Берендеи брень делали
Думаю, что древнерусское происхождение берендеев может быть убедительнее туркменского по причине широкого распространения сказаний о берендеях преимущественно в славянском культурном наследии.
Полагаю, надо бы признать слово "берендей" двухкорневым (берен + дей), т.е. "делатель берен". В словаре Срезневского есть древнерусские слова: "БЬРНИ;, БЕРНИ;, БЪРНИ;, БРЬНИ;" – глина, грязь. Аналогичные слова, связанные по смыслу с глиной и плетением есть во многих славянских языках.
Получается, берендеи – делатели чего-то из глины, веток и соломы. Например, лёгких построек, плетёнок и плетней из соломы или веток, мазаных глиной. Кстати, отсюда же «бренность» мазанок и глинобитных сооружений, а также бренчание на керамике и струнах.
Во всяком случае, берендеи могли быть не племенами, а всего лишь жителями лесных и лесостепных глинистых земель, делателями разных бреней. И это более убедительно, чем связь берендеев с медвежьим и горным корнем *бер-, чья берлога изначально могла быть бренным углублением в глиняном пригорке.
Новое понимание берендейских смыслов открывает возможности более убедительного толкования иных слов:
*шапка «берендейка» могла быть просто бренным головным убором. Не случайно её изображений или описаний с характерными признаками нет в научных и справочных источниках.
*другая «берендейка» в виде военной перевязи с ружейными зарядами могла получить название за обмазку футляров глиной против отсырения, либо от бренчания зарядов при движении.
Свидетельство о публикации №221071500384