных мероприятий, в которых госпожа Фаррах Деви должна была участвовать, ничего другого для нее не планировалось. А тут такое - почти все время проводит в апартаментах и главное, непонятно - почему. У шаха же не спросишь.. Пытались выяснить, в чем дело, по косвенным признакам. Ничего. В апартаментах почти все время тихо. Ничего не просят. Напряжение нарастало. Все были предельно внимательными, ожидая, как события будут развиваться дальше и что царственная гостья удумает на "радость" тем, кто ее охранял.

В особняке шахиню обслуживали ее слуги, которых она привезла с собой из Ирана. Сотрудникам, которые отвечали за охрану Фаррах была команда никого к ней не подпускать. Особенно за этим следили во время ее редких выходов за территорию особняка. Прогулок было несколько и все поблизости. Шахиню везде сопровождали ее слуги и приставленная к ней охрана.

Из представителей советской стороны с женой шаха контактировали двое, и то совсем недолго. Одним из них был заместитель председателя облисполкома И.И. Раздымалин, который был ответственным за прием делегации в целом. И А.А. Каменский, главврач области, отвечавший за безопасность продуктов питания и воды, которая доставлялась во временную воронежскую резиденцию иранского шаха на время его визита. Каменский все проверял лично.

Однако вскоре пришлось сделать исключение еще для одного человека и ситуация стала более менее проясняться.

Деликатный вопрос
Ответственному за прием Раздымалину передали неожиданную просьбу госпожи Фаррах - пригласить к ней врача для консультации по деликатному и неотложному вопросу.

На поиски подходящей кандидатуры ушло немного времени. Все понимали, что сам факт просьбы говорил о том, что дело срочное, раз нельзя было дотерпеть до возвращения в Иран. К Фаррах привезли врача нужного профиля, женщину, так как на этом был сделан особый акцент.

Осмотр продолжался довольно длительное время. Разговор велся через иранскую переводчицу из числа иранских сотрудников, сопровождавших шаха с его женой.

Некоторое время из апартаментов шахини не доносилось ни звука. Потом послышались женские голоса. Несколько раз звучал негромкий смех. Сотрудники охраны подумали:

- "Ну как же, женщины без этого не могут, всегда найдут повод пошутить, даже если говорят на разных языках и одна шахиня, а другая простой врач. Кто бы мог подумать, что ей придется осматривать жену шаха!"

Двери открылись. Вышла врач в белом халате и медицинской шапочке (сотрудники видели их в ее компактном медицинском кофре, когда его досматривали). Женщина держала в руках длинную зеленого бархата коробочку. Все с интересом смотрели - что же это. Когда дверь закрылась, врач смущенно проговорила:

- Подарок. Не знаю, что с этим делать.

Шахиня, довольная консультацией советского врача, по-своему отблагодарила ее, подарив свои золотые часы с бриллиантами. Стоимость их по советским меркам астрономическая. О том, что подарок такой был, известно. А вот узнать - куда эти часы потом делись, не удалось. Хотелось бы верить, что они достались врачу, а не перекочевали на пухлую руку жены какого-нибудь партийного чиновника.

Любитель алмазов
Шах Моххамед, супруг мадам Фаррах, был известным любителем дорогих вещей. Украшал бриллиантами свой парадный мундир (240 бриллиантов) и трон. Было на что разгуляться - личное состояние шаха Пехлеви в началу 70-х оценивалось в $13 миллиардов. Увлечения у шаха были подстать его состоянию и положению. Он коллекционировал самолеты. Ту-144, за которым шах приезжал в Воронеж, был его мечтой.

Жене шаха, разумеется, тоже перепадало от этих богатств. Надо полагать, часы у нее были не последние, так что она рассталась с ними особенно не переживая, а наоборот, довольна, что не осталась в долгу за оказанную ей важную услугу.


Продолжение истории визита иранского шаха и его жены Фаррах Деви в следующей статье:
"Офицер КГБ рванул на себя двери ванной и увидел перед собой шахиню с мочалкой в руке". Ч.2


Рецензии