Роберт Леви - известный автомототурист

Роберт Григорьевич Леви - мастер спорта СССР, трёхкратный чемпион СССР по автомототуризму, почётного работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Родился Роберт Григорьевич в Брянске 1 августа 1932 года.

Свою трудовую биографию начал с работы токарем на орловском заводе «Трансмаш», куда устроился по окончании ремесленного училища в Брянске.

Затем была служба в армии, которую он проходил на Тихоокеанском флоте.

Сердце, отданное спорту, — это про него. Вся его яркая, насыщенная событиями жизнь так или иначе была связана с физкультурой и спортом.

По окончании Смоленского института физической культуры Роберт Григорьевич работал инструктором по физкультуре, директором различных детских спортивных школ. Одновременно выступал за сборные команды Орловской области по футболу, хоккею, водному поло. В 1967 году был капитаном команды орловских мототуристов, занявшей первое место на чемпионате СССР.

С 1972 года Роберт Григорьевич работал на кафедре физического воспитания в Орловском государственном педагогическом институте. Ему принадлежит ряд научных и учебно­методических публикаций, используемых в педагогической практике. Его общий педагогический стаж в этом вузе составил 44 года.

Роберт Григорьевич тренировал сборные команды института по различным видам спорта, организовывал студенческие походы по местам боёв на Орловщине. Группа мототуристов ОГПИ стала трёхкратным чемпионом СССР в категории первопроходческих маршрутов высшей категории сложности.

Многие годы он возглавлял Федерацию туризма в Орловской области, был членом Центрального совета по автомототуризму СССР. Орловские спортсмены под началом Роберта Григорьевича участвовали в масштабных международных мото­ и автоэкспедициях.

Роберт Леви принимал участие в организации первых Всесоюзных слётов автомототуристов, проходивших в столицах республик бывшего СССР. Практически все пройденные маршруты и путешествия Роберт Леви запечатлел на фото и видео. Многие его хроники демонстрировались в программе «Клуб кинопутешествий» Юрия Сенкевича. Он много сотрудничал с журналами «Турист», «За рулём», «Ветер странствий», «Мотор­ревю» и «Кветы» ЧССР, газетами «Комсомольская правда», «Известия».

Роберт Григорьевич Леви вместе с членами правления Союза ветеранов спорта Орловщины проводил большую работу по военно­патриотическому воспитанию молодежи, часто встречался со школьниками, студентами, показывал им хроники своих путешествий.

Начиная с 2001 года Роберт Леви являлся бессменным организатором автопробегов «Первый салют». Под его руководством орловцы совершили 12 автопробегов по местам боевой славы России.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 2 августа 2012 года имя Роберта Григорьевича Леви внесено в Книгу Почёта города Орла.



 За долгую, непростую жизнь с военным детством, спортивной карьерой и удивительными путешествиями Роберт Леви исколесил Россию вдоль и поперёк, снял несколько десятков документальных фильмов, поднимался на Эльбрус и проверял резервы человеческого организма в пустыне Каракумы.

Военная закалка

– Роберт Григорьевич, у вас необычное имя.

– Я родился в Брянске. Робертом назвала меня мама в честь любимого героя романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Во дворе меня часто из-за этого дразнили.

– Может, именно такое имя предопределило вашу страсть к путешествиям?

– Возможно. Ещё в детстве из-за начавшейся войны мне довелось побывать в разных городах и сменить не одно место жительства. Это меня закалило и научило самостоятельной жизни.

– А какой вам запомнилась Великая Отечественная война?

– Она застала нас в пяти километрах от границы с Польшей, в городе Белосток. Отчим был военным и находился там на службе. Ночью 22 июня я проснулся от жуткого грохота, с потолка сыпалась штукатурка. Бомбили город. Нас с матерью какой-то военный отвёз на вокзал. Вокруг всё горело, валялись трупы. Первые человеческие жертвы на всю жизнь въелись в память. Двое суток ехали на поезде в Минск. Несколько раз наш состав расстреливали немецкие самолёты. Чтобы спастись от пуль, пассажиры делали настил из гравия и песка, который собирали на насыпи. Было очень много жертв. Людей закапывали тут же, на путях.

Дни по дороге в эвакуацию были самыми страшными. Кругом царила разруха. Помню, как однажды на меня летел немецкий самолёт. Я успел только увидеть мелькнувшие красненькие огоньки. Это оказались трассирующие пули, которые просвистели совсем в паре сантиметров от моей головы и застряли в деревянных брёвнах. Я потом эти пули отвёрткой выковыривал.

Навстречу приключениям

– А как же вы стали заниматься автомототуризмом?

– Я был крепким и любознательным парнем. Началось всё с футбола. Чтобы купить свой первый мяч, мы с ребятами собирали и продавали бутылки. В 15 лет поступил в ремесленное училище под Брянском, где занимался различными видами спорта, участвовал в соревнованиях.

А после того как пришёл из армии, в 1954 году, я увлёкся мотоциклами. Тогда-то впервые на «Явах» мы с другом отправились в Карпаты. После этого я просто заболел подобными путешествиями, в которые стал ездить несколько раз в год с такими же энтузиастами и экстремалами.

– Самое красивое место, где вам удалось побывать?

– Это озеро Байкал зимой. Чтобы оно покрылось льдом, нужны сильные морозы и тихая погода. Но как только дует ветер, лёд ломается и наслаивается на скалы. Причём за год там случается более 2000 землетрясений. А лёд на Байкале необычайно прозрачный. Если накрыться тулупом и посмотреть сквозь него, то можно увидеть, как на глубине плавают рыбы. И воду мы пили прямо из озера, ведь она там наичистейшая.

На пределе человеческих возможностей

– А в чём заключался эксперимент «Человек в пустыне», в котором вы приняли участие?

– Так получилось, что корреспонденты передачи «Клуб путешественников» известного журналиста Юрия Сенкевича, с которым мы дружили, отказались снимать фильм в Каракумах. Ведь для неподготовленного человека жара в 55 градусов в тени – это самоубийство. И он попросил об этом меня. Я согласился.

По пустыне наша группа прошла около 50 км. Самый главный вопрос - сколько человек может обходиться без воды. Мы были под наблюдением медиков. Приборы на такой жаре выходили из строя, а люди шли. При нормальных условиях можно выпить около 3 литров тёплой воды, в Каракумах в сутки нам требовалось до 12 литров.

Нигде грань между жизнью и смертью не находится так близко, как в пустыне. Если воды нет, то человек обречён. Но нигде нет и такого удивительного контраста. Когда умираешь от обезвоживания, воля и желания отсутствуют, появляются галлюцинации. Стоит выпить воды - жизнь сразу же приобретает смысл и играет новыми красками.

– Роберт Григорьевич, а как появилась идея подняться на Эльбрус?

– Мы, также при поддержке Юрия Сенкевича, хотели поставить эксперимент о привлечении мотоциклов для спасения людей в горах и доставки грузов. Вертолёт не всегда может сесть где-нибудь на вершине и снять с маршрута заболевшего альпиниста. Поэтому мы с группой студентов-энтузиастов готовились к подъёму 2,5 года, лазили по откосам, отрабатывали страховку. Правда, я долго восстанавливался после перелома ноги в одном из путешествий. Мне даже грозила первая группа инвалидности. Но сдаваться – это не в моих принципах. Конечно, подъём был очень тяжёлым, на грани сил, мотоциклы то и дело застревали во льдах. Но через неделю нам удалось одолеть высоту в 5 000 метров.

– Такие путешествия - всегда риск. Зачем вам жить на пределе человеческих возможностей?

– Я могу гордиться тем, что за все годы поездок у нас не было ни одного несчастного случая. Подготовка к очередному походу всегда очень серьёзная и тщательная.

Автомототуризм позволяет посетить удивительные места, встретить необычных людей. И ни за какие деньги чувства, которые ты испытываешь в путешествиях, купить нельзя. Понимаете, это как наркотик, как состояние постоянной влюблённости. При экстремальной ситуации выделяется адреналин, и ты чувствуешь не только стресс, но и эйфорию, наслаждение. И каждый раз хочется ещё и ещё.

(Материал из Интернет-сайта).


Рецензии