Узкоколейка. Охота на слова

 

Сижу в Одноклассниках как-то раз, вижу сообщение, что блогер три часа назад выставил новую фотографию. Открываю из любопытства, а на фотографии мой земляк, житель Кыштыма  Алексей  Нестеренко  сидит на рельсах узкоколейки. Напомнил он мне фотографией, что на такое слово – УЗКОКОЛЕЙКА – я ещё не охотился. Алексей выставляет в сети много интересных фотографий.

Что я о нём знаю? Алексей Нестеренко на  тридцать лет моложе меня, на полгода старше моего сына. Родился в Кыштыме, но в это время я там уже не жил, а работал на Челябинском тракторном. Он десять лет учился в той школе, где я начинал работать учителем русского языка. И школа, похоже, зародила в нём страсть к путешествиям по родному краю. Туризм и ориентирование в школе передавались из поколения в поколение. Алексей работает на медеэлектролитном заводе машинистом электровоза. Значит, тяга к рельсам у него профессиональная, хотя электровозы по той узкоколейке, на которой он сидит, не ходят.

Мне нравится рассматривать фотографии Алексея. Он фотографирует и ночью, и днём во все времена года. Судя по фотографиям,  обошёл и объехал все окрестности Кыштыма и соседних городов, побывал там, где я в молодости ходил ещё школьником, а потом и сам, хотя немного, водил школьников.  Он снимал и там, куда я мечтал попасть, но не получилось. Я поднимался в горы только днём и только летом. А у него много и ночных снимков, и зимних. А ещё вместе со знакомыми он осваивает горы Алтая. Удивительно, но на его снимках я увидел и свою родную улицу Герцена, берег пруда и свой родной дом. Выяснил, что он живёт недалеко, на улице Швейкина.

На моей памяти узкоколейки уже не строили, но демонтировали старые.

Если взглянуть на современную карту Кыштыма, можно обнаружить массу нестыковок. К примеру, есть улица Депо. В прошлом там стояли паровозы, было несколько домов, заводские мастерские, подходила железнодорожная ветка, по ней можно было попасть на Базу-10, в автохозяйство, на лыжную базу, на лесопилку и даже на механический (ныне машиностроительный) завод. Была станция Депо. Через неё мы с мамой несколько раз ездили в Карабаш к родственникам. Дорога эта проходила вдоль восточного берега озера Сугомак. Потом построили ширококолейную дорогу вокруг города через посёлки Каолиновый и Тайгинку, но на карте остались два указателя «Железнодорожный переезд» и коротенькие штрихи некогда существовавшей дороги.

А вот от узкоколейки, соединяющий завод с цехом возле стадиона,  не осталось никаких следов. С завода она выходила между инструментальным цехом и пожарной частью. Чтобы от центра города  попасть к проходной завода и к той деревянной школе, где я учился, нужно было пройти под железнодорожным мостом. Я помню, как по этой дороге двигался небольшой поезд с маленьким паровозиком. А потом дорогу демонтировали, насыпь убрали, а мост снесли, и развалившаяся  позднее часть кинотеатра «40 лет Октября» стояла как раз на бывшей насыпи узкоколейки. Самую красивую, самую обустроенную часть года – улицу Республики между двумя речками – снесли быстро и застроили типовыми «хрущовками», от стройных лип и подстриженных рядов акаций остались только воспоминания.

Кстати, в центре Челябинска в прошлом тоже была узкоколейка от вокзала до радиозавода, правда, я видел «трёхпутку», то есть три рельса, по такой дороге могли  передвигаться поезда и с узкими,  и широкими широкими колёсными парами. Современные улицы  Курчатова и Овчинникова  проложены как раз на месте железной дороги. И возле дороги, как и в Кыштыме, в 60-е годы разместили лесоторговую базу.

Обратимся к словарю Владимира Даля. Слово УЗКОКОЛЕЙКА мы найдём в гнезде прилагательного УЗКИЙ.

УЗКИЙ, тесный в ширину, как короткий говор. о длине, противопол. широкий, просторный; узкий говор. о внешнем поперечном размере, и о внутреннем просторе. Улицы узки, двоим рядом не проехать. Эта лента узка, найдите пошире. Рукава узки. Узкий тес дешев, да невыгоден. Узкая нора, тесная кругом.
 Узка щель, а глазу просвет есть.
На плечистого все узко.
Ложка узка, таскает по два куска: надо развести пошире, чтоб таскала четыре.
День по дню хуже, а платье уже.
Туда широка дорога — да оттоль узка.
Живем не широко, а узким Бог помилует.
 Узенькая оборка, ленточка, не широкая; ленточка узенька, башмаки эти узеньки, узковаты, слишком узки, обужены, надо пошире.
Дорожка то к раю узким-узёхонька!
Узковатость, качество узковатого. Узкость, узость ж. свойство, состоянье узкого. По узости, тут и не проедешь. Узь ж. узина, качество узкого; || узкая полоса. || Узи мн. сиб. узкая коренная, русло, с мелями по бокам. Холсты ныне такая узь, что ничего не выкроишь, а цены все одно. Хорошо бы полотно, да узиною портит. Седе Давид во узинах, Царст. в теснинах, в ущельях. У нас много земли в узинах пропадает, в черезполосье, в рубезках вдоль гор, болот и лесу. Узчина сев. узкий, простой крестьянский холст. Узить что, суживать, делать, сводить уже. Узиться, страдат. или возвр. по смыслу, суживаться. Для чего ты стал узить дорожку, веди холстом, перехвату не делай! *В тесном кругу сует узится взгляд и понятия. Доузил донельзя. Портной обузил рукава. Немного переузил. Перешеек суживается, сужается. Кувшин сужен под горлышком. Сукно сузилось от сырости, сселось. Уженье ср. действ. по глаг., суженье. Узик растенье Sedum, см. заячья капуста. || См. попутник. || См. деревянка.
Узкобородый старичок. узкобородковый, узкобородчатый ключ, узкобороздчатый те, узкобровая дева, красавица, узкоглазый китаец, узкогорлый кувшин, узкогрудый человек, лошадь, узкоголовые мексиканцы, узкогубая женщина, узкозадая борзая слабосильна.
Узкозоркость ж. тесный взгляд, понятия, недальновидность, односторонность. Узколицый англичанин, узколистое (узколистное) растенье, узколобые туповаты. Узколобый, узкомозглый, тупой, простоватый, недальновидный. узкомордый хорь. узконарые казармы.
Узкоколейная железная дорога.
 Узкоротому артель не мила, узкорылый зверь носуха, узкотазое строенье женщины, узкотулейная шляпа, узкотелое животное, червь, глиста и пр. Толковый словарь живого великорусского языка

И несколько познавательных примеров из Википедии

Узкоколейная железная дорога (узкоколейка) — железная дорога с шириной колеи менее стандартной; подвижной состав таких дорог несовместим по ряду параметров с дорогами нормальной колеи (то есть технические проблемы не исчерпываются перестановкой тележек).

Обычно узкоколейками принято называть железные дороги с шириной колеи 600—1200 мм; дороги с меньшей шириной колеи называются микроколейками, а также декавильками, что не всегда правильно.

Декавилевская колея (фр. Decauville)— это путь с шириной 500 мм. Такие дороги строились во Франции для обеспечения перевозок грузов в сельской местности, на рудниках, имеющих небольшой объём добычи, и на строительных площадках. Их создатель французский инженер Поль Декавиль. Сын фермера Арманда Декавиля, Поль выращивал  свеклу  для своего винокуренного производства. Ненастная погода  превращала грунтовые дороги в грязь, и запасы свеклы нередко оставались на полях. Декавиль предложил изготовить рельсошпальную решётку исключительно из металлических элементов. Их легко собрать и разобрать, а небольшие  вагонетки передвигали вручную. Такая же система действовала в компании шампанских вин.

Декавилевские железные дороги широко применялись для подвоза боеприпасов внутри крепостей и фортификационных сооружений, в промышленности и в горнодобывающей промышленности разных стран.
Обычно для тяги вагонов (или вагонеток) применялась гужевая тяга, но на Всемирной выставке 1889 года в Париже поезда с пассажирами водили паровозы.

Узкоколейные железные дороги дешевле в постройке и эксплуатации. Меньшие размеры локомотивов и вагонов позволяют строить более лёгкие мосты; при прокладке тоннелей для узкоколеек требуется извлекать меньший объём грунта. Кроме того, на узкоколейках допускаются более крутые и кривые подъёмы и спуски, потому они популярны в горных районах.

Узкоколейки строили временно там,  где строить железные дороги стандартной колеи было невыгодно. Потому мы встречаем их в лесосеках, на шахтах, рудниках, на предприятиях торфодобычи.

Микроколейные железные дороги строились внутри цехов или по территории крупных предприятий для перемещения крупных заготовок, больших количеств материалов, станков, вывоза из цехов крупногабаритной готовой продукции, иногда для развоза рабочих в отдалённые цеха. Сейчас для этого используются автопогрузчики и электрокары.

Во время войн, при подготовке к крупным военным сражениям или при создании пограничных укрепрайонов строились военно-полевые узкоколейные дороги для обеспечения переброски войск и военных грузов. Для прокладки таких дорог часто использовались имеющиеся автодороги с грунтовым или асфальтобетонным покрытием. Протяжённость дорог составляла от нескольких до ста километров.

Кроме того, строились отдельные узкоколейные железнодорожные линии внутри фортификационных сооружений. Такие дороги использовались для транспортировки боеприпасов с большими габаритами.

Все детские железные дороги бывшего СССР, а также других стран, имеют узкую колею (в СССР, как правило, 750 мм).

На острове Сахалин железная дорога имела узкую колею (1067 мм). Эта дорога вместе с подвижным составом осталась в наследство от Японии.  Хочу напомнить, что в 1905 году Россия потерпела поражение в войне с Японией. Южная часть острова отошла к этой стране в качестве контрибуции. То есть Япония владела половиной острова до поражения в войне в 1945 году. В  Японии стандартная  колея 1067 мм для всей железнодорожной сети. С 2002 года по 2020 год все линии были перешиты на колею 1520 мм.

В СССР была принята стандартная ширина колеи для узкоколейных железных дорог общего пользования — 750 мм.   Для шахтных, рудничных и заводских узкоколеек иногда используется ширина колеи 600 мм, 900 мм, 1000 мм.

Среди микроколейных дорог самая узкая колея (всего 260 мм) используется в Великобритании на железной дороге Уэльс — Уолсингем. Большинство микроколейных железных дорог имеет ширину 381 мм или 15 дюймов, что является неписаным стандартом. Также распространены железные дороги с шириной колеи  500 мм, 457 мм, 400 мм.


Рецензии