Американцы уходят

   Предупреждаю, рассуждаю, как дилетант. И как дилетант, не могу дать ответа на поставленный вопрос. Возможно специалист меня опровергнет и скажет, что и вопроса то нет.
 
   Начну с истории столетней давности. Истории объединения республик в Советский Союз.  Ее нам в школах объясняли одной фразой: добровольное присоединение. Кто бы сомневался?  Учебник всегда прав. Факты в учебнике истории как дважды два  в учебнике математики.
 
  Вскользь упоминались украинская Рада, гетман, грузинские меньшевики, партия Дашнаккутюн в Армении, азербайджанские мусаватисты и дашнаки, басмачи. Упоминались как плохие люди, сопротивлявшиеся объединению. Но, как же  на этих территориях из плохих людей были сформированы правительства? Значит, они получили хоть минимальную, но поддержку в народе. И что важно, добровольно власть отдавать не собирались.

  Будучи взрослым, из книг и фильмов узнал, что власть пришлось брать силой. И не всегда удавалось. Присоединить Польшу не удалось. Провалился поход Тухачевского на Варшаву. Провалился персидский поход Красной армии. 
Но, конечно, присоединение не выставляли, как откровенное завоевание. Красная армия шла под знаменами освобождения от эксплуатации, всеобщего равенства, интернационала, Коминтерна, мирового пожара, раздутого на горе всем буржуям. И если на территории Белоруссии и Украины имелся рабочий класс, который мог быть вдохновлен идеей всемирной социалистической республики, и было достаточно русских и местного населения, симпатизирующего русским, то в Армении, Грузии и Азербайджане –  этих элементов было меньше. А уж какой в Средней Азии в те годы мог быть рабочий класс, и как они могли симпатизировать русскому образу жизни, мы видим, например, по «Белому солнцу пустыни». 
Для убедительности сошлюсь на Википедию




   
 
 

Первые значительные очаги басмаческого  движения возникли после разгрома в 1918 году большевиками Кокандской автономии на территории Туркестана, а после проведения национального размежевания — на территориях ставившее своей целью борьбу с советской властью и изгнание большевиков




   Ленин декларировал право наций на самоопределение. А добровольное присоединение происходило так: выступление местного пролетариата, которое так бы и затухло, не опирайся они   на Красную армию. Входила Красная армия, освободительница от буржуазного и сословного гнета, изгоняла небольшевистское правительство. И новое правительство (по сути марионеточное) уже заявляло о присоединении.
 
   Сразу предупреждаю коммунистов: я эту историю упомянул не с целью чернения Ленина.  Подобная тактика – не его изобретение.  Она использовалась и в древнем Риме, и раньше, для присоединения территорий. Единственно, что забавляет, что я добровольный характер объединения в СССР очень  принимал как неоспоримую истину. 


 А теперь перенесемся в наше время. Россия не на шутку встревожена. Американцы уходят из Афганистана. Что такое Афганистан, и что такое талибы, все прекрасно знают. В Кремле американцев даже слегка пожурили, посокрушались, что теперь наши среднеазиатские рубежи не прикрыты. И следом пригласили в Москву талибов на переговоры. Не они нас, а мы их. Что так взволновало Москву, которая лежит за тысячи верст, приглашать каких-то талибов?  А стоит волноваться, потому что талибов весь мир знает. И в Москве знают.  Как я понимаю, у талибов к нам не было  особых вопросов. В России за последние месяцы и даже годы никаких резких изменений, волнующих талибов, не произошло.  По их пониманию, мы - далекая страна - шайтан, в которой живут не по законам шариата.  А в Афганистане изменения произошли. Американцы уходят. И то что там произойдет дальше с уходом американцев, очень тревожит.

  Талибы гарантировали: не беспокойтесь, наша цель исключительно Афганистан. А после переговоров разные наши должностные лица давали интервью по поводу встречи. И видно было, что они ни одному слову талибов не поверили. И естественно. Судят о них не по словам их, а по делам их. А дела их известны. Да и прежние заявления их известны. А талибы, едва уехав, заговорили, что рядом ведь родственные таджики, туркмены, страдающие под пятой безбожных светских правительств.
Ситуация напоминает слова и дела коммунистического правительства в двадцатые годы прошлого столетия.

- тогда был коммунистический интернационал с целью создания мирового коммунистического государства.
-  у талибов, Аль-Каиды цель- создание мирового халифата. Методы похожи. Слова отдельно, а дела отдельно.
- тогда были пламенные речи об освобождении всех трудящихся и мировой революции,
- и у фундаменталистов, в том числе талибов, пламенные речи об освобождении от власти неверных, соблюдении шариата и всемирном халифате.
- тогда слова – речи, призывы, клятвы, заверения, договоры. А дела -  презрение к договоренностям и ставка на силу оружия
- у фундаменталистов то же самое.

  Так что, на известном нам, изученном очень похожем примере можно строить прогнозы: что будет дальше и как нам себя вести в такой ситуации.
Рассмотрит, что собой представляет Россия по укладу и может ли она сосуществовать с фундаменталистами (их организации запрещены в России).  Россия по стилю жизни европейская страна. Российские мусульмане татары, башкиры живут европейским укладом. Так же – по-европейски, - живет основная часть мусульман в США. Они могут ходить в мечеть, но соблюдают правила общежития, их женщины и дети пользуются всеми свободами цивилизации. (за исключением малого количества маргиналов). Может быть, Россия и Запад как-то и могли поладить с фундаменталистами, но фундаменталисты на то и фундаменталисты, что их задача весь неисламский мир разрушить до фундамента и заложить свой исламский фундамент.  И пока фундаменталисты изощрялись во Франции, пока они сбивали самолетами дома в Нью-Йорке, пока ракеты летали на Тель-Авив, пока   в Тегеране шли часы, отсчитывающие конец Израилю, в Москве тихо улыбались, блаженствовали и принимали в Кремле то Хизбаллу, то Хамас, то прощали всякие эскапады Кадырову. И вот проблема нарисовалась. 

  Россия была так далека от фундаменталистов. С чеченцами договоримся.  Чего переживать. Не Израиль все-таки. Но с уходом американцев почувствовали какое-то неудобство. Это тебе не Америка. В саму Россию входят и мусульманские республики. И теперь России нужно определиться, как быть дальше.  Желательно иметь соседями светские государства.  Ведь  от фундаменталистов большой головняк. И что делать с Афганистаном. Оставить талибам?

   Сошлюсь на слова Путина, который, вводя войска в Сирию, объяснял россиянам, что умно бить врага на его территории. Пока он не вторгся к тебе.
Может быть это грубо, некрасиво, цинично, по солдафонски. Но опыт показывает, что с таким врагом, как Аль-Каида и талибы, другого выхода нет. Если дать распространиться метастазам, будет хуже. 

   Пока других рецептов поведения с талибами нет. Все понимают, что разговоры в Кремле в пользу бедных. Тем более, что с коррупцией, надругательством над личностью, имущественным расслоением Россия не может служить эталоном, притягательной силой ни для мусульман ни для собственных подданных. Пусть ФСБ анализирует, почему вдруг среди славян из центральной России вербовались наемники в Аль-Каиду. И западный, американский  стиль жизни с его родимыми пятнами не многих мусульман привлекает. Убери эти негативные явления, может быть, умеренные мусульмане не тянулись бы к фундаментализму. Но это сложно. Придется долго работать над собой. Проще оперировать военной силой.
Американцы уходят из Афганистана. Не хотят тратить жизни своих соотечественников. И без Афганистана им забот хватает. Афганистан ближе к русским и китайцам?  Вот пусть у них голова болит.

   Байден хочет не углубляться в чащу леса, полагая, что чудовища леса сквозь непролазную чащу не прорвутся. Но не так уж талибы далеко и от американцев. Аль-Каида тоже казалась далеко. И устроила одиннадцатое сентября
   
   Талибы начнут понемногу давить на соседние с ними государства.  Конечно, не высокими технологиями и не правами человека.  Пропагандой фундаментального ислама и, поначалу, точечными военными проникновениями. И конечно, после инцидентов, будут заявлять, что  соседние братские народы взывают, чтобы они пришли. Метод проверенный.

   А какой эффективный метод мы можем противопоставить?


Рецензии