Сотницыно - загадка названия села разгадана!

История села, в котором я родился, хоть и похожа на историю тысяч сёл России, но имеет свои неповторимые страницы, тесно связанные с судьбами людей, которые жили на берегах реки Алёшни на протяжении многих веков.
Происхождение названия села покрыто тайной.
По одной из версий, давным-давно, когда и Шацк ещё не построили, в Мещере, на границе Московского государства, стояла сотня служилых людей, которые защищали русскую землю от набегов татар и ногайцев. По другой версии – в селе была сотня дворов, что и зафиксировано в названии. По третьей версии – село принадлежало жене сотника. Какая из версий правильная, - сказать сложно. Все версии вполне правдоподобны.
Археологических исследований на месте села не производилось. Культурный слой почти полностью разрушен и утрачен.
Первоначально здесь проживали мордовские племена. В XIII – XV вв. появилось тюркское население. Единственным постоянным славянским анклавом в Мещере являлась округа Андреева городка (Темгеневское городище), у северной окраины Сасово. Именно, построенный из камня Андреев городок, известный историк Беляков А.В. называет изначальным центром Шацкого уезда, который значительно позже выделился из Мещеры. На карте, между местом, на котором находился Андреев городок, и местом, где расположено село Сотницыно, - около 10 километров. Вполне возможно, что часть жителей Андреева городка переселилась в село Зименки, которое существовало до появления у села нового названия, и даже – одновременно с ним. О появлении славянского компонента можно говорить только c XV в., но относительно массовым он становится не ранее 30-х г. XVI в. Тогда же фиксируются первые поместные пожалования московским государем татарских мурз (князей).
Мещерские земли, на которых позже сформировался Шацкий уезд, первоначально относились к Рязанскому княжеству. В 1496 г. они принадлежали рязанскому удельному князю Фёдору Васильевичу Третному; частью земель на данной территории владел и его брат великий князь рязанский Иван Васильевич. 19 августа 1496 г. братья заключили докончанье, установив границы своих владений. Они совпадают с западной границей Шацкого уезда XVII в., сохранившейся с незначительными изменениями до первой трети XX в. Восточная граница была условной и в основном проходила по реке Цне. Территория Шацкого уезда в XVII–XVIII вв. простиралась несколько дальше, за реку Выша. Низкий правый берег Цны и в настоящее время остается малозаселённым. Причину следует видеть в значительных весенних разливах, фиксировавшихся ещё в XIX веке. Расположенные в низине леса были пригодны только для бортничества и сенокосов. По докончанью в случае смерти князя Фёдора бездетным его земли должны были отойти старшему брату. Однако Иван Васильевич умер в 1500 г. первым. В 1503 г., незадолго до кончины, князь Фёдор завещал все свои земли дяде по матери – великому князю московскому Ивану III.
На протяжении многих веков село Сотницыно (Зименки) находилось в пограничной зоне, между Рязанским княжеством и Диким полем. Так продолжалось до тех пор, пока 28 июля 1521 года великий князь Московский Василий III окончательно не присоединил все рязанские земли к своим, а великого князя Рязанского Ивана Ивановича схватил и бросил в тюрьму. Правда, Иван Иванович, довольно быстро освободился и уехал (по другой версии – бежал) в Литву, где следы его в истории затерялись.
Таким образом, московский князь вместе с новыми землями получил себе новую головную боль, ведь теперь граничить с Диким полем стало уже не Рязанское, а Московское княжество. Естественно, все проблемы защиты рубежей от набегов кочевников, которые раньше решал рязанский князь, теперь перешли к Василию III и его потомкам. Жителям Сотницыно (Зименки), в любом случае, легче не стало. Наоборот, из-за удаленности от Москвы, они стали более беззащитными. Как и раньше, нашим предкам приходилось надеяться только на себя…
О том, как же называлось поселение, до того, как получило название «Сотницыно», достоверно неизвестно. В исторических документах употребляются разные названия: Зименки, Зименок, Зининка и другие. В Духовной боярина князя Никиты Ивановича Одоевского, в которой упоминается о завещании своему правнуку князю Юрию Юрьевичу Одоевскому «в Шатцком уезде село Зименки, Сотницыно тож, с прикупными землями и с вотчинным жеребьём». Кроме того, правнуку завещалась «пустошь Крутовражская с прикупными землями да в селе Сотницыно жеребей, что здала прожиточного своего поместья Федоровская жена Порошина внуку моему боярину князю Юрью Михайловичу».
Для того, чтобы разобраться с происхождением этого исторического топонима, необходимо переместиться в глубь веков, а точнее в XVI век.
По Ногайской дороге, проходившей через Шацкие ворота, крымские и азовские татары (ногайцы) на протяжении 200 лет совершали набеги на рязанскую землю.
В августе 1533 года 40-тысячная крымско-татарская орда под командованием царевичей Ислам-Гирея и Сафа-Гирея вторглась в южные московские владения. Русское правительство на этот раз было своевременно предупреждено о нападении и успело принять меры. Василий III Иванович отправил передовое войско в Коломну, а затем сам с главными силами прибыл из Москвы в село Коломенское. Между тем царевичи осадили Рязань и стали штурмовать город.
Другие татарские отряды разоряли рязанские «волости», сжигали села и захватывали пленных. Василий III приказал главным воеводам выступить против татар. Против крымцев были направлены конные отряды под командованием «лёгких воевод»: князей Ивана Овчины-Оболенского, Дмитрия Палецкого и Ивана Друцкого. При приближении русских дружин царевичи прекратили осаду и стали спешно отступать в степи. «Лёгкие воеводы» нанесли ряд поражений крупным татарским отрядам, которые разошлись в стороны от основных сил Ислам-Гирея и Сафа-Гирея. Несмотря на все эти успешные действия русских полков, юго-восточная окраина Руси была опустошена татарами. Крымцы увели из рязанской земли огромное количество пленных, которые, как товар, продавались на невольничьем рынке в Кафе (современная Феодосия) и увозились своими новыми хозяевами по Крыму и за море: в Турцию, Персию и Сирию.
В одном из боёв с захватчиками столкнулся отряд, в котором служил Семён Григорьевич Клобуков-Топорков, имевший прозвище Сотница (Сотенка).
В неравной схватке в Мещере, примерно в том месте, где теперь находится Сотницыно, Семён Сотница был убит.
В честь геройски погибшего предка, его потомки сменили фамилию и стали именоваться Сотницыными.
Внук Семёна Сотницы - Пётр Иванович Сотницын, став в 1597 году воеводой в Переяславле Рязанском, увековечил память своего деда, назвав поселение, где тот сражался и погиб, его именем. Как сложилась судьба самого рязанского воеводы после 1598 года история умалчивает – начиналось Смутное время, в ходе которого многие архивы того периода были сожжены или утеряны.
А что же говорят сохранившиеся исторические документы.
Село Зименок впервые упоминается в 1590 году.
Из Отдельной и межевой выписи от 10 июня 1590 г. Ивана Леонтьева сына Любовникова Василию Янову сыну Мачехина на бывшее поместье Третьяка и Ивана Павловых детей Мачехина пуст. Лукашевское селище в Подлесском ст. Мещерского у.:
" По государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамоте и по выписи с книг мещерских писцов писма и меры Василья Волынскова да Семена Ступишина с товарыщи за приписью государевых дияков Елизарья Вылузгина да Якова Витофтова, Иван Левонтьев сын Любовников, ехав в Мещерской уезд, в Подлеском стану отделил в помесья Василью Янову сыну Мачехнину пустошь порозжее усадища у Сухой Сасовки Лукашевское селище, что было преж того в поместье за Третьяком да за Иваном за Павловыми детми Мачехнина , шестьдесят чети с полуосминою в одном поле, а в дву по тому ж, к старому мещерскому его поместью к осмьдесят к трем четвертям в его оклад в двесте в пятдесят чети. Межа учинена по старому: у села у Кочермина вверх речки Сухой Сасовки.. да села Зименок николской поп Иван, да того ж села Посниковы да Никитины приказщики Башкиных Матвей Васильев да Семейко Иванов, да крестьяне Торас Степанов, Ломан Спирин, Торас Старой, Дема Окулов…".
Впервые село Сотницыно упоминается в писцовых книгах Шацка за 1617 год (И.П.Алябьев): "За Васильем ж за одним, что было за Микитою за Башкиным, жеребеи; села Зименок, а Сотницыно тож, на речке на Олешне (Л. 139) <...> || три ме[ста дворовых] <...> || перелогу <...> [дв]ат||цать восемь <...> || по тому ж; сена по ре[чке] <...>252||ца и около поль и меж пашен, и по || врагам, и на старом селище сорок копен, а в лес им въезжати в Ценскои;."
"За вдовою за княгинею за Огафьею за княж Ивановою женою Никитича большово Одоевского (Л. 169 об.) з дочерью княжною Стефанидою, что было за Микитою за Бошкиным, а после за мужем ее, за князем Иваном Никитичем, а после за князем Иваном Ивановичем Одоевского, две трети села Зименок, а Сотницыно тож, на речке на Олешне под высоким Рамешком, а треть тово села за Семеном, да за Яковом, да за Васильем за Бошкиными, да за Васильем за Москотиневым. А в селе: церковь Рождества пречистои; Богородицы, древя- (Л. 170) на, клецки, а другая церковь Николы чюдотворца, древяна ж вверх, а в церкве: образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение приходное, (в) поп Микита Григорьев, (в) церковныи; дьячок Микифорко Ефимов, (в) понамарь Первушка Федоров, (в) проскурница Марфица; четыре кельи нищих питаютца от церкви Божии».
В десятне 1615 года наделом в 600 четей за службу наделен от казны «Ондреи Посников сын Башкин по государеве грамоте отставлен, а в его место служит сыну ево Якову». То есть, государеву службу продолжил Яков Андреевич Башкин.
В этой же десятне говорится, что Василий Посников сын Москотинев получил надел 550 чети и денежный оклад – «14 рублев».
Небольшое уточнение, подтверждающее более раннее существование села Сотницыно, как ни странно, можно найти в архиве польского короля, времен Смуты. Жалованная грамота короля содержит интересный факт, повествующий о том, что 30 марта 1610 года Никита Дмитриевич Вельяминов, находившийся на воеводстве в Костроме, был вызван в Смоленск, где от короля Речи Посполитой Сигизмунда III Вазы, по случаю избрания его сына – королевича Болеслава на Московский Царский престол, в числе других Московских сановников, упомянутых Жалованной грамоте на вотчины и поместья, чины, денежные и хлебные оклады, дворы и прочее, был пожалован вотчиной в селе Сотницыно Шацкого уезда. Итак, появилась более ранняя дата – 1610 год.
Поскольку, большинство древних актов сгорело в Московских пожарах Смутного времени и позже, в том числе, во время Отечественной войны 1812 года, уточнить время появления названия села, было крайне сложно, но надежда оставалась!
Так как первыми зарегистрированными служилыми людьми в Мещере были военные, то продолжить поиски я решил в так называемых «десятнях», содержащих списки служилых людей, которые составлялись с периодичностью 6-8 лет.
Сразу скажу, хоть десятней по Мещере сохранилось совсем немного, но итогом трудного поиска стала сенсация, которая раскрыла личность человека, в честь которого село, скорее всего, и получило своё название.
 Ещё немного терпения – не пропустите детали!
Десятни готовились под наблюдением Разрядного приказа и представляли из себя перечень уездных служилых людей Московского государства (московские дворяне, жильцы, дворяне выборные, городовые и дети боярские), составлявшийся в военно-финансовых целях при разборе, верстанье и раздаче денежного жалованья.
Получив поместья, служивые люди были обязаны на них заводить хозяйства, строить дома и хозяйственные постройки. Вести хозяйство все имели реальную возможность, так как на государевой службе находились 6 месяцев в году, а другие 6 месяцев – у себя в поместьях.
В XVI веке войско Московского государства было исключительно национальное.
С 1550 года для обороны государства из вольных людей, жителей городов и уездов стали формироваться сотни. Новый род воинов, дополнивший уже существующее дворянское войско, назвали стрельцами. Служба стрельцов ограничивалась районом того города, к которому они были причислены и имя которого носили. Они освобождались от всех налогов. В свободное от службы время могли заниматься разными промыслами и торговлей. С доходов, превышающих 50 рублей, взимались налоги. Денежный оклад стрельца составлял 7 рублей в год; продовольственный 12-27 чт. зерна и 5 рублей выделялось на одежду. Прилив желающих стать стрельцами был громадный – выбирали лучших! В Разрядном приказе вёлся поименный список всех стрельцов.
Стрельцы составляли специальный гарнизон города, в обязанность которого входило поддержание внутреннего порядка в мирное время, а в военное – защита города. В полевые полки стрельцы не назначались. Служба стрельцов была пожизненная, и не только личная, но всего своего семейства. Поступая на службу стрельцы получали от казны дом, в котором они жили со своим семейством и вели хозяйство. Стрельцы выходили в отставку только по старости, из-за болезни (увечья) или за совершение преступления, лишавшего права находится в рядах стрельцов.
Стрельцы самоорганизовывались в сотни, имеющие начальника – голову, двух пятидесятников и десятников по числу десятков. Сотня имела своё знамя. Впоследствии стрелецкие сотни образовали полки. Вооружение стрельца: пищаль (позже – мушкет), бердыш и сабля. Первые сотни стрельцов назывались копейщиками: имели на вооружении копья и мечи.
В 1553 г. по указу Ивана Грозного для укрепления засечной черты русской «украйны» был построен город Шацк (Шатцкий город). Первым воеводой был назначен князь Иван Фёдорович Мезецкий. Вместе с воеводой назначался осадный голова.
В Разрядной книге 1475-1598 годов имеется запись: «Того же лета (7061) царь и великий князь в Мещере, в шатцких воротех, велел поставити город с Николина дни вешнего, а воеводы были тогды для береженья князь Дмитрей Семенович Шастунов да Степан Григорьев сын Сидоров; а город делал Борис Иванов сын Сукин. А как город зделали, и с Ильина дни велено годовати в Шатцком городе князю Ивану князю Федорову сыну Мезецкому да Строю Лачинову".
С учётом того, что город за три месяца построить нельзя, можно предположить, что первоначально Шацк был заложен в 1552 году, а год спустя были созданы городовые укрепления.
Ну и вот, собственно её величество – Сенсация:
в 1571 году М. Я. Морозов, служивший воеводой большого полка, составил разборную десятню по Мещере. В этой десятне указано: «в Шацком осадной голова - Сотница Олферьев сын Башкин». От Сотницы Олферьева сына Башкина пошли потомки, которые, как видно из вышеприведенных исторических записей, жили в селе Сотницыно.
Теперь, вы всё знаете! Почти - всё!
Продолжение следует.


Рецензии