Юность театральная глава 1

               
                ЮНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ МОЯ


                Глава 1

     Может быть, это название не совсем точное, но красивое,  и здесь нужно сделать пояснение:я непрофессиональная актриса и юность моя прошла на подмостках Душанбинского народного театра. С самого своего рождения я была театральным ребенком, так как  родители мои - артисты балета.
Счастливое детство моё прошло в центре прекрасного, красивого, зеленого города цветущих роз - Душанбе: на улице Свириденко, где жили мои бабушка и дедушка и на улице Шота Руставели у моих родителей.
 
     Когда мне было лет 8-9 мы с подружками стали по утрам ходить смотреть мультики в клуб, который располагался в конце улицы Шота Руставели. Клуб этот назывался «Клуб профсоюза работников госучреждений». Мне это название тогда казалось каким-то очень важным и серьезным. И я думала, как это в таком серьезном месте мультики показывают? А ещё я заметила, что кроме  расписания киносеансов, там стояли  какие-то афиши, очень похожие  на  театральные,  с разными названиями. Я запомнила: «Оптимистическая трагедия» - тоже непонятное и важное название и «Чужой ребенок». В верхней части афиши было написано «Душанбинский народный театр», из чего следовало, что в этом клубе располагается театр. Но, всё равно, я не могла себе представить, что театр может быть в таком маленьком помещении. Часто бывала на работе у моих родителей -  артистов балета Таджикского государственного академического театра оперы и балета им. С. Айни Татьяны и Курбана Холовых, с 6 месяцев меня приводили на спектакли театра в великолепном, большом здании.  Я думала, что театры только в таких больших помещениях и располагаются.  А вот если бы тогда я поинтересовалась, что за Народный театр расположен в конце нашей улицы, может быть, мне бы посчастливилось подольше быть частичкой этого необыкновенно дружного коллектива. Но прошлого не вернуть…

     Пронеслось почти 10 лет с того времени, когда я впервые увидела афиши Душанбинского народного театра у клуба. В 1985 году я окончила школу и, несмотря на то, что мне очень хотелось поступить  в театральный, я, без проблем сдала все вступительные экзамены на четверки, стала студенткой  факультета иностранных языков Таджикского Государственного пединститута  им. Т.Г. Шевченко. Проучилась я там месяц, и поняла, что не туда попала. Меня замучила придирками куратор группы, специалист по фонетике. Не так я себе представляла изучение немецкого языка. Я забрала документы и стала искать работу. Помог мне с устройством друг моего папы – Пономаренко Вадим Иванович - помощник министра культуры. Он предложил мне  работу секретаря в Таджикском театральном обществе. Я приступила к работе в январе 1986.

     А осенью 1985 года вдруг в газете "Вечерний Душанбе" мне на глаза попалось маленькое объявление: «Душанбинский народный театр ведет дополнительный набор на конкурсной основе непрофессиональных артистов». Я подумала, что надо с чего-то начинать свой путь к мечте о сцене,  и отправилась в назначенный день на просмотр. Старый клуб на улице Шота Руставели закрыли и народному театру выделили комнату для репетиций в новом Дворце профсоюзов.
 
     Я читала басню С. Михалкова «Ромашка и роза» и стихотворение А.С. Пушкина «Что в имени тебе моём?»

     Приёмная комиссия состояла из руководителя народного театра Гарри Гариевича Шамгунова и нескольких  мужчин и женщин  солидного возраста. Как потом выяснилось – это были люди, которые вместе с первым руководителем театра Николаем Петровичем Савиным прошли весь путь от  драматического кружка до народного театра. Потом менялись руководители. В разные годы Народный театр возглавляли артисты театра им. В. Маяковского Яков Эльяшевич, Леонид Мордвинов, Олег Вершковский.

     Меня приняли. Я была очень счастлива. И началась моя театральная жизнь.
Наши репетиции проходили 2-3 раза в неделю в вечернее время. На первом же сборе труппы Гарри Гариевич рассказал о своих творческих планах и предложил взять в работу пьесу В. Розова  «В поисках радости». Мне досталась роль Татьяны – серьезной девушки, сестры главного героя Олега. Мы начали, как и положено,  с читки за столом. Но прорепетировали недолго, до премьеры дело так и не дошло. По каким-то своим причинам Гарри Гариевич вынужден был уйти,а артисты остались без  руководителя.

      А зимой 1986 года, мы узнали, что  новым руководителем народного коллектива  назначен ведущий актер Русского драматического театра им. В. Маяковского  Валерий Геращенко.  Наши «старики» заворчали:  зачем такого востребованного профессионала брать в режиссёры? Он вечно будет занят в своих спектаклях, а мы  «через пень-колоду» существовать? Но на деле всё оказалось по-другому. Валерий Геращенко проявил ответственное отношение  к своим обязанностям и весь коллектив нашего театра попал под его океаническое обаяние. его обожали и уважали  все за то, что артистам и спектаклям передавалась волна его потрясающей увлечённости сценическим искусством.

     Что касается меня, то репертуаром Душанбинского русского драматического театра им. В. Маяковского, где служил Валерий Геращенко, в то время  я интересовалась мало.  А вот артистов старшего поколения - Н. Волчкова,  Е. Аргуновскую, Г. Савельеву, Е. Чистову, знала вне театра, они были знакомы с моими родителями и бабушкой. О Валерии Геращенко узнала осенью 1984 года, мы с классом пришли на спектакль «Дикарь» по пьесе испанского драматурга А. Касона.  И, я помню, насколько все были очарованы блистательной актерской игрой Ольги Тищенко (Марги) и Валерия Геращенко (Пабло). Когда Валерий Геращенко уже руководил нашим театром мы уже специально приходили на спектакли с его участием -  «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, где он играл Валера, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова - Воланд, «Дорогая Елена Сергеевна» Л.Разумовской - Володя.
                ***

     На первой же репетиции наш новый руководитель сказал, что он приверженец театра Бертольда Брехта, ему по духу ближе Мейерхольд, чем Станиславский. Посоветовал почитать пьесы  Макса Фриша и Фридриха Дюрренмата, которые ему нравилятся, и поделился планами  поставить спектакль по повести  Мара Байджиева «Дуэль». Эта повесть, построенная на диалогах героев, давно уже была знакома зрителям многих театров. Но  Валерий Геращенко переделал пьесу: что-то убрал, что-то переставил местами, отредактировал текст.  Повесть была написана в 1966 году, а в 1986 году многие нюансы  уже устарели. Он убрал все привязки ко времени, к месту событий и пьеса стала понятной зрителю из любого города или села и из любого времени.
 
     Кроме этого он сказал, что в будущем хотел бы с нами поставить спектакль по роману Бэл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» о проблемах американской молодежи и сказку Леонида Филатова «Про Федота Стрельца, удалого молодца». А наши «старики» - костяк театра напомнили, осенью 1986 года у нашего театра  юбилей – 25 лет и надо бы отметить это событие концертом.  Валерий заверил, что мы всё успеем. И подытожил:

- В общем и целом  планов - громадьё!

     Всё шло своим чередом: мы усиленно готовились к юбилейному концерту, репетировали «Дуэль» и сцены из «Лестницы».

     Не знаю почему, но вести концерт было поручено нашему весельчаку-балагуру Гене, и, как будто,  для контраста были выбраны две серьезные девушки: Альфия – она была учительницей английского языка в школе  и я, внешне всегда очень серьёзная. Начиналось всё с того, что мы втроем выходили и рассказывали, по какому поводу мы собрались. А потом раскрывался занавес, и на сцене сидела вся наша труппа.

     Программа была составлена очень интересно. Был  «экскурс в прошлое» -  наши «старики» показывали сцены из спектаклей прошлых лет, например, по пьесе В. Шкваркина «Чужой ребенок». Были представлены зрителям сцены из новых спектаклей, кто-то читал стихи. Все вместе пели песни.

     Это был настоящий юбилей театра. Нас пришли поздравить представители ЦК комсомола, руководства Дворца профсоюзов, а поздравление от Таджикского театрального общества  в папке-адресе за подписью Гафара Рустамовича Валамат-заде председателя ТТО,  зачитала я, как сотрудник ТТО. Скажу честно, я же его и печатала! В финале концерта песней «Мы желаем счастья вам» наш театр поздравили служащие воинской части, с которой у театра сложились дружеские отношения. Пели и артисты, и зрители в зале.

На фото сцена из спектакля "Вверх по лестнице, ведущей вниз" из личного архива Е.Фурман


Рецензии