Долгая дорога к Богу Гл. 6 Часть 9-11 Финиш

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 6  ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ СТЕПАНОВЫХ РОДОМ  ИЗ АСТРАХАНИ
ЧАСТЬ 9-11 ФИНИШ

Тексты всех приведённых вверху справок приведены ниже в том же порядке, в котором помещены в КОЛЛАЖЕ.

Текст 1-й справки в верхнем ряду КОЛЛАЖА…



                УДОСТОВЕРЕНИЕ
2.06.1925 года
    № 4544
Настоящее удостоверение выдано Степанову Василию Радионовичу в том, что он действительно состоял на службе в водном транспорте с 12 мая 1920 г. и по 9 июля 1920 г. в качестве Ревизора матхозотдела РУПВОДА.
С 9 июля 1920 года по 1 ноября 1920 года в качестве секретаря  РАУСВОДА
С 1 ноября 1920 года по 1  марта 1921 года начальником общего отдела РАУСВОДА, а с 1 марта 1921 года по 15 июля 1921 года – начальником секретариата при НАЧРУПВОД. И с 15 июля 1921 года  - Начальником Канцелярии Эксплоучастка Рупвода, а затем – Лиинотдела, что и удостоверяется.
Основание:  Алфавит б/ Личсостава РУБВОДА за 1921 г.
Регистрационная карточка за №  2501
Приказы по РУПВОДУ от 3 марта 19 21 г. за № 35, и от 15 июля 1921 г.
за № 111, А также Приказы за ноябрь месяц 1922 года и от 9 февраля 1923 г.
За управлением Линотдела и сформированием Госпароходства
14 апреля 1923 г. тов. Степанов откамандирован в распоряжение ГОКАСПА.

Зав конторой_______________________________________СУПРИН             
Копия с подлинным верна____________________________Подписи

С чего начать?
После расформирования 11-й особой Красной Армии все службы, связанные с Красной Армией были закрыты, а работники этих служб – уволены или переведены в другие организации.

Василий Иродионович уволен был из Управления Российского Общества Красного Креста при 11-й особой Красной Армии – 1 мая 1920 года. А с 12 мая этого же года он уже работал ревизором матхозотдела РУПВОДА.
Начиная с работы в ПУПВОДЕ Василий Иродионович уже до самой пенсии был связан с службой ВОДНОГО ТРАНСПОРТА.
Менялись: названия организаций, должности, которые он занимал, но так или иначе ему удалось проработать с 1920 года и по 1 марта 1927 года в системе ВОДНОГО ТРАНСПОРТА.

Остальные  справки…

копия с копии
                УДОСТОВЕРЕНИЕ
Настоящее удостоверение выдано гр. Степанову Василию Родионовичу, в том, что он состоял на службе Технического Отдела Управления Рейдовым Флотом с 16.04 23 г. по 1 ноября 1923 года, в должности Заведующего отделом  Части, и за упразднением Общей Части в должности 1-го секретаря Технического отдела КАСПплав по 18 июня 1924 г. уволен со службы за сокращением штата. Возложенные на него обязанности исполнял со знанием дела, аккуратно и добросовестно.
П.П. Начальник Заводоуправления – ПОДОЙНИЦЫН, за секретаря -  ЦИММЕРМАНД.
С подлинным верно – Завдомом_______________________________КОРДЮКОВ
Копия с копии верна – Секретар____________________________МАКСИМОВ.


                УДОСТОВЕРЕНИЕ
10.03.27 г.
№ 1139
Дано гр. Степанову Василию Родионовичу в том, что он действительно состоял на службе в Надоблзу в должности  Заведующего Общим П./отделом с 19 июня 1924 г. по 1 марта 1927 г. и уволился по собственному желанию, что подписями и наложением печати удостоверяется.
Основание: Приказы по ОБЛЗУ от 19.06.24 г. № 148
Зам. Зав ОБЛЗУ_____________________________________Гневный
Зав. личн. Составом_______________________________Азовский
Удост. с подписанным – ВЕРНО     Зав_______________Подпись


                ПОВЕСТКА
Гражданин города Астрахани – СТЕПАНОВ В. Р.
проживающий в 3 районе по ул. Бабушкина № 98
Горсовет просит Вас явиться на отчётное собрание Горсовета, имеющее быть 2 февраля 1930 г. в 6 часов вечера в помещении клуба Соцкультуры ул. 2-го Интернационала.
Пол – мужской. Социальное положение – пенсионер.
Национальность – русский.
                ПРЕЗИДИУМ  ГОРСОВЕТА
Сбоку повестки, вертикально сделана надпись:
Избиратели, требуйте отчётности  Ваших представителей в Горсовет.


              Предъявлять при обращении в страхкассу.

                СПРАВКА
Дана гр. СТЕПАНОВ в том, что он получал пособие по ИНВАЛИДНОСТИ
из Астраханской Общеокружной кассы Социального страхования по счёту
по     -    ЧИСЛИТСЯ ИНВАЛИДОМ   3  категории.

Ст. Печать


Сокращённо послужной список Василия Иродионовича за эти годы, составленный нами по информации, взятой из приведённых справок выглядит следующим образом:

С 12 мая 1920 г. по 9 июля 1920  - Ревизор  матхоз отдела при РУПВОД – (РАЙОННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ  ВОДНОГО  ТРАНСПОРТА).

С 9 июля 1920 г. по 1 ноября 1920 г. – секретарь РУПВОДА

С 1 ноября по 1 марта 1921 г. – начальник общего отдела РУПВОДА

С 1 марта 1921 г. - Начальник секретариата при НАЧРУДВОД – (Начальник УПРАВЛЕНИЯ  ВОДНОГО  ТРАНСПОРТА).

14 апреля 1923 года переведён в распоряжение ГОКАСПА
ГОКАСП – УПРАВЛЕНИЕ  РЕЙДОВЫМ  ФЛОТОМ  ПАРАХОДСТВА

С 16 апреля 1923 г. по 1 ноября 1923 г. Зав. отделом Части Управлени Рейдовым флотом.

С 1 ноября 1923 г. по 18 июня 1924 г. – Первый секретарь технического отдела КАСПЛАВА

С 29 июня 1924 г. по 1 марта 1927 г. – Зав. общим П. / отделом НАДОБЛЗУ. (Как расшифровывается НАДОБЛЗУ – не нашла)
и за упразднением Общей Части в должности - 1-го секретаря Технического отдела КАСПплав по 18 июня 1924 г. уволен со службы за сокращением штата.

Последнее место службы записано в Послужном списке.
Текст записи не разобрала.
В конце написано – 30 сентября 1931 года уволен по собственному желанию.

С этого момента Василий Иродионович вышел на пенсию и больше не работал. Пенсия была назначена по инвалидности.
Заболевание астмой – прогрессировало.

Все эти 10 лет, которые Василий Иродионович провёл на службе   в системе Красной Армии и Каспиского флота позволяли ему быть в курсе всех событий, связанных с военными действиями, происходившими  в астраханской губернии – и на сущее и на море.
Информация  про общество Красного Креста и – 11-ю  особую Красную Армию  уже отражена нами в предыдущей Части.
Хочется немного рассказать о событиях военного флота на Каспии.
Корабли тоже воевали вместе с моряками, служившими на них.
У меня сложилось впечатление, что все корабли имели свою индивидуальную историю и судьбу.
Я приведу здесь  одну небольшую статью на эту тему…


ФЛОТ  КАСПИЯ  В  ВОЙНЕ  1918 – 1920 гг.
25-03-2009, 22:31

Информация с сайта - river-forum.ru›forum…флот-Каспия в войне-1918-1920гг
alecs
User Profile

Представляю Вам два рассказа о революционных временах
на Каспийском море, и вовлечение каспийских судов в боевые действия этого времени.

Один рассказ повествует о помощи Британской армии в белом движении
генерала Деникина против советской власти на Каспии.
http://www.avia-hobby.ru/publ/266sqn/266sqn.html

Второй рассказ. Красное движение против Деникина на Каспии.
-------------------------

"Осенью 1910 года сильные северо-западные ветры угнали из дельты Волги воду. Низовье реки обмелело, а наступившие морозы сковали льдом всю дельту и морское побережье. Через несколько дней, когда ветер изменил направление, вода подняла образовавшийся лед и понесла его на застрявшие в низовьях реки караваны судов. Лед уничтожил все знаки навигационной обстановки, пропорол борта сотен деревянных барж, которые стали тонуть. Пытаясь их спасти, пароходы ломали о лед винты, в щепы разбивали деревянные плицы гребных колес, но помощи оказать не могли. Погибли сотни людей, десятки судов. Спасти их оказалось невозможным из-за того, что не было ледокола.
После этой катастрофы министерство путей сообщения России заказало в Гельсингфорсе для низовьев Волги ледокол. Его назвали «Каспием». Он вступил в строй в 1914 году. Исключительно прочное, очень маневренное и мощное судно свободно форсировало полуметровый лед.
Более трех лет «Каспий» нес ледовую службу — выводил из опасных районов застрявшие суда, прокладывал судовые ходы, проводил караваны барж. "
ледокол "Каспий"
 
Весной 1918 года, когда партия большевиков объявила страну военным лагерем, обстановка потребовала формирования флотилий на различных фронтах начавшейся гражданской войны. Для обороны территорий, примыкавших к Волге, наряду с армиями были созданы четыре речные флотилии. Действующая в дельте Волги и северной части Каспийского моря называлась Флотом Астраханского края. Она возникла одной из первых. В Астрахани матросы организовали «Союз военных моряков», основной задачей которого являлась защита Советской власти в городе и Астраханском крае.

Первым включился в борьбу с контрреволюцией экипаж ледокола «Каспий», которым в это время командовал старый волжский капитан А. П. Демидов.

14 января 1918 года «Каспий», чтобы предотвратить переправу через Волгу большого отряда мятежных белоказаков в Астрахань, взломал на реке лед. В течение нескольких следующих дней судно систематически совершало по реке рейсы, не давая смерзаться взломанному льду.

25 января, когда мятежники, отступая, хотели захватить железнодорожный состав и переправиться через проток Волги, «Каспий» подошел к мосту и обстрелял его. Белоказаки вынуждены были уйти в степи...

Вскоре обстановка на Нижней Волге и Каспии усложнилась. Усилила свои действия националистическая партия мусават, тесно связанная с правящей верхушкой Турции. В конце марта мусаватисты вместе с белогвардейцами подняли в Баку контрреволюционное вооруженное восстание, а буржуазные националисты Дагестана, руководимые имамом Гацинским, захватили порт Петровск (ныне Махачкала).
 
26 марта 1918 года Астрахань была объявлена на военном положении. В городе создали Военно-революционный комитет, куда вошли представители губисполкома, военного совета и союза военных моряков, который к этому времени был реорганизован и стал именоваться Военным флотом Астраханского края. В его состав вошли пароходы «Аликпер», «Макаров I», «Астрахань», «Крейсер» и ледокол «Каспий». Несмотря на подавление мятежа в Баку, контрреволюция продолжала собирать силы, готовясь к новым выступлениям против Советской власти. Начавшееся наступление германо-турецких войск создало непосредственную угрозу Баку. Английские войска под командованием генерала Денстервиля, находившегося в пограничных районах Персии, также готовились к захвату тогдашнего центра нефтедобычи.

В апреле 1918 года Комитет революционной обороны Баку поручил Каспийской флотилии перебросить экспедиционный отряд в район Петровска и в ряд других пунктов Дагестана, занятых бандами имама Гацинского. На помощь кораблям Каспийской флотилии из Астрахани были посланы суда военного флота Астраханского края, включая ледокол «Каспий». Высаженный на берег десант разгромил банды Гацинского и занял Петровск.

31 июля 1918 года власть в Баку была захвачена эсерами, дашнаками, меньшевиками, которые создали по указанию интервентов свое правительство — диктатуру Центрокаспия. Однако английские империалисты и их прислужники, захватив Каспийскую флотилию, не смогли стать полновластными хозяевами в водах Каспия. С первого же дня контрреволюционеры и интервенты столкнулись с противодействием Флота Астраханского края.

15 августа 1918 года в Астрахани был поднят контрреволюционный мятеж. Казаки Нижнего Поволжья захватили пароход «Нижегород» и направились на нем в Астрахань. По пути, узнав, что мятеж уже подавлен, казаки повернули обратно. В погоню за ними устремился «Каспий». Он догнал «Нижегород» и под конвоем привел его на акваторию военного порта, где казаки были обезоружены.

На следующий день «Каспий» совместно с пароходами «Астрахань» и «Кудеяр» участвовал в подавлении кулацкого мятежа. В селе Карантинном мятежники захватили пароход «Борис» с военным грузом, вооружились и заняли боевые позиции. Прибывшие на «Каспии» и «Кудеяре» рабочие дружины быстро разгромили кулаков.

Вооруженные пароходы Флота Астраханского края, действуя в тяжелых условиях, бдительно охраняли подступы к дельте Волги и выходили на коммуникации противника в море. В августе — сентябре 1918 года в районе Дербента и Петровска развернулись бои между частями Красной Армии и контрреволюционным Центрокаспием, поддерживаемым англичанами. В то же время Флот Астраханского края, переименованный в Астрахано-Каспийскую военную флотилию, развил активную деятельность. В октябре вооруженные суда флотилии, совершив набег из Астрахани на бухту Старо-Теречная, захватили вражеские транспорты «Николай», «Буниат», «Москва», «Александр» и «Бамбак».

В октябре флотилия пополнилась транспортами и прибывшими с Балтики боевыми кораблями, укомплектованными лучшими командами. На отправленных в октябре 1918 года подводных лодках «Макрель» и «Минога», об ускорении переправки которых заботился лично В. И. Ленин, команды почти целиком состояли из коммунистов. К началу ноября в составе флотилии насчитывалось уже до 50 судов со 107 орудиями различного калибра, 6 гидропланов и 4 истребителя.
На «Каспии» сменили вооружение, установили два 100-мм орудия и ввели его в ранг вспомогательных крейсеров.

9—12 ноября 1918 года «Каспий» в сопровождении вооруженных пароходов «Припять», «Коммунист» и «Вега» обстрелял белогвардейскую радиостанцию на мысе Брянская Коса, разрушил ее и произвел еще один набег на бухту Старо-Теречная. У острова Чечень наши корабли встретили пять судов противника. После боя, продолжавшегося около часа, одно неприятельское судно было выведено из строя. Командовал отрядом В. А. Кукель, бывший командир эсминца «Керчь», который, выполняя приказ В. И. Ленина, торпедировал стоявшие в Новороссийске корабли, чтобы они не достались врагу. Вот отрывок из его рапорта на имя командующего флотилией: «Считаю своим долгом Донести вам, что команда «Каспия» вела себя выше всякой похвалы, с полным спокойствием, быстро и толково исполняя свои обязанности и приказания, несмотря на то, что с 10 час. 30 мин. в течение часа «Каспий» находился под действительным огнем противника...»

Тяжелое и трудное время переживала молодая Страна Советов в зиму 1918/19 года. На Каспии интервенты и белогвардейцы захватили все морские порты, гавани и бухты. Только дельта Волги, Волжско-Каспийский и Белинский каналы находились под контролем Советской власти.

В конце апреля 1919 года Астраханский реввоенсовет, получив телеграмму В. И. Ленина, принял решение захватить форт Александровский и порт Петровск. 29 апреля с Астраханского морского рейда под покровом ночной темноты В море в сторону Петровска вышли эсминцы «Карл Либкнехт», «Москвитянин», «Дельный» и «Расторопный», а к форту Александровский направились эсминцы «Яков Свердлов» и «Деятельный». За ними вышли вооруженные корабли речного отряда флотилии «Каспий», на котором находился командующий отрядом А. В. Сабуров, минный заградитель «Демосфен», канонерские лодки «Спартаковец», «Адлер», «Коммунист» и «Лейтенант Шмидт». Высадившийся с кораблей десант захватил форт Александровский.

5 мая стало известно, что из Петровска в Гурьев на пароходе «Лейля» под охраной крейсера «Президент Крюгер» с важным поручением от Деникина к Колчаку направлен бывший генерал-губернатор Одессы Гришин-Алмазов. Эсминец «Карл Либкнехт» перехватил вражеский пароход. При захвате «Лейли» революционными моряками Гришин-Алмазов застрелился. В его портфеле нашли пакет с секретными документами от Деникина к Колчаку и письмо одного из руководителей деникинского штаба генерала Пожвина к колчаковскому генералу Лебедеву. Эти трофеи раскрыли стратегические планы вражеских армий.

После захвата форта Александровский почти все корабли Астраханско-Каспийской флотилии находились в Тюбкараганском заливе и в бухте самого форта. 19 мая основные силы флотилии вышли на операцию по захвату острова Чечень. В бухте остались «Каспий», «Москвитянин», у которого были не исправлены котлы, «Демосфен», плавучая батарея № 2, подводные лодки «Минога» и «Макрель», база подводных лодок «Ревель», пять катеров и полтора десятка невооруженных судов.

После полудня 21 мая перед фортом появились шесть кораблей противника — «Президент Крюгер», «Геок Тепе», «Слава», «Азия», «Гаджи-Гаджи Ага Дадашев» и «Вентюр». На них было 15 орудий калибром более ста миллиметров и значительное число более мелких. Через некоторое время показалось еще пять кораблей противника. Силы явно были не равны. Тем не менее защитники форта приняли решение принять бой и сражаться до конца. По сигналу командира отряда А. В. Сабурова навстречу вражеским кораблям из бухты вышли эсминец «Москвитянин» и минный заградитель «Демосфен». При выходе из бухты близ Тюбкараганского залива стоял «Каспий». В 13 час. 15 мин. наши корабли вступили в бой. Вскоре на «Москвитянине» произошла авария двух котлов, он вернулся в бухту и продолжал отстреливаться оттуда. «Каспий» снялся с якоря и открыл огонь по кораблям противника. За ним вступила в бой плавбатарея № 2. Метким выстрелом с «Демосфена» был поврежден один из вражеских кораблей. Но и наши корабли получили тяжелые повреждения. В «Каспий» попал снаряд, и на его ходовом мостике возник пожар. Ведя борьбу с огнем, корабль продолжал стрелять из кормового орудия. Но из-за повреждения ствола орудия «Каспий» был вынужден выйти из строя. На «Демосфене» кончились снаряды, и он отошел в бухту, к южному берегу косы. Противник на некоторое время потерял его из виду и сосредоточил огонь на вспомогательных судах. Сотни снарядов с визгом летели в бухту, вздымая столбы воды, поражая укрывшиеся там корабли. Загорелись плавучий склад боеприпасов — пароход «Туман» и база подводных лодок «Ревель», под обносами которой хранились торпеды. Начался пожар на промерном судне «Гельма». Тщетны оказались попытки астраханцев погасить огонь... Силы были не равны. Над бухтой прогремел чудовищный взрыв — это взорвались боеприпасы на «Тумане» и торпеды на «Ревеле». Там, где были суда, в водоворотах крутились лишь обломки.

Чтобы не сдать оставшиеся корабли врагу, было приказано выбросить за борт замки орудий, командам — покинуть корабли и затопить их. Подорвали «Москвитянина» и «Демосфена». Поскольку «Каспий» подорвать было уже нечем, открыли его кингстоны. В последнюю шлюпку с него сошли командир, старший механик и его первый помощник. Враг еще продолжал стрелять по тонущему кораблю. Один из снарядов перебил паровую магистраль — над судном взвился огромный столб пара, который сбил пламя пожара. Вырывавшийся из перебитой магистрали пар издавал какой-то монотонный жалобный свистящий звук — тонущий корабль как бы призывал на помощь покинувших его людей. Этого не выдержали старший механик Н. А. Кудряшов и его помощник. Они бросились к стоявшей у берега шлюпке и двинулись обратно. Вода уже начала заливать кормовую палубу... Еще немного, и она устремится через люки и горловины в машинное отделение... Но кингстоны удалось вовремя закрыть — корабль остался на плаву.

Хотя бухта форта Александровский теперь оставалась без всякой защиты со стороны моря, корабли противника отошли и скрылись за горизонтом. Вероятно, они опасались возвращения эсминцев «Карл Либкнехт» и «Яков Свердлов».
Подошедшие к борту «Каспия» вспомогательные суда «Водолей» и «Терек» откачали из его корпуса воду. Оставшиеся в бухте корабли, проведя срочный ремонт, в ночь на 23 мая ушли на Астраханский морской рейд. 26 мая в Астрахани «Каспий» был передан районному управлению водного транспорта, которое вскоре и подготовило его к ледовой кампании 1919—1920 годов. К открытию навигации 1920 года «Каспий» снова вооружили. На этот раз на нем установили два 100-мм, два 75-мм орудия и четыре пулемета.
 
В марте 1920 года «Каспий» участвовал в постановке минного заграждения на 14-футовом морском рейде, где спустя некоторое время подорвались вражеские корабли: вспомогательный крейсер «Князь Пожарский» и судно «Часовой».
В начале апреля 1920 года «Каспий» вместе со вспомогательным крейсером «Пролетарий» и рейдовым пассажирским пароходом «Ильич» был снаряжен для высадки десанта на острове Чечень, который еще оставался в руках английских интервентов. Идя на выполнение боевого задания, «Каспий» встретил жестокий шторм силой 9 баллов. Вода стала проникать внутрь судна через образовавшуюся щель. Усилия экипажа спасти корабль оказались безуспешными. «Каспий» затонул...
Первая попытка поднять его была предпринята уже в 1921 году астраханским военным портом. Экспедиция под начальством штурмана Годилова нашла ледокол и обследовала его. Он оказался лежащим на 6-саженной глубине почти вверх килем. Эта экспедиция потерпела неудачу. С тех пор никем не отмеченное место гибели корабля было потеряно. Остался нереализованным и проект подъема «Каспия» 1922 года.
 
После образования в 1929 году в Баку первой партии ЭПРОНа (экспедиции подводных работ особого назначения) «Каспием» заинтересовались снова. Однако отыскать судно оказалось весьма нелегкой задачей. Достаточно сказать, что затонувший корабль нашли только в мае 1934 года. Он лежал на дне на расстоянии 130 миль от Астрахани, 86 миль от Махачкалы и 26 миль от острова Чечень. «Каспий» был поднят ЭПРОНом в 1935 году и отбуксирован в Астрахань к причалу завода имени Карла Маркса для ремонта. Уже в зиму 1935/36 года легендарный корабль принял участие как ледокол в зверо-рыбопромысловой экспедиции. До начала Великой Отечественной войны «Каспий» успешно работал в составе буксирного флота Каспийского рейдового пароходства. Во время войны «Каспий» вооружили автоматической зенитной пушкой и крупнокалиберным зенитным пулеметом. Он не раз успешно отбивал воздушные атаки фашистских стервятников. В 1949 году, пройдя капитальный ремонт (паровую машину заменили дизелем), «Каспий» снова в числе передовых буксиров пароходства. Чтобы сохранить легендарный корабль, его сняли с грузовых перевозок и в 1960 году передали Астраханской школе мореходного обучения как учебное судно.

В общем нам удалось восстановить биографические данные  моего дедушки – Василия Иродионовича Степанова.
Осталось немного вспомнить – ка все эти годы рядом с ним провела его семья – Мариамна Алониевна и сыновья – Борис и Владимир.

Послу увольнения В. И. из Красной Армии, дом у них конечно отобрали.
Куда их переселили  я не знаю… Могу только предполагать, что в какую-нибудь коммунальную квартиру. Надеюсь, что им выделили две комнаты, в которых они жили вчетвером. Всё-таки при переселении кажется норма была – 10 кв. метров на человека.

В 5-й Главе, в 7-й Части помещён рассказ о Мариамне Алониевне.
Чтобы не вспоминать всё заново, я приведу здесь отрывок из уже  ранее опубликованного о событиях тех лет…

Жена из Мариамны получилась – верная, преданно любящая мужа и обожающая своих двух сыновей.
Старший Борис и младший – Владимир, мой будущий отец.
Борис родился в 1903 году, Владимир – в 1909-м.

Судя по должности, вплоть до революции - материально семья Василия и Мариамны была обеспеченной.
Поэтому Моря могла не работать, а заниматься ведением быта семьи и воспитанием сыновей. Я сейчас имею в виду дореволюционные годы.
Борис и Владимир учились в мужских гимназиях Астрахани.

После революции Василий Иродионович по своему чину и занимаемой должности тоже мог попасть в число безвинно погибших, которых расстреливали сотнями. Но ему удалось  «затеряться» среди уволенных с работы чиновников.

После  окончания гимназии – старший  сын - Борис поступил в институт, в городе Саратове.
Во время каникул приезжал домой, в Астрахань.
Учился всегда отменно. В середине июня 1925 года, переполненный радостным чувством свободы, плыл на каникулы Борис из Саратова на пароходе домой.
Борису не спалось и он долго стоял на палубе, смотря вслед убегающим за кормой волнам и думал о будущем.

Несмотря на июнь погода была не свойственная для Астраханских мест. Было не только холодно, но ещё дул сильный ветер.
Борис простудился.
Добравшись до дома, слёг в постель с крупозным воспалением лёгких.
Был приглашен известный на всю Астрахань светила. Он прославился тем, что изобрёл какую-то вакцину, которая во время пневмонии ускоряла процесс болезни, вызывая кризис раньше, чем он должен был наступить по ходу болезни у больного. Это позволяло больному перенести этот кризис до пика болезни, и направить её на спад.

Профессор приехал с ассистентом. Осмотрел Бориса. После чего дал указание ассистенту – ввести вакцину. Молодой ассистент возразил профессору, сказав, что - по его мнению, кризис у больного уже наступил, и опасно делать укол. Профессор возмутился. Как это ассистент осмелился ему возразить? И приказав исполнять его распоряжение, удалился. Борису ввели вакцину...
Ассистент оказался прав. У Бориса уже наступил кризис. Организм не справился с дополнительной нагрузкой. Борис умер 23 июня 1925 года.
Ему исполнилось всего 22 года.

Мариамна и Василий очень тяжело перенесли смерть своего первенца.
Мариамна заболела «истерией», сопровождавшимися  продолжительными приступами мигрени.
Болезнь проявлялась в виде истерических припадков. Кроме того, видно стало повышаться давление и развиваться малокровие. Она рассказывала, что ей был поставлен атеросклероз. Кроме общего лечения, её посадили на жесткую диету.

Из моего раннего детства у меня остались воспоминания о частых приступах
мигрени у бабуси. Это были головные боли со рвотой, головокружением. Она  не могла пошевелиться. Я была ещё ребёнком, и не понимала, что люди могут болеть, хотя мы – дети болели сами часто.
В  минуты  приступов у бабуси, меня охватывал панический страх.  Когда, лёжа в  постели, она закрывала глаза,  мне казалось,  что она уже умерла. Хотя  понятие - смерть для меня ещё не было осознанным. Мы с моим братишкой Борькой были ещё слишком малы для этого понятия.
Помню - мы с ним вставали на коленки перед низкой атоманкой,  на которой она лежала,  и упорно заставляли её открывать глаза.  А я каждый раз поворачивалась  к Борису и шептала:  - "видишь, она ещё не умерла".

Интересный Циркуляр действовал в те далёкие времена. На основании его, лица, заболевшие болезнями, входившие в перечень, утверждённый этим Циркуляром, имели право на дополнительную площадь.
Данный Циркуляр позволял упорядочить исчисление выделяемой или изымаемой площади.

В первые годы революции отбирали собственные дома, множество собственников и зажиточных семей - переселяли из больших квартир в меньшие.
Не сохранились документы, удостоверяющие – где жили Мейстрики и Степановы после революции в Астрахани. Доходный дом, принадлежавший родителям Мариамны тоже был реквизирован, и аптека тоже.
Собственный дом тоже был отобран, заселен неимущими жильё и превращён в коммуналку. Алоиса (отца Мариамны)уже не было в живых. А Прасковье - бывшей хозяйке дома выделили в её бывшем доме - комнату.
Дом купца Степанова  Иродиона Григорьевича – отца Василия тоже был отобран и в нём разместилось Управление ГУБ ЧК.
 
По крайней мере, болезнь бабуси сыграла положительную роль для семьи - позволила ей получить справки на дополнительную площадь.  Но это было уже в 1929-м году.
               
                СПРАВКА
Дана сия гр. Степановой М.А. в том, что в виду её заболевания истерией и объективными данными она имеет право на дополнительную площадь в размере 10 кв. м. (десять) или отдельную комнату сверх установленной общей нормы жилой площади.
Основание    Циркуляр НАЗ РСФСР №15 / МВ от 13 января 1928 года и свидетельство № 3853  врачебной экспертизы
Ст. врач 3 района г.
 Печать

               СПРАВКА  о  ВЫДЕЛЕНИИ   ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ   ПЛОЩАДИ
Зарегистрировано в жилищном подотделе под № 642
- дополнительную жилую площадь – 10 кв. м.
12 сентября 1929 года.
Зав. Жил. Зем. Подотделом  ГОМХа_____________________/подпись/


Второй удар такой же силы, как смерть Бориса, ей нанесла смерть любимого мужа – Василия Иродионовича.

Он болел астмой. Однажды, во время приступа, он вышел на балкон глотнуть свежего воздуха. Мариамна выбежала за ним, но помочь ему не смогла.
Он умер у неё на руках... Это было в 1932-м году.

Понятно, что перенеся такие потери, Мариамна всю свою слепую любовь отдала младшему сыну – Владимиру. Она всю оставшуюся жизнь любила его безумной, слепой любовью, прощала ему всё. И то, что, не доучившись, бросил институт, и, что рано женился, и, что сорвал её с родных мест, и уговорил, бросив всё, уехать из Астрахани в Чистополь, а потом в Казань и всё время  метался по жизни, в поисках миражного счастья…

Но о потомках написано в других книгах.
А здесь я уже больше ничего не могу добавить к рассказу о моём дедушке – Василии Иродионовиче Степанове…

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии