Легенда о коне Тору-Айгыре

               
     Много-много лет назад в Х-ХIV веках на северном берегу озера Иссык-Куль, в районе протекания реки Тору-Айгыр находился город Сикуль, в котором жило тюркскоязычное племя, которое называлось Тору-Айгыр.
     О древности этого антропонима и первом его упоминании можно судить по письменному источнику  под названием «Общее описание о Шинжан», относящееся к периоду  правления китайской династии Цин.
     В настоящее время от города Сикуль сохранилось городище, расположенное на территории современного села Тору-Айгыр и в его окрестности вплоть до побережья озера. С востока границей города была одноимённая река, а с севера и частично востока город был защищён длинной стеной.  По своему расположению город состоял из двух частей: верхней (северной)  и нижней (южной), которая позднее была затоплена и до сих пор находится под  водой. 
     При раскопках, произведённых в 1961 году археологом Д.Ф.Винником в северной части села, были  обнаружены остатки жилищ из сырцового кирпича, и монументальные постройки (сооружения бытового и производственного назначения).
     Об освоении и заселённости здешних мест в древности подтверждают наскальные рисунки кочевников, обитавших здесь несколько тысячелетий назад. В бассейне реки по всей её длине от истока до устья также  находятся древние курганы и могильники, датируемые 9-8 веками до нашей эры, и каменные изваяния тюрков. Рядом встречаются  курганные захоронения сакско-усуньского времени (VIII в. до н. э. - VI в. н. э.) и захоронения тюркского периода (VI в. н. э. - XIV в. н. э.).
    В этот период времени на этой территории существовало государство Караханидов, первым  родоначальником его правящей династии был Сатук Абд ал-Карим, который в 942-955 годах был правителем Баласагуна.
     Из монументальных сооружений того периода в настоящее время в восточной части села сохранился средневековый кумбёз, построенный скорее всего над могилой первого главы рода Тору-Айгыр  и представляющий собой своеобразное архитектурное здание в форме мавзолея (гробницы) с куполообразным покрытием и мощным порталом. 
     Нашествие татаро-монгольских орд в   ХIII веке и последующие войны привели  к разграблению и разрушению многих караханидских городов, в  том числе и в Прииссыккулье. Население было покорено, их хозяйство пришло в упадок. Жители покинули свои дома и бежали в лучшие края, от городов остались одни развалины и многие из них навечно исчезли с географической карты. 
     После  разгрома калмаков  алтайские кыргызы вновь занимают свои земли наТянь-Шане, Прииссыккулье и Таласе. Часть из них поселилась  на том же месте, где раньше находился город Сикуль и это их поселение получило название села Тору-Айгыр.
     Впервые упоминание названия села Тору-Айгыр встречается на корте американского писателя,  путешественника , учёного и дипломата Юджина Скайлера, который в 1873-1876 годах впервые посетил Среднюю Азию и  написал о поездке книгу путевых впечатлений «Turkеstan: Notes of a Journey in Russian Turkеstan, Khokand, Bukhara and Kuldja», изданную в 1876 году.
О происхождении этого топонима существует несколько  легенд. Одна из них в интерпретации автора статьи приводится ниже.
     Однажды местный родоправитель увидел, что дети, которые купались около  побережья села,  не умеют плавать.  И вот, чтобы стимулировать их желание научиться плавать, он объявил, что скоро состоятся соревнования и кто победит на них и первым приплывёт в заданное место,  получит приз – ягнёнка. В следующий раз им в качестве приза была выставлена овца, а на третьих соревнованиях – жеребёнок. Все дети в этот период научились хорошо плавать и с нетерпением  ждали очередного заплыва.  И на этот раз в качестве приза был выставлен  племенной жеребец.  Но при этом впервые  была выбрана дистанция для заплыва   от села Кара-Талаа на южном берегу озера Иссык-Куль  до села Тору-Айгыр на северном.
     Был дан старт и сотни подросших за эти годы ребят бросились в воду.  Но первым к финишу приплыл молодой паренёк по имени Улан  – житель прибрежного села.  Он и получил дорогой приз, назвал коня Тору-Айгыром (тору – гнедой, масть лошади,  рыжий с чёрными хвостом и гривой + айгыр – жеребец = гнедой жеребец ).  И с этого времени они стали неразлучными друзьями.
     Тору-Айгыр был из породы восточных лошадей, которых на Руси называли аргамаками (арабскими благородными конями). Аргамак (тюрк.) argamak = арга — обобщающее слово, означающее в комплексе силу, ловкость, изворотливость, умение выходить из безвыходного положения + мак — аффикс имени прилагательного, образованного от имени существительного) = конь среднеазиатской (восточной) породы, обладающий силой, ловкостью, изворотливостью. Чаще других это название доставалось ахалтекинской породе лошадей, которая отличалась не только выдающимися верховыми характеристиками, но и прекрасным экстерьером, под которым понимают внешние формы её телосложения.
     Но началась новая война и Улан на своём коне ушёл защищать свой народ.
Прошло время, но Улан не вернулся и однажды жители села увидели голову плывущего к ним коня без всадника. Когда он вышел на берег, то отряхнулся,  подошёл к юрте Улана, опустил голову и тихо заржал. Так жители этого села узнали, что Улан погиб.  Но они увидели, каким верным, сильным и выносливым был Тору-Айгыр.  Предводитель  рода велел отвести коня на свою конюшню и ещё много лет он преданно служил новому хозяину. А то место, где конь выплыл,   жители села стали называть Тору-Айгыр и постепенно и село тоже стало называться этим именем.
     Однако топонимисты считают, что название села имеет более прозаическое название и происходит от двух слов тор – просторный, широкий  +айрык (айрыг) – горная ложбина, место слияния двух горных рек =  широкая горная ложбина.
     Но в памяти потомков наиболее предпочтительной была легенда о верной дружбе коня Тору-Айгыра м его хозяина  и в память об этом событии ОО «Фонд Развития Массовых видов спорта Nomad Sport» с 2016 года проводит международный заплыв Issyk-Kul Swim Challenge, способный объединить профессионалов и любителей плавания из различных стран.


Рецензии