Толстолобик

В очередной приезд в Ростов-на-Дону, я решил порыбачить на набережной Дона, недалеко от Ворошиловского моста.

Здесь регулярно собирались ростовские рыбаки, и понятно почему.

В этом месте ширина реки более четырехсот метров, а глубина у набережной более трех и рыбалка бывает очень удачной в любое время года.

Каждое утро, еще до рассвета, на набережной собираются рыбаки. Они занимают места у резных чугунных пролетов, отделенных друг от друга бетонными стенками.

Снасти для ловли рыбы в Ростове специфические.

Когда много лет назад я первый раз пришел половить рыбку с обычными донками и свинцовыми грузилами, отлитыми в столовой ложке, мне местные рыболовы сказали очень много ласковых слов, так как, после первых же забросов, из-за сильного течения, я, своей донкой, собрал снасти сразу у нескольких из них, стоявших на соседних местах.

Пришлось срочно все переделывать, и, в первую очередь, грузила.

Специально для такой рыбалки я отлил из свинца пирамидки, весом 150-200 грамм, в основании которых, как якоря, торчали в разные стороны четыре надежных стальных проволоки.

Такой груз, в отличие от грузила в форме ложки, при попадании на дно реки, ложился надежно, и не сносился течением.

Кроме этого, обычный поводок, сильным течением, сразу же наматывался на основную леску.

Поэтому пришлось готовить из толстой нержавейки специальный отвод от основной лески, длиной десять сантиметров, к которому уже крепился поводок с крючком. 
Рыба на Дону ловилась разная, но моей целью был лещ.

Очень часто здесь попадались экземпляры размером с лопату, от килограмма и больше. Достать их из воды была серьезная проблема.

От уровня воды и до набережной, высота метра четыре. Попробуй без подсака вытащить такого богатыря, который висит на крючке!

Поэтому местные  придумали специальное приспособление.

Берется подсак, с него снимается ручка, к кольцу на равном расстоянии крепятся три веревки, а в центр сетки привязывается полкирпича, чтобы на длинной веревке, подсак не сносило от сильного ветра.

Ну а дальше все просто: поклевка, подсечка, подтягиваем рыбу к набережной, кидаем подсак в воду, подводим его к рыбе и аккуратно поднимаем на берег.

Все просто, если знать как...

Но у меня такого приспособления не было, поэтому приходилось поднимать крупного леща очень осторожно, чтобы не зацепить его о бетонную стенку.

Сходы рыбы были частые, но удавалось и домой наловить...

В то утро, я пришел на набережную очень рано, и занял место недалеко от Ворошиловского моста.

У самого моста был спуск к воде, где у стенки стояла платформа дебаркадера. Поэтому я прошел еще метров тридцать выше по течению от дебаркадера и закинул снасти.

Рыбалка в этот день была не очень результативная. Воды было много и рыба клевала очень уж неохотно.

Часам к десяти все места на набережной были заняты рыбаками, ожидавшими редкие поклевки.

В общем клевало плохо, и большинство рыбаков просто скучало.

Через какое-то время метрах в ста - ста пятидесяти выше по течению, среди рыбаков начался шум.

Я стоял и спокойно смотрел в ту сторону.
 
А там начинался настоящий шухер.

Вы смотрели по телевизору, когда на футбольном стадионе многотысячное братство болельщиков приподнимается и по трибунам будто проходит волна?

Что-то подобное начало происходить и на набережной.

Стоявшие спокойно рыбаки, вдруг начинали судорожно хватать свои сетки и кидать их в воду. Это привлекало внимание рыбаков, стоявших ниже по течению, и они начинали делать то же самое.

Мне стало интересно. Рыба не клевала, и я, перегнувшись через ограду, решил высмотреть, что же там происходит.

Чем ближе начинали суетиться рыбаки, тем громче слышалось:
- Толстолобик! Толстолобик!

Когда от этой шумящей рыболовной братии до меня оставалось метров пятьдесят, я, наконец, понял причину всей этой суеты.

В воде, у самой поверхности, сверкая чешуей, медленно переваливаясь с боку на бок, плыл громадный толстолобик.

Размер рыбы был приличный. Думаю, что весила она не меньше двадцати - тридцати килограмм.

Толстолобика оглушил своим винтом какой-то катер, и теперь он плыл по поверхности и даже не делал попыток уйти на глубину.

Рыбаки хватали свои сетки и пытались поддеть толстолобика, но с высоты четырех метров, даже большого диаметра подсачком без ручки, на обычной бельевой веревке, сделать это было просто невозможно.

Сначала я посмотрел на все это буйное действо без интереса - сетки у меня не было, поэтому никаких шансов, подцепить эту рыбину у меня тоже не было.
Но тут я вспомнил про дебаркадер.

Это был ржавый железный понтон, к которому причаливали катера, возившие отдыхающих на левый берег Дона.

По периметру дебаркадера была установлена ограда, высотой меньше метра,  представлявшая из себя обычный металлический уголок, приваренный к вертикальным стойкам.

Сам дебаркадер возвышался, примерно, сантиметров на шестьдесят от уровня воды.
У меня появился шанс перехватить рыбу у дебаркадера.

Я ласковым голосом попросил у соседа подсак:
– Зачем он тебе? Все равно рыбу не достанешь - высоко! Все бесполезно!
– Ну дай! Я все же попробую.
– Ну бери...

Я взял подсак, и пока все были заняты попыткой накрыть своими сетками рыбу с набережной, отправился на дебаркадер.

Прикинув, на каком расстоянии от берега будет проплывать толстолобик, я занял позицию, упершись коленями в ограду дебаркадера.

Расчет был простой - когда будет подходить рыба, аккуратно подвести под нее сетку и втащить на борт дебаркадера.

Тем временем вся эта шумная толпа приближалась.

Некоторые из рыбаков, наконец сообразили, что можно попытаться выловить толстолобика именно с дебаркадера, и ко мне кинулись полтора десятка рыбаков, но у меня была самая выгодная позиция.

А рыба была все ближе.
Я уже видел ее совсем рядом.

Я видел, как она медленно и плавно переваливается с боку на бок, как блестит на солнце ее чешуя, как она лениво шевелит плавниками и беззвучно открывает громадный рот.

И вот она уже рядом!

Я перегнулся через ограду, приготовил подсак, но как только я начал опускать его в воду, какой-то плюгавый дед, ростом полтора метра в прыжке с кепкой, вдруг, с криком: - «У меня подсак больше!», толкнул меня под локоть, пытаясь накрыть толстолобика своей сеткой.

Рыба была прямо передо мной.

Вырвавшийся из моей руки, подсак попал в рыбу, как специально по ее голове, кирпичом, привязанным к сетке.

Толстолоб, как мне показалось, с удивлением очнулся, с недоумением посмотрел на нас, стукнул хвостом по воде и ушел под дебаркадер...

Я молча повернулся к деду и ласково посмотрел на него.
 
Видимо взгляд у меня был такой страшный, что дед присел и залепетал:
– Я не хотел! Я не хотел! Я не специально!..

Но мне было не до разборок с ним. Я протолкнулся через толпу и кинулся к противоположной стороне дебаркадера.

Но толстолобика и след простыл... Наверное, после удара кирпичом, он пришел в чувство и отправился на глубину, залечивать физические и душевные раны.

Я посмотрел на людей, стоявших на дебаркадере и на берегу, но деда тоже не увидел. Его сдуло не только с причала, но и с набережной.

Не уверен, что рыбу такого веса, мне бы удалось с помощью сетки вытащить, но осталось чувство досады, от неожиданной помехи...

Надеюсь, что повезет в следующий раз.


Рецензии