Букеты из чужих садов. Блез Паскаль
*
Пусть же рассмотрит человек всю природу в ее высоком и полном величии; пусть перенесет свой взор с низших окружающих его предметов к тому блестящему светилу, которое подобно вечной лампаде освещает вселенную. Земля покажется ему тогда лишь точкою, в сравнении с необъятным кругом всех планет, вращающихся вокруг Солнца; пусть он подивится тому, что этот необъятный круг, в свою очередь, не больше чем точка в небесном пространстве. Но когда взор его остановится на этой грани, пусть воображение уходит дальше: скорее утомится оно, чем истощится природа в снабжении его все новою пищей. Весь этот видимый мир есть лишь незаметная часть в обширном лоне природы. Никакая мысль не обнимет ее. Сколько бы мы ни тщеславились нашим проникновением за пределы мыслимых пространств, мы воспроизведем лишь атомы в сравнении с действительным бытием. Наконец, самое осязательное свидетельство всемогущества Божия, это то, что наше воображение теряется в этой мысли.
Пусть, пришедши в себя, человек посмотрит, что представляет он в сравнении со всем бытием, пусть представит себя как бы заблудившимся в этом далеком уголке природы и пусть по этой келье — я разумею вселенную нашу — он научится ценить землю, царства, города, и себя самого, в своем истинном значении.
Что такое человек в бесконечном?
Но чтобы увидать другое столь же удивительное чудо, пусть он исследует один из мельчайших известных ему предметов. Пусть в крошечном теле какого-нибудь клеща он рассмотрит еще мельчайшие части, ножки со связками, вены в этих ножках, кровь в этих венах, жидкость в этой крови, капли в этой жидкости.
Как не придти в изумление, что наше тело, дотоле незаметное во вселенной, которая, в свою очередь, незаметна в недрах всей природы, вдруг стало колоссом, миром, скорее всем в сравнении с недостижимым для воображения ничтожеством? Кто посмотрит на себя с этой точки зрения, испугается за себя самого.
Видя себя в природе помещенным как бы между двумя безднами, - бесконечностью и ничтожеством, он содрогнется при виде этих чудес. Я полагаю, что его любопытство превратится в изумление, и он будет более расположен созерцать эти чудеса в молчании, чем исследовать их с высокомерием.
Да и что же такое, наконец, человек в природе?
Ничто в сравнении с бесконечным, все в сравнении с ничтожеством, средина между ничем и всем.
От него, как бесконечно далекого от постижения крайностей, конец вещей и их начало бесспорно скрыты в непроницаемой тайне; он одинаково неспособен видеть и ничтожество, из которого извлечен, и бесконечность, которая его поглощает.
Убедившись в невозможности познать когда-либо начало и конец вещей, он может остановиться только на наружном познании середины между тем и другим. Все сущее, начинаясь в ничтожестве, простирается в бесконечность. Кто может проследить этот изумительный ход? — Только виновник этих чудес постигает их; никто другой понять их не может.
*
Ввиду нашей наклонности придавать всем вещам свойства духа и тела, казалось бы естественным предполагать, что для нас весьма постижим способ слияния этих двух начал. На деле же это именно и оказывается для нас всего непостижимее. Человек сам по себе самый дивный предмет природы, не будучи в состоянии познать, что такое тело, он еще менее может постигнуть сущность духа; всего же непостижимее для него, каким образом тело может соединяться с духом. Это самая непреоборимая для него трудность, несмотря на то, что в этом сочетании и заключается особенность его природы: «Способ, каким соединяется тело с духом, не может быть постигнут человеком; хотя это соединение и составляет человека» (Бл. Августин. О духе и душе).
*
Вот часть причин недомыслия человека в отношении природы. Она двояко бесконечна, а он конечен и ограничен; она продолжается и существует без перерыва, а он преходящ и смертен; вещи в частности погибают и изменяются ежеминутно, и он видит их только мельком; они имеют свое начало и свой конец, а он не знает ни того, ни другого; они просты, а он состоит из двух различных натур.
113 Мыслящая тростинка
Не в пространстве должен искать я своего достоинства, но в пространстве мысли. Владение землями не даст мне никакого преимущества. В пространстве Вселенная объемлет и поглощает меня, малую точку; мыслию я её объемлю.
115 нематериальные души
Философы победившие свои страсти, - какая материя могла это сделать?
121 противоположности
Опасно слишком настойчиво убеждать человека, что он не отличается от животных не доказывая одновременно его величия. Опасно и доказывать его величие не вспоминая о его низости. Еще опаснее оставлять его в неведении того и другого, но очень полезно показывать ему и то, и другое.
Человеку не следует ни полагать себя равным животным или ангелам, ни пребывать в неведении о том и другом, а следует знать и то и другое.
131 Противоположности, продолжение
Вне веры никто не может твердо знать, спит он или бодрствует, - ведь во сне мы совершенно уверенны, что бодрствуем. И поскольку мы грезим часто, то и живем в грезе, громоздя один сон на другой. Не может ли быть так, что и эта половина жизни сама всего лишь сон, в который включены другие сны и от которого мы пробуждаемся в смерти? Во время этого сна мы столь мало знаем о добре и зле, как и во время настоящего сна. В этом сне нам кажется, что мы видим пространства, предметы, движения. Мы чувствуем, как течет время, измеряем его, - одним словом ведем себя как наяву. В этом случае, что бы мы об этом не думали, у нас нет никакого понятия о истине, а все наши суждения, следовательно, просто иллюзии. (Удивительный образец совпадения взглядов с учением упанишад о майе - vbs)
Кто знает, не есть ли жизнь, которую мы считаем явью, всего лишь второй сон, не многим отличающийся от первого?
*
Что же это за химера – человек?
Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий! Судья всех вещей, бессмысленный червь, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и мусор Вселенной!
Как распутать этот клубок?
Истина нам не доступна, она не на земле живет, а обитает на небе, и Господь открывает её нам лишь в той мере, как ему угодно.
Признаем же двойственность удела человека.
Есть две равные истины.
Одна из них – человек в состоянии Божественной благодати вознесен над природой, словно уподоблен Богу и сопричастен божескому естеству.
Другая – человек в состоянии испорченности и греха отпадает от Бога и становится подобен животным.
Оба эти утверждения равно верны и непреложны.
Свидетельство о публикации №221071500342
Леонид Югаев 12.08.2021 17:02 Заявить о нарушении