Я к вам пишу

Прежде чем я осознала, что у меня неплохо получается писать рассказы, единственным жанром, где у меня выходило складно, был эпистолярный, то есть сочинение писем.  Я писала письма часто и много, и все мои респонденты в один голос заявляли, что я большой Мастер Писeм и читать мои письма - большое удовольствие.  Так или иначе, но я могу смело сказать, что мои миниатюры, новеллы и рассказы вышли, как дитя из колыбели, из моих писем.  Поэтому, когда объявили тему для следующей встречи в Литературном клубе - Письмо, я решила, что тут уж я должна сесть на своего конька.  Да что там конька, целую тройку запрячь смогу.  Возможно, это было слишком самонадеянным предположением, и сколько коней и коньков мне удастся запрячь, нe мне судить.  Но я попробую.

Моя университетская подруга, с которой до сих пор остаемся близки, хотя минуло уже четыре десятка лет и между нами огромное расстояние, как-то вспомнила:
- Мое первое воспоминание о тебе - это чтение твоего сочинения на уроке.  Было задано написать на свободную тему, и ты написала в форме письмa подруге.  Помню преподавательница читала его вслух на семинаре и обращала наше внимание на незаурядный стиль, на смешение в этом письме разных стилей и на меткость фраз.   
Я, разумеется, должна была этим гордиться и запомнить такое событие.  Но что интересно, я напрочь этого не помню.  Конечно, могла и забыть, но что всего вероятней, прогуливала я скорее всего тот семинар, я была тогда не промах прогуливать занятия.  С той моей подругой мы до сих пор переписываемся, поменяв только бумажный формат на электронный.  И она до сих пор любит читать мои письма.

Как тогда сказала наша преподавательница, смешение разных стилей в письме делает корреспонденцию более интересной и обогащает письмо.  Но не всегда.  Иногда жанр твердо определен ситуацией, и смешение стилей никак не получится. 
Когда скропостижно не стало моего мужа, я долгое время обращалась за помощью к психологу.  Она - глубоко понимающий и сочувствующий человек и профессионал высокого уровня - как-то мне посоветовала найти такое занятие, чтобы оно успокаивало, отвлекало от тяжелых мыслей и воспоминаний, приносило душевный комфорт.  Я сказала, что люблю писать письма.  Совет ее был неожиданным - написать письмо ушедшему мужу.  Это был тогда колоссальный выплеск эмоций, крик моей больной души, принесший катарсической очищающий эффект.  Это было самое трагическое письмо, написанное в моей жизни.  Я писала его сквозь потоки слез.  Если мне случается читать это затерянное в электронных глубинах моего компьютера письмо сейчас, спустя 15 лет, то и сейчас трудно сдержать слезы.  Как будто снова с ним говорю. 
А еще нас когда-то научили одной необычной традиции.  Идя на кладбище, мы покупаем надутый гелием воздушный шарик.  Пишем на нем маркером свое короткое послание нашим ушедшим любимым людям и отпускаем шарик в небо.  И пока шарик несет потоком воздуха ввысь и вдаль, в ту даль, где, возможно, сейчас души наших родных, мы смотрим на улетающее к ним письмо, провожая шарик взглядом до тех пор, пока только можем его видеть, и таким образом разговариваем с ними.

И все же смешение стилей, улыбка и юмор в письме очень бывают к месту, если только это письмо не посылается в трагической ситуации.
Однажды зашла ко мне моя подруга.  Были мы с ней кроме всего еще и подругами по несчастью:  я вдова, она разведенная.  Обе вкусили гоечь одиночества и были тогда в свободном поиске.  Сели на кухне попить чайку, и почувствовала я, что подруге сильно неможется, что она не чувствует себя комфортно даже со мной поделиться тем, что на душе, хотя секретов друг от друга мы не держали.  Потом собралась с духом и выложила, что познакомилась она с мужчиной, который показался интеллигентным и достойным человеком.  Возможно, он таким и был, но что-то у них не сложилось правильно. 
- Пригласил он меня в концертный зал на концерт классической музыки.  У меня аж бабочки внутри стали порхать.  Я сама не знаток, но большой любитель красивой музыки, а мой бывший зевал и кривился, когда я только упоминала о том, что хорошо бы сходить на оперу или балет.  Первое свидание началось ошеломительно романтично и возвышенно.  Вышли после концерта, несколько озадаченные, как должно знакомство развиваться дальше.  И тут мой новый знакомый заявляет, что хотел бы пойти ко мне в гости.  Несколько неожиданный ход событий, но мне ничего не остается делать, как пригласить его к себе.  Мой взрослый сын, как на грех, оказался дома, а не у своей подруги.  Вижу, он немного удивлен, но мне не показывает, потому что мы с ним друг друга хорошо понимаем и он не осуждает мои поиски мужа.  Накрыла на скорую руку стол, сели втроем с сыном и Интеллигентом ужинать.  И тут новый знакомый начал вести светскую беседу, от которой нам с сыном стало очень неловко, нам, но не eмy.  У него с собой оказалась бутылка вина, которое в соседнем супермаркете стоилo полтора доллара.  Наш с сыном собеседник, а вернее будет сказать, выступающий, потому что беседы не предполагалось, а было его исключительное соло - выступление, рассказал нам о том, что это уникальное вино, очень ценное и дорогое, и нам только благодаря ему очень повезло его попробовать.  Далее он вещал много и очень красочно о своем творческом пути, что он писатель, журналист и музыковед одновременно.  И все бы это могло быть истинной правдой, если бы он не перевирал очевидные факты, которые даже нам, непрофессионалам, были известны, но расходились с выданной им версией.  Потом он вдруг сказал, что до своего дома ему не доехать и поэтому нам пора удалиться в спальню.  Немая сцена:  я в растерянности и непонимании, мой сын смущен, а Интеллигент без капли стеснения проследовал в мою спальню и там остался.  Короче.  То, что произошло в спальне, не заслуживает ничьего внимания, причем не только из-за приватности ситуации, но еще и оттого, что наш знакомый оставался верен себе - завирал и любовался собой.  Hо после всего этого я чувствую себя так, будто меня вымазали в нечистотах.  Мне неловко встречаться взглядом с моим сыном, мне стыдно, что я не смогла выставить за порог этого говорливого и самовлюбленного типа, к тому же наглого и лживого. 
Когда закончился монолог моей подруги, мне нечего было ей сказать.  "Не бери в голову, забудь, бывает", - маловероятно, чтобы ее это успокоило.  Но я тогда предложила послать этому типу письмо.  И не просто письмо, а письмо на официальном бланке, состряпав его на компьютере, таким образом разыграв и посмеявшись над ним от души.  Неожиданно моя подруга сказала, что ее бы это несколько успокоило и улыбнуло.  И мы приступили к коварному плану если не мести, то высмеивания Интеллигента.  Была проделана тонкая полигpафическая работа, бланк выглядел совершенно натуральным
На бланке Российского ПЕН-клуба (международной организации профессиональных писателей), который мы, правда переделали в Клуб ПЕН(коснимателей), послали ему письмо следующего содержания:

“Достопочтимый Mистер X:
Российское отделение всемирной организации писателей, русский ПЕН(коснимателей) центр, а также международное общество сексуальных реформ с глубочайшим пиэтетом доводит до вашего сведения, что вам присуждается почетное звание, впервые учрежденное совместно нашими высокими формированиями.  Отныне и непреходяще вы именуетесь Величайшим-В-Биосфере-Представителем, Вешающим-Лапшу-На-Уши.  По количеству лапши, повешенной вами на уши ваших коммуникантов в последнее время, вы значительно превзошли общее производство лапши, выпущенной в таких странах как Буркина Фассо и Кабо-Верде вместе взятых.

С глубочайшим уважением и пожеланиями больших успехов в вашем благородном деле,

Президент ПЕН(коснимателей) центра

члены Исполкома клуба,

а также восторженные обладатели ушей, получивших от вас свою порцию лапши.”

Мы с подругой не знаем дальнейшую судьбу этого письма.  К счастью, ей не приходилось больше с этим человеком нигде пересекаться и ничего о нем и от него слышать.  Но когда вспоминаем с ней об этой нашей шалости-дразнилке, то дружно и с облегчением смеемся.


Письмо меняет формат и назначение, письмо становится короткой СМС-кой или музыкальным клипом.  Иногда закрадывается нелепая мысль:  что было бы, если вместо своего хрестоматийного письма, Татьяна Ларина послала бы Онегину СМС.  Думается, судьба ее не слишком бы изменилась, но ведь тогда не было бы сцены письма Татьяны в опере Чайковского, не было бы восхитительного "Я к вам пишу, чего же боле".  Да и Евгения Онегина могло бы не быть.  Вопреки этому, письма всегда были и останутся связывающей нитью и незаменимым способом общения, даже если и говорят, что телефоны и видео-чаты предпочтительнее при общении с родными или друзьями.  Тем не менее, я к вам пишу.


Рецензии
Верочка, я хотела маме к Дню рождения написать письмо-рассказ о том, как я её люблю, выразить благодарность и тепло, что по разным причинам до сих пор почти не удавалось. Не успела... Опоздала на пять дней, а может и на всю свою сознательную жизнь.

Ольга Григорашенко   03.01.2022 21:30     Заявить о нарушении
Оленька, ты НЕ опоздала. Ты была прекрасной дочерью, а написать можешь сейчас. Только будет это невероятно тяжело, зато очень очищающе, ты сама это почувствуешь...

Вера Костяновская   02.01.2022 06:14   Заявить о нарушении