Петров-Водкин Девушки на Волге
Эта картина, на первый взгляд, кажется скорее раскраской, нежели серьёзной работой. Зритель невольно удивляется несколько искусственным нарядам моделей и тревожится яркостью густо-малиновых, красных, ультрамаринно-синих, розовых и жёлтых цветов. Причём, сами героини смотрятся объёмно, а вот пейзаж за ними — плоско и театрально.
Сам же художник считал «Девушек на Волге» этапным полотном. Во время написания картины, он чувствовал потребность расширить свою аудиторию, найти более прочную связь с народом. Потом Кузьма Сергеевич так скажет о своей работе: «Мы хотели жить интересами больших периферийных масс, интересами огромного человеческого коллектива… В «Девушках на Волге» я перехожу к быту и к типажу, который, как мне кажется, удался и который идёт уже не от моей выдумки, а от природы, от девушек, которых я видел на Волге».
Девушки на Волге
Благодаря картине «Девушки на Волге» Кузьма Петров-Водкин раз и навсегда открыл для себя мир «обычной жизни» со всеми её особенностями и красками. Дело в том, что прежде он никогда так ранее не интересовался радостями и прелестями обыкновенных людей. Зато, работая над новым полотном, всё тщательно изучил и перенёс на холст.
Мастер изобразил несколько девушек и юное прелестное дитя. Все они после долгой прогулки спустились к реке и раздеваются, намереваясь в ней искупаться. Скорей всего, эти девушки близкие подруги, а может и родственницы.
Картину отличает живость и динамика, об этом свидетельствуют жесты, движения и позы девушек. Одна из них в спешке снимает с себя одежду, чтобы как можно скорее окунуться, другая заплетает косу, чтобы меньше намочить волосы… К слову, согласно славянской традиции, это означает, что она переходит в статус замужней женщины. На картине также присутствует маленькая обнаженная девочка, которая явно не спешит войти в речку, а стоит в ожидании и наблюдает за другими.
Интересный момент — лица у моделей Петрова-Водкина всегда одинаковые, они практически не имеют индивидуальных черт, более того, они схожи с женщинами на других картинах автора.
Но не взирая на чувства, которые испытываешь глядя на картину «Девушки на Волге», это полотно не считается особо известным в творчестве художника. При упоминании имени этого автора на память сразу приходит другая работа — «Купание красного коня».
Самородок из народа
Родился художник на Волге в городе Хвалынске, который любовно назвал Хлыновском, как бы приближаясь к исконному народному говору. Мальчик рос в дружной, трудолюбивой семье, и с детства был окружён любовью и вниманием. Но особенно душевная связь у него была с матерью Анной Пантелеевной. Всю свою жизнь художник делился с нею в письмах самым заветным…
Путь в искусство для Петрова-Водкина оказался непрост. Благодаря попечительству знаменитого архитектора Роберта-Фридриха Мельцера, который обратил внимание на талантливого юношу, Кузьма оказывается в Петербурге и поступает в Центральное училище технического рисования барона Александра фон Штиглица. Впрочем, вскоре он отправляется в Москву, где в Училище живописи, ваяния и зодчества становится учеником Валентина Серова.
Как не удивительно, но сначала его больше увлекали драматургия и литература. Более того, поначалу писатель оттесняет в нем художника. Его пьеса «Жертвенные», навеянная драмами Метерлинка, была поставлена на театральной сцене и имела колоссальный успех. Затем в нём проснулся страстный путешественник…
Денег на поездки не было и он нашёл довольно остроумный выход: обратился к фирме, производящей велосипеды, с предложением осуществить рекламную поездку. Фирма согласилась и Кузьма на велосипеде исколесил всю Европу. Встреча с европейской культурой стала для него важной школой.
Благоговение перед женщиной
В 1906 году он встречает в Париже Мару Йованович, ставшую его женой. Благоговейное отношение к матери художник перенёс на жену и впоследствии на дочь Елену, рождение которой воспринял как самое яркое событие своей жизни. Удивительное созвучие сердец, царящее в семье, удесятеряет его творческие силы.
Впоследствии художник будет постоянно обращаться к темам женственности и материнства, в которых пытается постичь тайну первоистока жизни. В лицах своих героинь он будет изображать богоматерь, в которой «воплощено горячее сердце мира». Этой теме посвящены и первые значительные картины художника «Берег», «Сон», навеянные образами символизма, живописью Борисова-Мусатова.
Они хоть и подверглись жёсткой критике, но сблизили художника с объединением «Мир искусства» и принесли известность. Однако настоящее признание к Петрову-Водкину пришло с картиной «Купание красного коня» (1912 г.), где воплотились беспокойные предчувствия искусства будущего.
Революция
Великая Октябрьская революция была воспринята им двояко. С одной стороны, художник видел в ней возможность высвобождения творческих сил, с другой понимал — разгул стихийных и катастрофических начал неизбежен. Он вновь обращается к образу матери-заступницы и создаёт полотно «1918 г. в Петрограде» («Петроградская мадонна»).
Потом он начинает отдавать предпочтение натюрмортам, которые у него представляют особый, сияющий мир. Свободный от компромиссов сюжетных картин, художник погружается в живописные эксперименты. Подлинными шедеврами в этом жанре стали «Розовый натюрморт. Ветка яблони» и «Натюрморт с синей пепельницей».
В это же время Петров-Водкин увлекается преподавательской деятельностью, а потом и вовсе возвращается к писательству. Из-под его пера выходит автобиографическая трилогия «Хлыновск», «Пространство Эвклида», «Самаркандия». Если верить его выступлениям и заметкам, он нашёл своё место на новом поприще, однако близкие знали — без живописи жить не сможет. Планов у художника было много, но им помешала смерть…
Свидетельство о публикации №221071500816