Легенда о коне Тору-Айгыре
Много-много лет назад в Х-ХIV веках на северном берегу озера Иссык-Куль, в районе протекания реки Тору-Айгыр находился город Сикуль, в котором жило тюркскоязычное племя, которое называлось Тору-Айгыр.
О древности этого антропонима и первом его упоминании можно судить по письменному источнику под названием «Общее описание о Шинжан», относящееся к периоду правления китайской династии Цин.
В настоящее время от города Сикуль сохранилось городище, расположенное на территории современного села Тору-Айгыр и в его окрестности вплоть до побережья озера. С востока границей города была одноимённая река, а с севера и частично востока город был защищён длинной стеной. По своему расположению город состоял из двух частей: верхней (северной) и нижней (южной), которая позднее была затоплена и до сих пор находится под водой.
При раскопках, произведённых в 1961 году археологом Д.Ф.Винником в северной части села, были обнаружены остатки жилищ из сырцового кирпича, и монументальные постройки (сооружения бытового и производственного назначения).
Об освоении и заселённости здешних мест в древности подтверждают наскальные рисунки кочевников, обитавших здесь несколько тысячелетий назад. В бассейне реки по всей её длине от истока до устья также находятся древние курганы и могильники, датируемые 9-8 веками до нашей эры, и каменные изваяния тюрков. Рядом встречаются курганные захоронения сакско-усуньского времени (VIII в. до н. э. - VI в. н. э.) и захоронения тюркского периода (VI в. н. э. - XIV в. н. э.).
В этот период времени на этой территории существовало государство Караханидов, первым родоначальником его правящей династии был Сатук Абд ал-Карим, который в 942-955 годах был правителем Баласагуна.
Из монументальных сооружений того периода в настоящее время в восточной части села сохранился средневековый кумбёз, построенный скорее всего над могилой первого главы рода Тору-Айгыр и представляющий собой своеобразное архитектурное здание в форме мавзолея (гробницы) с куполообразным покрытием и мощным порталом.
Нашествие татаро-монгольских орд в ХIII веке и последующие войны привели к разграблению и разрушению многих караханидских городов, в том числе и в Прииссыккулье. Население было покорено, их хозяйство пришло в упадок. Жители покинули свои дома и бежали в лучшие края, от городов остались одни развалины и многие из них навечно исчезли с географической карты.
После разгрома калмаков алтайские кыргызы вновь занимают свои земли наТянь-Шане, Прииссыккулье и Таласе. Часть из них поселилась на том же месте, где раньше находился город Сикуль и это их поселение получило название села Тору-Айгыр.
Впервые упоминание названия села Тору-Айгыр встречается на корте американского писателя, путешественника , учёного и дипломата Юджина Скайлера, который в 1873-1876 годах впервые посетил Среднюю Азию и написал о поездке книгу путевых впечатлений «Turkеstan: Notes of a Journey in Russian Turkеstan, Khokand, Bukhara and Kuldja», изданную в 1876 году.
О происхождении этого топонима существует несколько легенд. Одна из них в интерпретации автора статьи приводится ниже.
Однажды местный родоправитель увидел, что дети, которые купались около побережья села, не умеют плавать. И вот, чтобы стимулировать их желание научиться плавать, он объявил, что скоро состоятся соревнования и кто победит на них и первым приплывёт в заданное место, получит приз – ягнёнка. В следующий раз им в качестве приза была выставлена овца, а на третьих соревнованиях – жеребёнок. Все дети в этот период научились хорошо плавать и с нетерпением ждали очередного заплыва. И на этот раз в качестве приза был выставлен племенной жеребец. Но при этом впервые была выбрана дистанция для заплыва от села Кара-Талаа на южном берегу озера Иссык-Куль до села Тору-Айгыр на северном.
Был дан старт и сотни подросших за эти годы ребят бросились в воду. Но первым к финишу приплыл молодой паренёк по имени Улан – житель прибрежного села. Он и получил дорогой приз, назвал коня Тору-Айгыром (тору – гнедой, масть лошади, рыжий с чёрными хвостом и гривой + айгыр – жеребец = гнедой жеребец ). И с этого времени они стали неразлучными друзьями.
Тору-Айгыр был из породы восточных лошадей, которых на Руси называли аргамаками (арабскими благородными конями). Аргамак (тюрк.) argamak = арга — обобщающее слово, означающее в комплексе силу, ловкость, изворотливость, умение выходить из безвыходного положения + мак — аффикс имени прилагательного, образованного от имени существительного) = конь среднеазиатской (восточной) породы, обладающий силой, ловкостью, изворотливостью. Чаще других это название доставалось ахалтекинской породе лошадей, которая отличалась не только выдающимися верховыми характеристиками, но и прекрасным экстерьером, под которым понимают внешние формы её телосложения.
Но началась новая война и Улан на своём коне ушёл защищать свой народ.
Прошло время, но Улан не вернулся и однажды жители села увидели голову плывущего к ним коня без всадника. Когда он вышел на берег, то отряхнулся, подошёл к юрте Улана, опустил голову и тихо заржал. Так жители этого села узнали, что Улан погиб. Но они увидели, каким верным, сильным и выносливым был Тору-Айгыр. Предводитель рода велел отвести коня на свою конюшню и ещё много лет он преданно служил новому хозяину. А то место, где конь выплыл, жители села стали называть Тору-Айгыр и постепенно и село тоже стало называться этим именем.
Однако топонимисты считают, что название села имеет более прозаическое название и происходит от двух слов тор – просторный, широкий +айрык (айрыг) – горная ложбина, место слияния двух горных рек = широкая горная ложбина.
Но в памяти потомков наиболее предпочтительной была легенда о верной дружбе коня Тору-Айгыра м его хозяина и в память об этом событии ОО «Фонд Развития Массовых видов спорта Nomad Sport» с 2016 года проводит международный заплыв Issyk-Kul Swim Challenge, способный объединить профессионалов и любителей плавания из различных стран.
Свидетельство о публикации №221071500212