Юность театральная глава 3

                ЮНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ МОЯ

                Глава третья
     Весной 1987 года, если я ничего не путаю, состоялась премьера нашего спектакля «Дуэль» по повести киргизского писателя  М. Байджиева.

     Действие спектакля было построено на воспоминаниях  главной  героини -  Нази, которую играла я, находясь с правой стороны сцены. И когда шел мой текст, меня высвечивали лучом прожектора. Потом луч  прожектора перемещался на  актеров Елена Фурман (Нази), Андрей Ибрагимов (Искандер) и Владимир Крюков (Азиз),  которые играли на сцене, а я оставалась в темноте.
 
     Начинался спектакль с криков чаек и шума волн. На сцене стояла палатка.
С противоположных сторон, в лучах прожекторов появлялись мы с Леной и медленно шли навстречу друг другу по авансцене. В центре встречались лицом к лицу. Я начинала свой монолог, а Лена становилась за мою спину. Играла музыка, не помню,  какого композитора, но красивая,  и я, обращаясь к зрителям говорила:
«Я – женщина. Меня зовут Нази. Мне 22 года.  Двух молодых мужчин зовут Искандер и Азиз. Больше здесь никого нет. Впрочем, потом появляется молодая медсестра».

     После этого текста,  высвеченные лучами, под музыку, мы расходились.  Я шла к правой кулисе, а Лена в центр сцены к палатке. Луч, направленный на Лену гас. А  я в  луче прожектора  начинала свой рассказ:

«В последние дни лета голубой Иссык-Куль становится чуть ли не бурым. Над озером повисают лохмотья свинцовых туч. И тогда он больше похож на море. Иногда гремит гром. Иногда ветер приносит с гор запах снега.  Берега пустынны.  Штормит. Над озером пролетает вереница журавлей. Птицы взмахивают крыльями спокойно и плавно. Я стою на берегу. Ветер треплет волосы и легкое платье
— Эге-ге, журавли!  Куда вы летите?! Возьмите меня,- кричу я в небо.
— Э-э-эй! — доносилось с моря.
Я поняла, что это не эхо. Кто-то кричал мне, затерянный среди волн! Я бегу вдоль берега, размахиваю косынкой».

     Луч прожектора, направленный на меня гаснет. Зажигается свет на сцене, а там Лена, радостно кричит и машет рукой:
«— Сюда! Я здесь! Сюда!
— Иду! — слышится голос».
И появляется наш артист Володя Крюков, играющий Азиза.
«Азиз.  Что случилось? Вы звали на помощь?
Нази.  Нет.
Азиз.  А кто кричал?
Нази.  Я!»

          И дальше герои знакомятся и…  Если моим читателям стало интересно, что же случилось дальше, то прочитайте повесть Мара Байджиева «Дуэль».

А мне бы хотелось вспомнить один  мой  монолог.
 
     На сцене Нази (Елена Фурман) и Азиз (Владимир Крюков) рассказали друг другу истории своих жизней, между ними возникла трепетная тяга друг к другу. Они сидят, обнявшись и молчат. И по пьесе в голове Нази звучит голос – это её чувства, которые она не могла высказать в тот момент. Поэтому этот монолог произносила я, стоя с правой стороны сцены, в луче прожектора. А наш руководитель Валерий Геращенко за всем спектаклем наблюдал с балкона, где находился осветитель прямо напротив меня. И вот я  весь свой, именно,  этот монолог произносила глядя прямо в глаза Валере Геращенко. И он тоже смотрел, и даже мне показалось, помогал по-партнерски прочувствовать всю боль героини, которая никогда не сможет стать матерью, которую все обманывали, предавали, даже собственная мать. И вот, наконец, она встретила настоящего, честного человека, но должна потерять его, едва узнав, потому что он неизлечимо болен.
     Текст монолога я привожу не из оригинала, а тот, который после редакции Геращенко произносила я:

     «Где ты был до сих пор?.. Я ждала тебя... Ждала всю жизнь, но приходили другие…  И вот пришел ты — как я хочу быть с тобой! Только с тобой!..  Но ты пришел очень поздно. Как несправедливо устроен мир. Почему люди боятся друг друга…  вместо того чтобы любить, рожать детей? .. Скоро ты уйдешь совсем. Но ты останешься во мне, в моей памяти... Спасибо тебе, мой добрый человек...»

     После спектакля Валера похвалил меня за этот монолог: «Молодец! Ну, ты дала жару! Зрители плакали».

     Мне очень хотелось сказать: «Это Вы, Валера, мне помогли!»
Но я только ответила: «Спасибо, Валера!»

    Этот монолог, этот день премьеры нашего спектакля «Дуэль», эту похвалу от режиссёра и самого режиссёра Валерия Геращенко я запомнила на всю жизнь.

     И разве тогда мы могли знать, что жизнь нашего любимого руководителя будет тоже очень короткой, как и у героя спектакля  "Дуэль" Азиза.

    Но мы помним Валерия Геращенко и каждый, я думаю, кто встречал на своём жизненном пути этого очень светлого, увлечённого театром человека может сказать:
 «Ты останешься во мне, в моей памяти! Спасибо тебе, мой добрый человек!»


Рецензии