Драма гениальности в смраде мира людей

Спектакль «Парфюмер».
По роману Патрика Зюскинда.
Режиссер – Людмила НИКИТИНА,  Продюсер Дмитрий ДОРОШЕНКО.
Хореограф – Мария СЕМУШИНА,
Художник по свету – Мария КОЛОКОЛОВА
В ролях: Андрей НОСКОВ
               Мария СЕМУШИНА
Продюсерский центр «НЕВСКИЙ» на сцене Театральной Долины АРТМУЗЫ.
В спектакле «Парфюмер» Людмила Никитина обращается к истории, запечатлённой в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы», в ней автор представил читателям гротесковую философскую притчу о криминальном гении Жане-Батисте Гренуе.  В сценической трактовке этой притчи о полу-мифическом персонаже Никитина полностью сохраняет фабулу и галерею персонажей литературного произведения Зюскинда, но в этом ярко-декорированном сюжетном пространстве главным объектом нашего внимания становиться философский контекст этого произведения. В романе историю Гренуе автор использует в качестве возможности изучения концепции философской гениальности, которую он вуалирует в криминальной оболочке, в ней образ полу-мифического персонажа является объектом, соединившим в своём пространстве различные лики гениальности, послужившие источниками – объектами инспирации написания этого произведения и воплощения этого литературного исследования.
В спектакле притча повествующая историю Гренуе создаёт нам своеобразную тропу познания, следование которой позволяет нам изучать процесс эволюции человеческой гениальности от момента проявления её первых ростков до достижения точки её наивысшего раскрытия. В процессе нашего наблюдения в этой плоскости мы рассматриваем особый фактор, который выделяет персонажа в пространстве его существования, анализируем его развитие и влияние на систему жизненных ценностей самого персонажа и людей пространства его жизни.
Для воплощения этого замысла в спектакле история Гренуе представлена нам в особой диспозиции, позволяющей визуализировать причинно-следственные связи, первопричины и мотивацию его поступков. В картине созданной в этой диспозиции нашего взгляда проекция окружающего мира и человеческого общества воспринимается нами через призму его внутреннего мира. В спектакле наше изучение концепции философии гениальности берёт своё начало с критического анализа среды на поверхности, которой происходит появление персонажа по имени Жан-Батист Гренуе. В результате этого анализа происходит выделение фактора влияния, который заполняет и определяет это пространство. В истории Гренуе в качестве этого фактора выступает запах, который здесь имеет форму смрада и зловония, полностью подчинившего пространство человеческого существования. Это субстанциальное версия фактора не однородна, она много – компонентна и образованна посредством слияния запахов присущих людям различным гендерным и возрастным группам. В этой истории продукт, образованный за счет этого слияния является ароматическим фоном пространства человеческой жизни. В этой истории повсеместный смрад и зловоние являются компонентами сложной метафоры хаоса и низменных инстинктов, определяющих парадигму существования человеческого общества.
В этой форме человеческого существования происходит сюжетообразующее событие - появление на свет мальчика по имени Жан-Батист Гренуе, в реалиях общественной жизни это событие в своём первом приближении является второстепенным, неприметным эпизодом повседневного существования людей, пытающихся выжить в суровых реалиях окружающего их мира. В истории этого персонажа фактором, выделяющим его в этой среде, является запах или полное его отсутствие, в этой проекции фактора автор произведения также прибегает к аллегории и символизму. В этом случае Зюскинд тонко вуалирует в нём идеалистическую концепцию человека, неподвластного хаосу и низменным инстинктам, доминирующим в пространстве человеческого существования. В начальной стадии истории этого персонажа этот фактор, выделяет его среди людей и задёт направление вектора его восприятия обществом, в котором эта индивидуальная особенность создаёт точку контрадикции у людей пространства его жизни, которая приводит к его отторжению, так как он не вписывается в шаблон нормальности и они возводят зону отчуждения вокруг него.
Притча, повествующая жизнь Гренуйе в своём развитии постепенно расширяет  диапазон нашего изучения фактора запаха и его влияния на пространство человеческого существования. Наш взгляд, сфокусированный на этом сложном факторе, в начальной точке познания представляет нам его в качестве фактора девиации оказывающего влияние на процесс социализации персонажа в среде его обитания. В процессе его взросления и познания окружающего его мира этот фактор расширяет свою концепцию, он укореняется в пространстве его внутреннего мира и создаёт особую мировоззренческую систему, его собственную индивидуальную систему жизненных координат. Картины окружающего мира, увиденные через призму его мировоззренческой системы формирует в его сознании понимание несовершенства и ущербности окружающего его мира. Результаты его умозаключений нацеливают его на возможность создания средства, которое сможет изменить пространство существования миллионов, внести красоту и совершенство в жизни людей многих поколений. Результаты его критическом анализа окружающего мира нацеливают его на научный поиск компонентов этого средства, изучение методов создания и соединения различных запахов. Гренуе в своём научном поиску он верит в особое сочетание запахов, которое станет основой средства- эликсира изгоняющего смрад и зловоние из окружающего его мира.
В нашем наблюдении его научного поиска мы видим Гренуе на пределе дозволенных обществом возможностей, при котором цель его научного поиска остаётся за пределами досягаемости. В этой точке сюжетного пространства мы становимся свидетелями высвобождение научного познания из жёстких рамок общественных запретов, и это сближает героя романа Зюскенда с персонажем гёттевской трагедии о докторе Фаусте. В этой истории, послужившей одним из источников инспирации, персонаж, также в своём познании достигает точки лимита собственных возможностей, но в этой единой для двух сюжетов точке персонажи кардинально различны. В отличает от геттевского персонажа, Гренуе не стоит перед дилеммой выбора, в его познании он человек погружённый в поиск заветной субстанции и этот процесс главенствует в его сознании. На этом жизненном рубеже Гренуе осознаёт своё обладание потенциалом сверх – возможностей и это результирует в формировании в нём синдрома полубога существующего для создания магического эликсира, дарующего красоту и гармонию человечеству. Главенство этой супер - цели в его сознании нивелирует морально этические барьеры и предоставляет ему полную свободу выбора методологии и инструментария для её достижения.
История жизни Гренуе в её сценической проекции от появления его на свет до финального часа его земного существования представляет нам возможности последовательно исследовать развитие его потенциала от появления его первичных признаков до точки максимального значения и этапа его полного реализации. В спектакле «Парфюмер» финальный отрезок жизни Гренуе представляет нам его образ, в котором мы видим человека-полубога, находящегося над поверхностью человеческого существования, в котором образ цель его жизни воплощен в форме причудливого флакона с магическим эликсиром. В этой точке времени и пространства он, вне реалий жизни и смерти, погружён в процесс осмысления итогов его научного познании и поиска. На этом этапе его существования эти размышления обретаю особый оттенок экзистенциализма, они задают вектор нашего осмысления истории, в которой яркие гротесковые очертания притчи о криминальном гении теряют свою очевидность и в ней проявляются очертания драмы человеческой гениальности.
В спектакле «Парфюмер» история Жана-Батиста Гренуя возникает перед нами в сложной проекции, в центре которой мы видим образ человека в несовершенном мире, в пространстве которого он неслучайный странник, целью его существования его миссия заключается во внесении в пространство человеческого существования красоты и гармонии. В спектакле сценическое воплощение его жизненного пути создаётся с помощью особого синтеза различных форм театрального искусства, в нём монолог Гренуе обретает особую драматическую рельефность и многомерность, благодаря которой мы видим возникновения событий и людей его жизни в веренице ярких пластических образов. Эти силуэты, возникающие из пространства его истории, проявляются из полумрака сцены в ярких причудливых бликах, рождающихся в преломлении солнечных лучей на рельефной поверхности, изящных граней парфюмерных сосудов. Эта притча в своём сценическом воплощении предоставляет каждому из нас пищу для ума и задаёт множество направлений вектора осмысления, в которых главным аспектом нашего внимания является драма человеческой гениальности на суровых, циничных просторах человеческого мира. В ней её криминальная оболочка оттенена глубиной исследования этого создают картины, в которых каждый из нас может увидеть очертания своего собственного мира и трагедии своей жизни. В этом направлении нашего взгляда спектакль «Парфюмер» - это уникальная возможность для каждого из нас попробовать увидеть мир через призму истории Жана-Батиста Гренуе и таким образом осмыслить пространство своей собственной драмы.
Фрагмент спектакля «Парфюмер» и его анализ будет опубликован на моём авторском Youtune канале «Мой Не_Критический Взгляд»: https://youtu.be/dUADY7PhvBM


Рецензии